Глава 1. Теоретические основы изучения типа нервной системы и профессионального самоопределение




Курсовая работа по психологии

Тема: Влияние типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков

 

 

Южно-Сахалинск

 


 

Введение

 

Актуальность исследования. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого во многом зависит его будущая судьба.

Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальны. Правильный выбор профессии важен с позиции определения жизненных планов человека, а также с позиции развития общества в целом.

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма.

Несмотря на работу, которая проводится психологами, социальными педагогами, родителями, консультантами и классными руководителями не многие старшеклассники определились с выбором будущей профессии.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это, ставшими классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова), разработка основных положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких, как А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.

К настоящему времени существует достаточное число исследований в области профессионального отбора, однако, теоретические и методологические принципы отнюдь не единообразны, они весьма различны в зависимости от специфики каждого конкретного исследования.

Вопросы изучения организации свойств нервной системы и относительной роли их в психофизиологических проявлениях индивидуальности представляют первостепенную важность при профотборе.

Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервных процессов: сильный и слабый.

Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовым к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей как, например, диспетчер аэропорта, оператор энергосистемы, оператор поточной линии, аппаратчик химических производств и др. подобные профессии. Людям со слабым типом присуща малая выносливость нервной системы. Но этот недостаток компенсируется такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что дает преимущества при овладении профессиями, которые предъявляют повышенные требования к мышечно-суставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Это касается, прежде всего, профессий часовой и радиоэлектронной промышленности, где предполагается точная работа с мелкими деталями.

Установлена обратная зависимость между силой нервной системы и ее чувствительностью. Сейчас факт высокой чувствительности и реактивности слабых не вызывает никакого сомнения. Слабые имеют преимущество перед сильными в однообразной монотонной работе. Сильные лучше справляются с физической работой динамического характера.

Помимо традиционных типологических свойств существуют и другие, в частности, лабильность. Оно определяет способность человека выполнять движения с большей или меньшей частотой. Следовательно, для диагноза из каждого существующих свойств нервной системы предполагается определение трех показателей: по отношению к возбуждению, по отношению к торможению и уравновешенности по данному свойству.

Из всего выше отмеченного можно сделать вывод о том, что психофизиологический срез в системе профориентации должен носить не случайный, а систематический характер. Сведения о психофизиологических особенностях подростка, полученные в результате профдиагностики, помогут педагогическим коллективам рекомендовать ученику те профессии, которые наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервной системы.

Актуальность и мало разработанность данной проблемы помогло нам определить тему курсовой работы и сформулировать параметры исследования.

Объектом исследования являются подростки 14-15 лет.

Предметом исследования выступили тип нервной системы и профессиональное самоопределение подростков.

Цель исследования заключается в определении степени влияния типов нервной системы на профессиональное самоопределение подростков. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

На основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать понятия «тип нервной системы», «профессиональное самоопределение»;

подобрать психодиагностический материал для определения степени влияния типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков;

дать методические рекомендации по теме исследования.

Сформулированные параметры позволили выдвинуть гипотезу о том, что на профессиональное самоопределение оказывает существенное влияние тип нервной системы подростка.

Практическая значимость. Результаты курсового исследования могут быть использованы психологами образования при проведении профориентационной работы в средних общеобразовательных учреждениях, а также будут интересны студентам, обучающихся по направлениям «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование».

Исследование проходило в один этап (январь 2013г.-апрель 2013г.). В данный период была изучена психолого-педагогическая литература, подбирались методики, обрабатывались результаты.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, методы математической обработки.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулированы параметры, выдвинута гипотеза, представлена практическая значимость, описаны этапы и структура курсовой работы.

В главе I «Теоретические основы изучения профессионального самоопределение и типа нервной системы» раскрыто понятие профессионального самоопределения особенности самоопределения у подростков, влияние типа нервной системы на профессиональное самоопределения.

В главе II «Эмпирическое исследование влияния типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков» дана характеристика группы испытуемых, описаны психодиагностические процедуры, проанализированы и интерпретированы результаты исследовательской работы.

В заключении сделаны основные выводы, определена степень подтверждения гипотезы, выдвинутой в начале исследования, даны методические рекомендации.


 

Глава 1. Теоретические основы изучения типа нервной системы и профессионального самоопределение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: