Язык рассказа «Спать хочется»




В авторскую речь рассказа включены слова, которые передают восприятие Варькой происходящего, ее душевное состояние в свойственных персонажу речевых формах. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется». Предложения передают отношение Варьки, которой смертельно хочется спать, к плачущему ребенку; к тому же глагол «уймется» - просторечно-разговорного характера - вполне вписывается по своей экспрессивно-стилистической характеристике и социокультурному статусу в присущей девочке из простонародья лексикон. «В соседней комнате за дверью, похрапывает хозяин и подмастерье…». «Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла, и пора бы ей вернуться». «Помирает» - тоже из лексикона Варьки, по «Словарю современного русского литературного языка» в 17 томах, имеет помету «простореч.» (т. 10, стлб. 1191), а следующая фраза «Она давно…» и особенно ее вторая часть «и пора бы ей вернуться» передает то нетерпение, с которым Варька ждала возвращения Пелагеи с доктором. «Если Варька, не дай Бог, уснет, хозяева прибьют ее». Здесь тоже очевидно субъективное восприятие Варькой сложившейся ситуации и оценка ситуации в характерной для этой девочки речевой манере: «Не дай Бог, прибьют». К подобным лексико-фразеологическим «включениям» просторечно-разговорного характера и к передаче внутреннего состояния персонажа, его восприятия происходящего автор прибегает и в других местах рассказа.

В «Спать хочется» воспроизводятся речевые формы, свойственные персонажу, нужно отметить способность Чехова художественно точно передавать социальные, психологические характеристики речи литературного героя. Как писал один критик, «природа одарила его [Чехова] чрезвычайно редким, присущим только большим художникам даром, так сказать, перевоплощаться в своих действующих лиц… Чехов как выдающийся мастер слова… каким-то чудом, чудом истинного творчества, и телом, и душой преображается в изображаемое лицо».7 Тайна воздействия Чехова на читателя, секрет авторского мастерства до сих пор до конца не разгаданы. Чехов - необычный писатель. Так что же хотел сказать автор? У Чехова нет ни послесловий, ни предисловий, ни склонности к проповедничеству и нравоучениям.

 


Заключение

Чехов - самый ненавязчивый и молчаливый среди русских писателей. Как хорошо он знает жизнь, как глубоко проникает в человеческую душу. Чеховский мир не столь богат внешними событиями, но содержателен и глубок. Своеобразие художественного воплощения тем и идей, ёмкость художественной детали, ироническая игра слов, говорящие фамилии, логика сюжетов, неожиданность развязки и вместе с тем неизбежность и закономерность свершившегося, достигнутое писателем путём контрастов, повторов, сравнений, пейзажей.

Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он, собственно, и движет действие. Портреты героев даются обыкновенно только несколькими словами и основными штрихами.

Творчество Чехова – это эстетически совершенное воплощение в художественных образах движения философской мысли. Заслуга Чехова перед русской литературой для детей и о детях огромна. Образ ребёнка в произведении А.П. Чехова вмещают в себе простоту, свободу, естественность, самовыражение. Именно в этом состоянии, руководствуясь побуждениями своего естества, внутреннего «я», герой совершает поступки, наиболее адекватные ситуации, верно реагирует на состояние другого, когда внутреннее и внешнее не противоречат друг другу. Взаимодействие ребенка и взрослого чаще всего приводит к конфликту. Чеховский конфликт не отражает эпохальных переломов, но вместе с тем значителен неизбежностью своего возникновения, проблематичностью, глубиной. Этот конфликт в художественном мире писателя зачастую оказывается этапным моментом становления личности маленького героя, и возникает в процессе взаимодействия ребенка с миром и его взрослыми представителями.

Я убедилась в том, что здоровье любого общества следует оценивать по его отношению к детям. В художественном мире писателя ребенок наделен исключительными полномочиями: он словно выступает в роли универсального и неподкупного судьи, является эпицентром вселенной, беззащитной и потому легко ранимой совестью человечества. Ребенок служит как бы лакмусовой бумажкой для безошибочной проверки, что есть добро и что есть зло, где живет правда, и где таится ложь, для надежного определения состояния здоровья общества, для установления правильного диагноза, если последнее больно или если в нем что-то не совсем ладно. На основе этого можно сказать, что наше современное общество начинает понемногу выздоравливать, так как, наконец-то, государство стало обращать внимание на проблемы материнства и детства.

В конце своего исследования мне хотелось бы сделать некоторые выводы.

1. Детский образ, неповторимый и незабываемый, придает рассказу Чехова особый колорит, особую атмосферу.

2. Детская тема, присутствующая во всем творчестве Чехова, решается им в предельно кратком и лаконичном плане, определяемом как спецификой формы рассказа, так и тем, что идеал, пестуемый Чеховым, слишком далеко отстоял от российской действительности той поры.

Список литературы.

 

1.
И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева/Детская литература: Учебник для студ. Высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 472с.

2.
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – М., 1984. – С. 73-75.

3.
Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1985.

4.
Голубков В. А. Рассказы А. П.Чехова о детях // Творчество А. П.Чехова. – М., 1956.

5.
Громов Л. П. Тема детства и проблема воспитания в творчестве Чехова // Труды историко-филологического факультета Ростовского-на-Дону гос. ун-та. – Вып. 5. – Ростов-на-Дону, 1962.

6.
Зайцев В. И. А. П.Чехов и детство // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 6,7.

7.
Из школьных лет Антона Чехова: Сборник воспоминаний / Сост., предисл. и пояснит, статьи к разделам Н.Роскиной. М., 1962.

8.
Макарова В. А. А. П.Чехов // Русская детская литература. – М., 1972.

9.
Одинцов В.В. “Степь”. Новаторство стиля//“Русская речь”, No 1. 1980.

10.
Паперный З. Горькое веселье: о юморе Чехова // Детская литература. – 1992. – № 2. – С. 31-34

11.
Руденко В. Ф. Чехов – детям // Труды Одесского ун-та. – Одесса, 1962. – Вып. 12. – Т. 152.

12.
Семанова М. Л. Чехов – художник. М., 1976.

13.
Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П.Чехова. – Л., 1987.

14.
Чехов А. П. Спать хочется // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. М.: Наука, 1977.

15.
Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева.- 2-е изд., стереотип,- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 544с.

16.
«Кто зайцев хочет кушать – папашу должен слушать»: детская тема в рассказах А.П. Чехова [Электронный ресурс] // proza.ru:[национальный сервер современной прозы]. – М., 2006. URL: https://www.proza.ru (16.10.06).

 



1 Классификация рассказов А.П. Чехова цит. по: Францова Н.В. «Футлярный» герой А.П.Чехова: истоки и развитие. Кандидатская диссертация. - СПб., 1995.


2 Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 1948. - С.467.


3 Чехов А. П. Спать хочется // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.

Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. М.: Наука, 1977. С. 7.


4 Из школьных лет Антона Чехова: Сборник воспоминаний / Сост., предисл. и пояснит, статьи к разделам Н.Роскиной. М., 1962.


5 И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева/Детская литература: Учебник для студ. Высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 142с.


6 Записки… – Записки Отдела рукописей. Вып. 8. А.П. Чехов. М., 1941. С.71.


7 Одинцов В.В. “Степь”. Новаторство стиля//“Русская речь”, No 1. 1980. С.19.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: