Основные направления развития туризма в ГМР




 

Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень развития туризма как по качественным, так и по количественным характеристикам. Материальная база средств размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санитарно-курортные учреждения характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Требуется строительство новых гостиниц и мотелей среднего класса, туристско-гостиничных центров. В первую очередь это необходимо делать в поселениях, перспективных для развития туризма и рекреации.

В средне- и долгосрочной перспективе успешность конкуренции между территориями в рамках Санкт-Петербургской агломерации, которые обладают во многом схожими характеристиками, будет определяться качеством человеческих ресурсов, близостью к рынкам сбыта и центру управления, обеспеченностью инфраструктурой и эффективностью системы местного самоуправления. Важное значение имеют управленческие решения, связанные с привлечением на территорию инвесторов и новых производств. Однако дальнейшему экономическому росту могут помешать инфраструктурные ограничения.

В стратегической перспективе важнейшим конкурентным преимуществом станет привлечение и развитие человеческих ресурсов, которое может быть обеспечено только высоким качеством жизни, качеством образовательных, оздоровительных, туристских и иных услуг для постоянного и сезонного населения, туристов.

Расширение вместимости объектов туристско-рекреационной инфраструктуры - основная задача по развитию сферы туризма и отдыха. На расчетный срок для Гатчины, исторического города регионального значения, одного из важнейших туристских центров Ленинградской области предполагается использовать повышенный норматив обеспеченности местами в средствах размещения (от 9 до 14 мест на 1 тысячу жителей для различных сценариев и темпов развития отрасли).

Доведение обеспеченности местами в гостиницах до уровня действующего в настоящее время норматива (6 мест в гостиницах на 1 тысячу жителей) предполагает наличие номерного фонда 570 мест, при нормативе 9 мест на 1 тысячу жителей к 2031 г. потребуется наличие 909 мест, при нормативе 14 мест - 1414 мест соответственно.

Одной из задач территориального планирования, обозначенных в Генеральном плане муниципального образования г. Гатчина, является «сохранение и регенерация историко-культурного наследия муниципального образования «Город Гатчина» (обеспечение выполнения законодательства по охране объектов историко-культурного наследия федерального, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия)», что является основополагающим фактором для развития различных видов туризма на территории.

Для обеспечения эффективного развития туризма значимым является развитие туристской инфраструктуры, к которой относятся как объекты, используемые преимущественно туристами, так и объекты, в основном используемые местными жителями, но которые могут использоваться и туристами. Поэтому на эффективность мероприятий по развитию туризма влияет не только обеспеченность средствами размещения и предприятиями общественного питания, но и наличие парковок, создание пешеходной инфраструктуры, велосипедных дорожек и др. объектов в рамках создания комфортной среды обитания, позволяющей реализовать новые виды туризма (самостоятельный, велосипедный и т.д.).

В соответствии с действующим Генеральным планом предусматривается ряд мероприятий по совершенствованию туристской инфраструктуры, которые рассматриваются в качестве мероприятий на первую очередь:

¾ Строительство двух гостиниц по 100 мест каждая и одной гостиницы на 50 мест: в микрорайоне Красноармейский на улице Новосёлов, в микрорайоне Дворцовый на улице Хохлова.

¾ Создание 5 мини-отелей по 5-7 номеров на первую очередь: в микрорайоне Аэродром на улице Генерала Кныша, в микрорайоне Центр на улице Чкалова, в микрорайоне Егерская слобода (по итогам разработки концепции комплексного развития территории исторической деревянной жилой застройки).

¾ Развитие предприятий общественного питания в микрорайоне Центр на Соборной улице.

¾ Развитие пешеходных и велосипедных путей сообщения, в том числе, сохранение пешеходных связей через Дворцовый и Приоратский парки.

¾ Новое строительство автостанции у железнодорожной станции Гатчина – Балтийская.

¾ Организация двух автостоянок, вместимостью 36 машиномест каждая, которые будут обслуживать Гатчинский и Приоратский дворцы.

¾ Восстановление пешеходной прогулочной трассы по улице Крупской с доступом к рекреационной зоне Дворцового парка и парка Зверинец.

¾ Организация городских велостоянок большой вместимости у входа в парки, на станциях железной дороги, у вокзалов, крупных объектов спорта по мере увеличения велопарка.

¾ Организация велостоянок малой вместимости у объектов торговли, административных, культурных и учебных учреждений на первую очередь.

¾ Организация велосипедных трасс для соревнований в профиле Орловского обхода.

¾ Разработка и реализация Комплексной программы восстановления и экологической реабилитации паркового комплекса.

¾ Лесовосстановительные мероприятия на территории дворцово-паркового ансамбля.

¾ Восстановление ландшафта (рубки улучшения породного состава и декоративных качеств), дорожно-тропиночной сети (в соответствии с исторической планировкой) и мостов, устройство газонов.

¾ Проведение перепрофилирования территорий завода ОАО «218 Авиационный ремонтный завод» (площадка на улице Новоселов) под рекреационные и общественно-деловые цели.

¾ Разработка проектной документации для территорий вдоль улицы Чкалова. Проведение мероприятий, связанных с сохранением и реконструкцией сохранившейся малоэтажной застройкой по улице Чкалова.

На основе выявленного объекта культурного наследия Госпиталя (Лазарет Кирасирского Лейб-гвардии Е.И.В. Марии Федоровны полка) планируется создание рекреационно-оздоровительного комплекса. На основе ансамбля Круглой Риги (объекта культурного наследия федерального значения) - создание общественно-рекреационной зоны. Кроме того, планируется восстановление под рекреационные цели территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Егерской слободы» (19 жилых домов).

Кроме того, предполагается строительство 4 ресторанов по 150 мест каждый: в микрорайоне Красноармейский на территории «Круглой Риги», на Красноармейском проспекте, на улице Жемчужина; в микрорайоне Дворцовый на улице Хохлова.

Планируется устройство новых площадок для стоянки экскурсионных автобусов в микрорайоне Приоратский рядом с железнодорожной станцией Гатчина-Варшавская и в микрорайоне Киевский у здания «Круглой Риги» (с выносом диссонирующих объектов сервиса); реконструкция и расширение существующей площадки для стоянки экскурсионных автобусов в микрорайоне Красноармейский рядом с Дворцовой площадью; устройство площадки для временного хранения автомобилей, а также для остановки экскурсионных автобусов на территории, прилегающей к улице Хохлова.

На расчетный срок предполагается развитие мини-отелей в микрорайоне Егерская слобода и в микрорайоне Центр на улице Чкалова.

Действующим Генеральным планом обозначен целевой показатель достижения туристского потока в Гатчину на уровне 2 млн. в год, что представляется труднореализуемой задачей, поскольку совокупный туристский поток Санкт-Петербурга не превышал 7,5 млн. человек (в 2017 г.).

Развитие туризма в Гатчинском муниципальном районе и МО "Город Гатчина" на долгосрочную перспективу должно предусматривать эффективное использование имеющихся туристских ресурсов города и его окрестностей, имеющихся туристских продуктов и создание новых путем диверсификации. Такой подход позволит вовлечь в развитие туризма максимальное число субъектов предпринимательской деятельности. Диверсификация туризма опирается на существующий туристский потенциал и рекреационные возможности города и района.

Особое место в повышении туристской привлекательности территории играет информационная инфраструктура.

Навигационная и информационная инфраструктура — это язык, на котором город говорит с жителями и гостями. Навигация открывает городу новые возможности: создает дополнительные точки притяжения, обозначает туристические маршруты, располагает к себе и вызывает доверие. За последние годы были проведены работы по размещению информационных знаков на территории центра города и дворцово-паркового комплекса, но их использование в качестве навигационных знаков в ряде случаев вызывает затруднения. От качества навигации зависит экономическая выгода проекта и то, каким город запомнится гостям и захотят ли они вернуться. Одна из приоритетных задач при проектировании навигации в историческом центре — сохранить эстетические качества фасадов. Кроме того, необходимо разместить информационные конструкции не только в центре города, но и в прилегающих районах. Одной из самых популярных форм информационных конструкций является навигационная стела, которая одновременно может быть источником бесплатного беспроводного доступа в интернет. На такой стеле размещается план-схема близлежащей территории с указанием местонахождения туриста, справочной информацией о расположенных рядом туристских объектах, средствах размещения, предприятиях общественного питания и т.д. с указанием времени доступа и другая необходимая для туристов информация.

Несмотря на наличие достаточного большого числа туристских ресурсов различной направленности, среди остальных пригородов Санкт-Петербурга Гатчина и Гатчинский район являются значительно менее известными. Основную роль в этом сыграло гораздо позднее восстановление Гатчинского дворца и парка как музейного комплекса после оккупации во время Великой Отечественной войны. Изначально восстановление дворца-музея не планировалось из-за значительных затрат, поэтому коллекции Гатчинского дворца были переданы в 24 музея страны, что делает возвращение музейных предметов трудным и долгим. Первые несколько залов после реставрации были открыты только в 1985 году (для примера – Нижний парк Петергофа был открыт в1945 г., Большой Петергофский дворец – в 1964 г.). До настоящего времени Гатчина и окрестности уступает в известности Петергофу, Павловску и Пушкину, что делает необходимым формирование и популяризацию туристского бренда/брендов Гатчинского муниципального района.

Туристский бренд территории должен кратко, но выразительно показывать привлекательность и самобытность территории. Бренд – это образ марки товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок. В сфере туризма товаром является конкретно взятая территория, достоинства и особенности которой должен рекламировать бренд. На основе разнообразных брендов формируется и имидж малого города, активно «продаваемый» турфирмам, индивидуальным туристам, показывающий территорию как привлекательный туристский объект.

Бренд должен создать привлекательный имидж ГМР как объекта туристского интереса и обладать цельным образом, выделяющим его в товарной категории. Учитывая разнообразие возможных направлений развития туризма на территории ГМР можно предложить один главный бренд и несколько второстепенных, направленных на целевую аудиторию или вид туризма.

Основным брендом ГМР предлагается сделать «Гатчина – Сердце Дворцового ожерелья », реализуемого в рамках наиболее популярного в настоящее время культурно-познавательного туризма и использующего транзитное положение Гатчины как места, наиболее удобного для посещения дворцовых пригородов Санкт-Петербурга. Данный бренд будет направлен на большую часть туристского потока, он хорошо визуализируется и включает эмоциональную составляющую.

Близость к СПб создает, с одной стороны, проблемы «перетягивания» внимания туристов к объектам мирового значения в Северной столице, с другой – возможность использования транзитного положения Гатчины как места проживания туристских групп, нацеленных на посещения пригородов СПб и проживающих в Гатчине. В настоящее время транзитный потенциал Гатчины используется недостаточно, хотя и является перспективным.

Для реализации данного проекта необходимо:

- строительство гостиницы (не менее чем на 1000 чел.);

- создание необходимой информационной поддержки проекта (инфотуры, участие в выставках, подготовка печатной продукции, реклама в интернете и т.д.);

- наличие достаточного количества квалифицированного персонала.

Кроме того, можно выделить второстепенные бренды, позволяющие привлечь внимание к определенным видам туризма:

- Сиреневая Гатчина (событийный туризм – проведение Фестиваля Сирени, Гатчина как романтический провинциальный город и т.д.);

- Гатчинские версты (исторический туризм, ЖЗЛ – жизнь замечательных людей, реконструкции исторических событий и т.д.);

- Лукоморье (детский туризм, в том числе событийный, Пушкинские места, литературно-исторические мероприятия и т.д.);

- Дачная столица (Гатчина как столица провинции, Гатчина как место отдыха, литературно-исторические мероприятия и т.д.).

Могут быть предложены и другие бренды, в том числе с помощью опроса населения и туристов.

Сформированные бренды надо не только придумать (в том числе и в графическом исполнении), но и активно продвигать при помощи различных информационных источников для создания и закрепления образа ГМР у потенциальных потребителей. Можно отметить успешный опыт реализации проекта «Хочу в Гатчину!», посвященный 250-летнему юбилею Гатчинского дворца и повысивший интерес к посещению ГМР представителями разных целевых групп за счет проведения разнообразных мероприятий.

Для развития туризма на территории ГМР необходимо активно формировать объекты туристской инфраструктуры, т.к. значительно количество туристских ресурсов района в настоящее время практически не используются из-за неразвитости инфраструктурной составляющей.

Среди основных направлений развития инфраструктуры следует отметить следующие:

- расширение функций Информационно-туристского центра;

- создание комфортной среды обитания (не только в Гатчине);

- формирование информационной среды развития туризма (расширение зоны покрытия Wi-fi, создание мобильных приложений, активизация деятельности в социальных сетях и др.);

- поддержка предприятий сферы туризма и инфраструктуры туризма, особенно в рамках организации социального туризма.

Необходимо подчеркнуть, что развитие туризма способствует не только увеличению доходов предприятий и организаций туризма и туристской инфраструктуры, но и решает социальные задачи, в том числе за счет создания новых рабочих мест.

Возможности стимулирования предпринимательской активности местного населения можно реализовать путем информирования о возможностях бизнеса в сфере туризма на территории муниципального образования, при этом используя пути непосредственного привлечения местных жителей к обслуживанию посетителей объектов туристского показа в рамках отдельных совместных проектов.

К стимулирующим мероприятиям также целесообразно отнести введение льгот в сфере налогообложения, путем принятия соответствующих муниципально-правовых актов; реализацию обучающих программ и программы технической помощи; льготное кредитование предпринимателей, занимающиеся вопросами туризма (обслуживание туристов) на территории муниципального образования. А при стимулировании предпринимательской активности местного населения в сфере туристской индустрии можно широко использовать микрокредитование на льготных условиях для целевого финансирования их проектов.

При формировании и продвижении туристского продукта роль органов местного самоуправления заключается в привлечении возможностей и ресурсов профессиональных туроператоров, которые занимаются международным и внутренним туризмом. В этом случае муниципальные образования будут выступать в роли посредников между местными производителями туристских услуг и туристскими организациями, помогая им в формировании, продвижении и реализации конкурентоспособного туристского продукта.

Реализация проекта по развитию туризма в ГМР невозможна без активного участия всех заинтересованных сторон: населения, представителей турбизнеса, предпринимателей и др. в формате общественных слушаний, внесения предложений и т.д.

Целью развития туристско-рекреационного комплекса и сферы отдыха Гатчинского муниципального района и, в особенности МО «Город Гатчина», заключается в создании условий для формирования высококачественных туристских продуктов и развитие рынка многообразных рекреационных услуг, отвечающих современным стандартам качества, ориентированных на создание условий отдыха местного населения, удовлетворение спроса со стороны жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и внешних туристов. Но реализация данной цели невозможна без наличия кадров высокой квалификации, занятых в сфере обслуживания туристов.

Подготовка профессиональных кадров в области турин­дустрии способствует формированию туристской аттрактивности муниципального образования, повышению качества процесса управления на рынке туристских и гостинич­ных услуг, продвижению республиканского туристского продукта на внут­реннем и внешнем рынках, а также укреплению имиджа Гатчинского муниципального района как современного, высокоразвитого гостеприимного региона, обладаю­щего инновационными технологиями в области туриндустрии, с развитой системой сферы обслуживания, гостиничной и туристской инфраструктурой.

Для устранения недостатков в образовательной систе­ме предлагается следующее.

1. Составить перечень туристских профессий низшего и среднего звена, за­действованных в туристских и рекреационных учреждениях.

2. Определить, в каких образовательных учреждениях целесообразно вводить ту или иную ту­ристскую специализацию и по какому туристскому направлению.

3. Скорректировать образовательные программы учреждений среднего профессионального образования с програм­мой вуза близкой специализации так, чтобы набор и объем специальных дис­циплин колледжей, курсовые работы и практики, соответствовали программе первого и второго курса вуза, так как большинство выпускников колледжей при­ходят в вузы на ускоренный курс обучения.

4. Усилить практическую подготовку студентов на уровне учебных и производственных практик, для чего оснастить собственной матери­ально-технической учебной базой в соответствии со специализацией данного учреждения и иметь постоянные места в туристских учреждениях разного профиля для прохождения учебных и производственных практик студентами на долго­временной договорной основе.

 

Заключение

 

Усиление интереса к внутреннему и въездному туризму в ближайшей перспективе приведет к тому, что для повышения туристской привлекательности ГМР в условиях развития конкурентной среды основным субъектам туристского рынка (представители власти, учреждений культуры, организаций туризма и инфраструктуры туризма и др.) придется совместно разрабатывать маркетинговую стратегию продвижения туристских продуктов территории на внутреннем, а в перспективе – на международном рынке туризма.

Рост интереса к краткосрочным турам выходного дня, турпродуктам в рамках рекреационного, культурно-познавательного, экологического, сельского и событийного туризма делает перспективными усилия Гатчинского муниципального района по развитию данных видов туризма на своей территории (при условии снятия имеющихся инфраструктурных ограничений).

Совершенствование единого календаря туристских событий на территории ГМР, формирование и эффективное продвижения туристского бренда ГМР позволит значительно повысить интерес к посещению Гатчины и Гатчинского района, создать новые рабочие места и увеличить бюджет ГМР за счет налоговых поступлений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: