«Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумёртвой жизни».
А.М.Горький.
Композиция произведения - это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художественный смысл. Важную роль играет анализ названия, эпиграфа, первого и последнего предложений. Рассказ «Спать хочется" строится с помощью нескольких композиционных приёмов. А именно: перекличка между началом и концом текста и повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения. Спать хочется. Автор использует приём усиления - подбор однородных деталей.
Ребёнок поставлен в условия, когда само физическое существование становится невыносимым и в его душе происходят страшные, непоправимые перемены - он просто перестает быть ребенком.
Маленький шедевр Чехова - стилиста опирается на ключевые слова: глагол «спать» и его синоним, а также предложение «Спать хочется». Глагол «спать» служит и композиционной рамкой рассказа: «Ночь. Варька… качает колыбель… Ребенок плачет.… А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются». Автору удалось нарисовать и зрительную, и звуковую картину дрёмы измождённой от бессонницы девочки. Длинные тени от
белья, висящего на верёвке, мигание лампадки, и «тени оживают и приходят в движение», в печке кричит сверчок, похрапывает хозяин, колыбель 9жалобно скрипит, Варька мурлычет. Детский крик и плач раздается на протяжении всего рассказа, начиная со второго абзаца!
«Спать хочется» - с эмоциональным усилием повторяется в середине рассказа, когда девочка засыпает второй раз: «Глядя на них, Варьке страстно хочется спать…» Снова через абзацы уже с измененным порядком слов: «А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется…» Несколько изменённая, фраза появляется ещё дважды. Глагол «спать» звучит рефреном в двух последних абзацах: «Убить ребенка, спать, спать, спать…» А в заключительном предложении звучит перифраз: «…она смеется от радости, что ей можно спать». Не случайно это предложение вынесено в название рассказа.
|
Чехов приводит нас к мысли об истинных виновниках искалеченной жизни девочки, страшен дикий смех Варьки в момент совершаемого ею убийства.
Так «детская» тема рассказа оборачивается совсем не детской проблемой - о судьбе личности в обществе, основанном на социальной несправедливости. В миниатюре Чехов сумел показать психологическую драму Варьки, кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.
Рассказ «Спать хочется» Чехов написал очень быстро: «На рассказ потребовалось не больше полудня», - признался автор в письме к А.Н. Плещееву от 23 января того же года. Между тем продемонстрировано высокое художественное мастерство. Скульптурная выразительность слова, фразы под «давлением» краткости текста неповторимы, искусство литературной детали доведено до совершенства. Читатель зримо представляет, как Варьке снятся «темные облака…», а потом «вороны и
сороки», которые «кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения. Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что «когда бежишь, меньше спать хочется».
|
Кульминация рассказа последовательно вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Что она видела хорошего? А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же. Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!
Писатель – прекрасный знаток детской души, он и сам не был избалован жизнью в том «счастливом» возрасте, понимает ужасное состояние героини, в которое она попала, не может строго судить Варьку за ее ужасный поступок, с сожалением констатирует факт преступления. Заканчивается рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука закона.
Улыбаясь, Варька задушила ребенка. Чехов указывает на явное свидетельство того, что на какое-то мгновение разум девочки, измученной непосильным трудом и бессонницей, помутился, не выдержал испытания. После изнурительной работы сутками ее организм хочет только одного - выспаться. Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать. Зеленое пятно - самое яркое впечатление внешнего в затуманенном сознании девочки, приводит к тому, что читателю становятся все понятнее ее кошмарное состояние и трагический финал рассказа. Доведенная до невменяемого состояния, Варька не справляется с кошмаром. Убийство ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки.
На мой взгляд, в конце рассказов Чехова развязки не происходит. Это скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финалы рассказов открыты в жизнь.
Изящная прозаическая миниатюра вместила в себя всю неизбывность человеческого страдания: смерть живого существа, тем более младенца - не выход из мучительного тупика, в котором оказалась героиня рассказа.
….
Глава III