Методическое пособие
По организации спортивно-образовательного мероприятия
«Заряди организм жизнью»
Москва,
2018 г.
О методическом пособии
Целью методического пособия является помощь в организации спортивно-образовательного мероприятия «Заряди организм жизнью», задачей которого является привлечение внимания детей страны к необходимости повышения уровня физической активности, популяризации здорового образа жизни, а также для приобретения дополнительных навыков для сохранения собственного здоровья и здоровья близких школьника.
Организаторы проведения спортивно-образовательного мероприятия: Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» и «Российское движение школьников».
Место проведения: общеобразовательные организации.
Краткое описание: спортивно-образовательное мероприятие представляет собой совокупность станций, расположенных на одной территориально-ограниченной местности. За каждой станцией закреплена определенная тематика. Каждая команда должна посетить все представленные станции и выполнить предложенные задания. Задания включают в себя два элемента: теоретический и практический. Целью теоретической части является повышение грамотности школьников в вопросах собственного здоровья и механизмах его поддержания на должном уровне. Практическая часть в большинстве случаев заключается в выполнении различных физических активностей, что позволит в большей степени приобщить молодое поколение к ведению здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня медицинской грамотности школьников в отношении собственного здоровья и механизмов его поддержания, а также формирование ценностного отношения к здоровью.
|
2. Пропаганда основных элементов здорового образа жизни.
3. Приобретение дополнительных навыков для сохранения своего здоровья и здоровья близких.
4. Развитие способности к межличностному общению у участников мероприятия, повышение сплоченности, общего настроения команд, а также повышение креативности каждого участника в отдельности.
Детальное описание организации проведения мероприятия:
Мероприятие представляет совокупность следующих станций, расположенных на одной территориально ограниченной местности:
Станция 1: «Я врач»
Станция 2: «Я говорю НЕТ!»
Станция 3: «Пирамида»
Станция 4: «Внимание, инсульт»
Станция 5: «Движение - жизнь»
Станция 6: «Кукловод»
Станция 7: «Держи давление под контролем»
За каждой станцией закреплен ответственный по станции. Весь материал для организации работы на станциях представлен в соответствующих разделах. За правильное выполнение заданий каждой станции команда получает ключ. Перемещение команд по станциям фиксируется на маршрутном листе (Приложение 1). Команда первая, получившая все ключи и верно составившая кодовую фразу,объявляется победителем.
Ответственными за станцию являются участники Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» или школьники в возрасте 15-17 лет, предварительно прошедшие обучение для работы на станции.
Команда состоит из 10-15 человек в возрасте от 10 до 17 лет. Количество команд равно количеству станций.Предпочтительно, чтобы в составе каждой команды были представители разных возрастных категорий (классов).
|
Форма одежда участников мероприятия: свободная, не сковывающая движения. Предпочтительно спортивная.
Поэтапная организация мероприятия:
1. Собрание всех организаторов мероприятия, включая участников Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» и/или школьников – ответственных за станцию.
2. Закрепление за каждой станцией ответственного.
3. Инструктаж ответственных за станцию по организации работы станции и критериям выдачи ключей командам (каждый ответственный должен в точной последовательности давать информацию команде согласно описанию станции, включая информационный блок).
4. Организация команд (число команд равно числу станций).
5. За каждой командой закрепляется свой номер (или название команды).
6. В каждой команде назначается капитан.
7. Капитан должен следить, чтобы на станциях активность проявляли все члены команды, а также собирает ключи со всех станций.
8. Капитану команды необходимо следить, чтобы на каждой станции команда не задерживалась более 6 минут.
9. Инструктаж команд по месторасположению станций (возможно, выдача маршрутных листов с определением локации станции).
10. Выдача маршрутных листов капитанам команд. Капитаны команд являются ответственными за маршрутные листы у себя в командах.
11. Непосредственное проведение мероприятия.
12. Сбор всех команд после прохождения станций маршрутного листа.
13. Всем командам дается последний ключ («!») к кодовой фразе.
14. В случае, если две или несколько команд одновременно собрали все ключи и составили кодовую фразу («Будь здоров!»), то для выявления победителя предлагается проведение викторины между участниками данных команд по Приложению 5. Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов, объявляется победителем мероприятия.
|
15. Подведение итогов и награждение команды-победителя.
Станция 1: «Я врач»
Суть задания 1: команда становится в колонны по двое и на расстояние 2м друг от друга. Все пары играющих держат за концы короткие скакалки на расстоянии 50-60 см от пола. По сигналу первая пара каждой команды быстро кладет скакалку на землю, бежит в конец колонны, затем последовательно перепрыгивает через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Достигнув своих прежних мест, игроки останавливаются и берут свою скакалку. Теперь игроки второй пары кладут свою скакалку, прыгают через первую скакалку, бегут в конец колонны, затем перепрыгивают через все скакалки до прежнего места.
Время выполнения: 3 минуты.
Реквизит: скакалки.
Информационный блок: Сахарный диабет – хроническое нарушение обмена веществ, в основе которого лежит дефицит образования собственного инсулина и повышение уровня глюкозы в крови. Проявляется чувством жажды, увеличением количества выделяемой мочи, повышенным аппетитом, слабостью, головокружением, медленным заживлением ран и т.д. Заболевание хроническое, часто с прогрессирующим течением. Высок риск развития инсульта, почечной недостаточности, инфаркта миокарда, гангрены конечностей, слепоты. Резкие колебания сахара в крови вызывают угрожающие для жизни состояния: гипо- и гипергликемическую комы.
Сахарный диабет I типа чаще выявляется у молодых пациентов до 30 лет. Нарушение синтеза инсулина развивается в результате поражения поджелудочной железы аутоиммунного характера и разрушения инсулинпродуцирующих ß-клеток. У большинства пациентов сахарный диабет развивается после вирусной инфекции или токсического воздействия, иммунный ответ на которые вызывает гибель клеток поджелудочной железы.
При сахарном диабете II типа развивается инсулинорезистентность тканей, т.е. нечувствительность их к инсулину. При этом содержание инсулина в крови может быть нормальным или повышенным, однако клетки к нему невосприимчивы. У большинства (85%) пациентов выявляется сахарный диабет II типа. Если пациент страдает ожирением, восприимчивость тканей к инсулину блокируется жировой тканью. Сахарному диабету II типа более подвержены пожилые пациенты, у которых с возрастом происходит снижение толерантности к глюкозе.
Суть задания 2: команда должна изучить симптомы данного пациента и ответить на поставленные вопросы.
Содержание задания. Представьте, перед вами мужчина, в возрасте 35 лет, тучный молодой человек, имеющий проблемы с сердечно-сосудистой системой. Он последнее время жалуется на хроническую усталость, частые позывы к мочеиспусканию, постоянный голод, жажду, потливость, кожный зуд. После случайных порезов раны долго не заживают. В его рационе часто имеют место высококалорийные блюда с высоким содержанием углеводов (торты, кремовые пирожные, различные сладости). Спортом мужчина не увлекается, интерес к спортивному залу отсутствует. Имеет машину и на любые расстояния (в том числе до продуктового магазина) добирается на ней.
1. Чем страдает молодой человек?
2. Какой главный анализ нужно провести пациенту, чтобы подтвердить диагноз?
Время выполнения: 3 минуты.
Правильные ответы: 1. Сахарный диабет; 2. Глюкоза.
Система оценки: команда должна верно ответить на поставленные вопросы.
Поиск ключей на станции: ответственный за станцию должен помочь команде найти ключи к разгадке кодовой фразы.
«Ключ в первом слове диагноза стоит на самом ОТЛИЧНОМ месте».
Анализ на это вещество поможет вам найти сразу ДВА ключа, которые также располагаются на ОТЛИЧНОМ месте».
Информация для ответственного по станции: команда должна в качестве ключей определить две буквы: «Р» и «О». «О»-используется дважды при составлении кодовой фразы.
Станция 2: «Я говорю НЕТ!»
Суть задания 1: все игроки команды садятся на корточки в круг. Один человек поднимается и приседает обратно, следующий человек, который будет выполнять то же самое действие, не должен сидеть напротив и возле первого игрока (справа и слева). По итогам данного задания каждый из членов команды должен выполнить действие (встать и сесть на корточки) не менее 1 раза. Переговариваться команды не могут.
Время выполнения: 1 минута.
Информационный блок: Наркотики - это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущения, мысли, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость. Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и запрещенные.
Легальные наркотики – ним относится ряд лекарств, например, транквилизаторы (реланиум, элениум), барбитураты (люминал) и ряд других препаратов, которые выписываются строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни. При строгом соблюдении правил их применения они не наносят ущерба здоровью.
В современном мире возрос интерес молодежи к употреблению так называемых «легких наркотиков». На самом деле, данного понятия в медицинской терминологии не существует. Любое наркотическое вещество формирует зависимость у человека, не только психологического характера, но и психического. Именно поэтому важным этапом возрастного воспитания подростка является приобретение им навыков умения сказать «нет» наркотикам.
Суть задания 2: команде предлагается в течение установленного времени предложить различные варианты решения нижеописанной ситуации. Это может быть формат простого мозгового штурма вместе с ответственным за станцию или же команда самостоятельно придумывает свои варианты и предлагает их в качестве решения ответственному за станцию. В первом случае ответственный за станцию должен вести модераторство (направлять идеи команд в нужное русло и не позволять отходить от темы).
«Представьте, вы оказались в компании, где есть лица, употребляющие наркотики. Один из них предлагает вам попробовать, так называемые «легкие» наркотики. Этот человек достаточно настойчив и не позволяет вам уйти от этой темы. Он уверяет, что от одной пробы ничего не будет, что зависимость с первого раза не возникает и любой человек должен хоть раз попробовать. Ваша задача придумать ряд аргументов и законных действий, которые помогут вам избежать употребление предлагаемого вещества.»
Время выполнения: 5 минут.
Предполагаемые варианты ответа:
Фразы:
1. Мне это пока ни к чему.
2. Эта всё не для меня. Есть увлечения и лучше.
3. Не сегодня и не сейчас.
4. Нет уж, у меня и так вагон неприятностей.
5. Ты что? У меня аллергия!
6. Моё здоровье мне пока не лишнее.
7. Я не хочу умственно отсталых детей.
8. А на лечение от ВИЧ-инфекции ты дашь мне деньги?
9. Я не тороплюсь на тот свет!
Предполагаемый диалог:
Вежливо отказаться: «Хочешь попробовать?» - «Нет, спасибо»
Объяснить причину отказа: «Почему не хочешь» - «Не могу, сдаю анализы (болею…)»
Сменить тему: «Давай покайфуем?» - «А ты слышал, что?…»
Надавить со своей стороны: «Если бы ты был крутым, ты бы попробовал.» - «Если бы ты был крутым, то перестал бы ребячиться».
Не проявлять интереса: Тебе предлагают наркотик - Не обращай внимание, пройди мимо.
Избегать ситуации: Избегать мест, где на тебя могут оказать давление.
Сила в числе: Если приходиться посещать такие места - иди вместе с теми, кто тоже не употребляет наркотики.
Система оценки: ответственный за станцию следит за активным участием в дискуссии всех членов команды. В случае, если ответственный считает, что команда справилась с задание – дать ей следующий ключ, букву «З».
Станция 3: «Пирамида»
Суть задания 1: ответственный по станции учит команду правильно выполнять наиболее популярные физические упражнения: выпады и приседания.
1. Приседания. Эти упражнения укрепляют мышцы бедер, ног и спины. Чтобы правильно выполнить приседания поставьте ноги на ширину плеч, можно вытянуть руки вперед или сложить перед лицом. С ровной спиной начинайте сгибать колени, глядя прямо перед собой. Не наклоняйте корпус вперед, держитесь прямо. Повторить упражнение 15 раз.
2. Выпады. Снова следите за ровной спиной! Одно колено ставьте перед собой, образуя прямой угол, другая нога остается сзади, не касаясь пола коленом. Чередуйте выпады разными ногами. Сделать выпады каждой ногой 10 раз.
Время выполнения: 2 минут.
Информационный блок: Основой здорового образа жизни является правильное питание, которое зависит от потребляемой нами пищи. По содержанию различных питательных элементов и витаминов, все продукты можно разделить на группы, которые позволят составить оптимальный рацион в течение дня.
Опираясь на принципы правильного питания, специалисты разработали универсальную схему питания человека в течение дня - пищевую пирамиду. Продукты, расположенные в нижней части пирамиды, рекомендуется употреблять в пищу как можно чаще, а продукты из верхней части следует употреблять в ограниченных количествах или вовсе исключить из своего рациона.
Суть задания 2: ответственный по станции рассказывает об основных принципах построения пищевой пирамиды и продуктах, лежащих в ее основе (информационный блок) и предлагает команде составить рацион на день в соответствии с изложенными принципами. Команде выдается сама схема пищевой пирамиды, а также карточки, которые команда может использовать для составления рациона питания на день (или на один прием пищи). Все необходимые иллюстрации представлены в Приложении 1. Также рекомендуется использовать муляжи различных продуктов для дополнительной наглядной демонстрации.
Реквизит: карточки с продуктами/муляжи продуктов и пищевая пирамида (Приложение 2).
Время выполнения: 3 минуты.
Система оценки: в случае, если команда соблюдала все нормы правильного питания согласна пищевой пирамиде, ответственный по станции выдает команде следующий ключ – букву «Б».
Станция 4: «Внимание, инсульт»»
Информационный блок: известно, что головному мозгу для поддержания жизнедеятельности необходим постоянный приток обогащенной кислородом артериальной крови. Клетки мозга очень чувствительны к недостатку кислорода и без него быстро погибают, поэтому природа создала обширную сеть мозговых артерий, которые обеспечивают интенсивное кровообращение. При закупорке или разрыве этих сосудов и происходит инсульт, то есть гибель какого-либо участка головного мозга. Инсульт затрагивает не только пожилых людей. В последние годы частота инсульта у молодых людей неуклонно растет. Каждые 1,5 минуты в России кто-то заболевает инсультом. 80% больных инсультом становятся глубокими инвалидами, если вовремя не была оказана помощь. Поэтому знание признаков инсульта необходимо для быстрого реагирования и вызова скорой медицинской помощи больному.
Суть задания: команда делится на две части и дальнейшие их действия схожи с игрой «Крокодильчики». Одной команде выдаются карточки с симптомами инсульта (одному человеку-одна карточка). Каждый участник команды, у которого в руках карточка должен показать тот симптом, который у него написан. Вторая команда должна угадать этот симптом в соответствии с точной формулировкой, изложенной на карточке. Далее все участники начинают обсуждать причины возникновения инсульта, а ответственный за станцию им помогает. В случае возможности наличия дополнительных реквизитов, все участникам предлагается коллективно продемонстрировать два основных механизма возникновения инсульта: ишемический и геморрагичекий.
Для демонстрации ишемического инсульта участники должны выбрать трубу/бутылку без горлышка/любой предмет формы цилиндра без оснований (на усмотрение организаторов мероприятия) и пластилин. С помощью пластилина участники демонстрируют закупорку сосуда (при этом желательно, чтобы каждый из участников назвал по одному продукту, содержащему большое количество «вредного» холестерина: майонез, маргарин, колбаса, консервы, фастфуд, жирные виды рыб (сельдь, скумбрия, треска), сало, бекон, жирное молоко. Важно, чтобы участники понимали, что многие из этих продуктов следует употреблять в ОГРАНИЧЕННОМ количестве, а не исключать из рациона вовсе.
Для демонстрации геморрагического инсульта участнику выбирают шарик и начинают его надувать до той степени, чтобы шарик лопнул. Данный механизм показывает повышение давления внутри шарика из-за чего он лопается, аналогично происходит и с сосудами.
ВАЖНО! Ответственный по станции в зависимости от грамотности самих школьников либо контролирует общий процесс, либо помогает теоретической базой школьникам, чтобы последние смогли теорию показать на практике (сам механизм, происходящий внутри сосуда, продемонстрировать с помощью представленного реквизита).
Реквизит: карточки с симптомами инсульта (Приложение 3). Необходимый реквизит для демонстрации механизма возникновения инсульта (труба/бутылка без горлышка/любой предмет формы цилиндра без оснований, шарик).
Время выполнения: 6 минут.
Система оценки: после выполнения данного задания, ответственный по станции дает следующую подсказку школьникам:«Ваш ключ находится на первом месте символа радости и счастья человека, однако это действие не может произвести человек с инсультом». Ответ – улыбка, ключ буква «У».