Технологии моделирования земельно-имущественных отношений в XXI веке




 

В России происходит формирование многоуровневой системы регулирования земельно-имущественных отношений. На федеральном уровне определяются общие принципы землепользования. Управление земельно-имущественными ресурсами в регионах и муниципальных образованиях это совокупность экономико-правовых действий субъектов, направленных на сохранение и приумножение качеств земельно-имущественных благ.

Современная система земельно-имущественной собственностью ориентирована на решение следующих задач:

) максимально полный учет недвижимости, в том числе и земельно-имущественной, реализуемый на основе эффективно функционирующей системы кадастрового учета и инвентаризации земель;

) государственная регистрация прав на земельно-имущественные ресурсы и сделок с ними;

) рыночная оценка земель, используемая в последующем в целях оптимизации налогообложения, страхования, ипотечного кредитования, оценки вкладов при создании хозяйственных обществ и товариществ, установления выкупной цены в договорах купли-продажи и иных возмездных сделках в процессах рыночного оборота земельно-имущественных благ;

) эффективное управление земельно-имущественным потенциалом городов и активное вовлечение его в полноценный природохозяйств'енный оборот;

) формирование рыночно-институциональной системы контроля за хозяйственным освоением земельно-имущественных ресурсов и изменением их рыночной стоимости;

) подготовка доступной и достоверной, исчерпывающей, объективной и оперативной эмпирико-фактологической информации о состоянии муниципальных земельно-имущественных комплексов, используемой в последующем как физическими, так и юридическими лицами.

Действующее в Российской Федерации законодательство предусматривает несколько видов прав на земельно-имущественные блага, в числе которых экономически доминирующая функция принадлежит арендным отношениям, наделенным обширным спектром социально-экономических преимуществ, способствующих достижению следующих рыночно-институциональных результатов: стимулированию природохозяйственной эффективности современного землепользования; интенсификации аграрно-индустриальных отраслей экономики посредством сокращения уровня земле-емкости производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг; созданию оптимальных экономико-правовых условий хозяйствования, идентичных для всех форм земельно-имущественной собственности; формированию рыночно-институциональных механизмов перераспределения земельно-имущественных ресурсов, посредством рационализации процессов землепользования и усиления концентрации земель у наиболее эффективно хозяйствующих субъектов.

Государственная политика Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.

Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью национальных задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни населения.

Создание современной государственной системы земельного кадастра Российской Федерации началось в 1996 году в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932. Реализация данной программы была рассчитана на период 1996-2001 годов.

Формирование указанной системы было продолжено в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 745.

В результате в основном была подготовлена инфраструктура для эволюционного перехода от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости, который создан в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы) (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 560.

Все показатели эффективности, предусмотренные в Подпрограмме, выполнены полностью.

По основным индикаторам и показателям эффективности выполнение составило:

. "Создание государственного кадастра недвижимости в кадастровых округах Российской Федерации" - 89 единиц.

Фактически к концу 2012 года государственный кадастр недвижимости создан в 89 кадастровых округах.

В результате создана техническая инфраструктура ГКН.

. "Рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога и имущественных налогов".

За весь период реализации рост совокупных поступлений к концу 2012 года превысил плановый показатель в 2,1 раза.

. Количество кадастровых округов, в которых завершены работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости, - 89.

Работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости завершены в 89 кадастровых округах.

. "Соотношение площади территории Российской Федерации, на которой создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости, и общей площади территории Российской Федерации" - 73%.

Выполнение указанных работ составило 100% по отношению к общей площади территории Российской Федерации.

В результате создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации.

. Доля территории Российской Федерации, на которой актуализированы результаты кадастровой оценки земель.

К концу 2010 года значение данного показателя достигло 100%. Начиная с 2011 года, осуществляется новый тур проведения указанных работ, соответственно показатель эффективности, предусмотренный в 2012 году в размере 13%, достиг 13,3 процента.

. Количество кадастровых округов Российской Федерации, на территории которых проведена массовая оценка объектов капитального строительства, - 89.

Фактически к концу 2012 года на территории 89 кадастровых округов Российской Федерации проведена массовая оценка объектов капитального строительства.

Мероприятия Подпрограммы реализованы в полном объеме.

В результате выполнены следующие работы:

создана техническая инфраструктура ГКН;

на всей территории Российской Федерации завершены работы по переносу сведений из ранее созданных баз данных технического учета объектов капитального строительства в ГКН, а также осуществлены актуализация сведений в электронном виде и передача в территориальные органы Росреестра массива изготовленных электронных копий технических паспортов с одновременным формированием базы данных объектов недвижимого имущества;

проведены работы по созданию инфраструктуры пространственных данных ГКН, в том числе в полном объеме сформирована цифровая картографическая основа;

во всех кадастровых округах завершены работы по массовой оценке объектов капитального строительства. Таким образом, реализовано одно из основных мероприятий, обеспечивающих создание условий формирования базы для исчисления налога на недвижимость на всей территории Российской Федерации;

в 2010 году завершены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель на всей территории Российской Федерации.

С 2011 года осуществляется очередной тур указанных работ;

технология моделирование земельный имущественный

внедрена во всех субъектах Российской Федерации автоматизированная система государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), в результате чего осуществлен переход подведомственных учреждений Росреестра на централизованное ведение ГКН;

создан ведомственный центр телефонного обслуживания населения в сфере земельных и имущественных отношений;

внедрено в эксплуатацию программное обеспечение информационной системы предварительной подготовки данных (ИС ППД) на федеральном уровне для обеспечения подачи заявления на постановку на кадастровый учет в электронном виде;

созданы веб-сервисы получения услуг в электронном виде;

разработана автоматизированная система взаимодействия с заявителями (АСВЗ) и в настоящее время осуществляется ее внедрение в местах приема заявителей;

проведено оснащение территориальных органов Росреестра программно-техническими комплексами, техническими средствами для проведения государственного земельного надзора;

проведено обучение 39 тысяч специалистов территориальных органов и подведомственных организаций по тематическим курсам, охватывающим основные направления деятельности Росреестра.

В настоящее время ситуация в учетно-регистрационной сфере характеризуется следующими параметрами:

инфраструктура пространственных данных ГКН создана на всей территории Российской Федерации;

срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 20 календарных дней;

срок кадастрового учета объектов недвижимости составляет

рабочих дней;

электронные запросы Росреестра в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64% от общего количества электронных запросов

(6,5 млн. запросов). Сведения ЕГРП и ГКН предоставляются более чем

федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам. Потенциал роста запросов (входящих и исходящих) в 2013 году оценивается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 10 раз.

Вместе с тем:

ЕГРП и ГКН существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и не позволяет повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимое имущество;

отсутствует единый закон о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости (далее - Единый закон). Учетно-регистрационные процедуры регулируются двумя различными федеральными законами: от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Указанные федеральные законы не исключают дублирования сведений о правах и объектах в ГКН и ЕГРП, не предусматривают правила синхронизации сведений ГКН и ЕГРП, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях данных систем;

значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.

При этом следует отметить, что в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы недвижимости (далее - ЕФИСН)

(согласно приказу Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости").

Вместе с тем, как отмечалось ранее, из-за отсутствия Единого закона, а также необходимого финансирования, ЕФИСН в 2013 году не будет создана.

В то же время за прошедший период разработана первая очередь, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработана схема переноса данных и схема интеграции компонент в сфере кадастрового учета, что впоследствии дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания Единого закона, регулирующего в том числе и порядок ведения единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРОН).

Однако для перехода к ведению ЕГРОН необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания бюджетных средств будет хватать только на поддержание материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.


Заключение

 

Изучение проблем правого регулирования земельных отношений, их анализ позволят не только выработать действующий механизм решения проблемы правового регулирования отношений в сфере землепользования в современных условиях, но и предостережет от совершения возможных ошибок, имевших место в историческом прошлом. В свою очередь изучение опыта регулирования данных отношений позволит уяснить не только смысл правового регулирования тех или иных явлений, но и оценить и проанализировать достоинства и недостатки действующего законодательства.

Технологические уклады серьезно не влияли на построение модели земельно-имущественных отношений, силу их специфики. В настоящее время моделирование земельно-имущественных отношений идет по пути внедрения информационно-коммуникационных технологий.


Список литературы

 

[1] Гуриева Л.К. Концепция технологических укладов <https://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/779e63082286adbbc325672f003bdcf2/88e58149614c800fc325703000360bb3> // Инновации: журнал. - СПб., 2004. - № 10. - С.70-75.

[2] Диссертация "Трансформация системы земельно-имущественных отношений современной России" доктор экономических наук Панасенкова, Татьяна Владимировна Ростов-на-Дону 2009

[3] Земельное право, М., 1969.Н.И. Краснов

[4] Концепция федеральной целевой программы"Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)"

[5] Керимов Д.Л. Культура и техника законотворчества. М. 2001.

[6] Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства. // Правовоедение 1995 № 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: