нервный система темперамент личность
Исследование проводилось для выяснения зависимости типа нервной системы и профессионального самоопределения подростков
Для исследования нами было выбрано несколько методик:
. Методика Дж. Холланда для определения профессиональной направленности личности (Приложение 1).
Инструкция к тесту
Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?".
Ключ к тесту
Первый вариант
Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.
Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б
Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б
Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б.
Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.
Обработка результатов теста
Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.
Для определения типа нервной системы проводилось определение преобладающего типа темперамента, а от темперамента определялся тип нервной системы по такой зависимости:
Таблица 1 - Зависимость типа нервной системы от темперамента
Тип нервной системы | Слабый | Сильные | ||
Инертный | Живой | Безудержный | ||
Сила Уравновешенность Подвижность | Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный | Сильный Уравновешенный Инертный | Сильный Уравновешенный Подвижный | Сильный Неуравновешенный Подвижный |
Темперамент | Меланхолик | Флегматик | Сангвиник | Холерик |
2. Определение преобладающего типа темперамента по А. Белову.
Шкалы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Методика А. Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.
Инструкция к тесту (Приложение 2).
Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (-) - если оно у Вас отсутствует.
В сомнительных случаях ничего не ставьте.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;
Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где
, С, Ф, М - типы темперамента;, A2, A3, A4 - число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;
А - общее число положительных ответов по четырем карточкам.
В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид:
Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М;
В результате исследования типа профессиональной направленности были получены следующие результаты (Приложение 3):
Социальный тип - 19% (3 человека);
Реалистичный тип - 19% (3 человека);
Конвенциальный тип - 25% (4 человека);
Предприимчивый тип - 13% (2 человека);
Артистичный тип - 19% (3 человека);
Интеллектуальный тип - 5% (1 человек). (Таблица 2).
Таблица 2 - Результаты по типу профессиональной направленности
№ п/п | Тип профессиональной направленности | Количество человек | Процентное соотношение |
Социальный | 19% | ||
Реалистичный | 19% | ||
Конвенциальный | 25% | ||
Предприимчивый | 13% | ||
Артистичный | 19% | ||
Интеллектуальный | 5% |
Для более наглядного отображения результатов мы изобразили их на рисунке 1.
Рис. 1 - Диаграмма результатов диагностики профессиональной направленности
Результаты по второй методике предоставлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
В результате проведения этой методики было выяснено: сангвиников в группе оказалось 25% (4 человека), холериков 25% (4 человека), меланхоликов 25% (4 человека) и флегматиков так же 25% (4 человека). (Таблица 3).
Таблица 3 - Результаты по типу темперамента
№ п/п | Тип темперамента | Количество человек | Процентное соотношение |
Сангвиник | 25% | ||
Холерик | 25% | ||
Меланхолик | 25% | ||
Флегматик | 25% |
Результаты так же были отображены нами на рисунке 2.
Рис. 2 - Диаграмма типов темперамента
Согласно исследованиям темперамента можно сделать о том, что в группе типы нервной системы так же равно поделились: 25% слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип (меланхолики); 25% сильный, неуравновешенный, подвижный тип (холерики); 25% сильный, уравновешенный, инертный (флегматики) и 25% сильный уравновешенный подвижный (сангвиники).
Для сопоставления результатов они были объедены нами в одну таблицу 4.
Таблица 4 - Результаты по обеим методикам
Сангвиники | Холерики | Флегматики | Меланхолики | |
Социальный | ||||
Реалистичный | ||||
Конвенциальный | ||||
Предприимчивый | ||||
Артистичный | ||||
Интеллектуальный |
Из таблицы мы видим, что некоторые типы стали характерными для определенных темпераментов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: на профессиональное самоопределение оказывает существенное влияние тип нервной системы подростка.
При этом для слабого, неуравновешенного, подвижного или инертного типа нервной системы (меланхолики) характерен социальный тип профессионального самоопределения; для сильного, неуравновешенного, подвижного типа (холерики) характерен артистичный три профессионального самоопределения; для сильного, уравновешенного, инертного типа нервной системы (флегматики) характерен конвенциальный тип профессионального самоопределения и для сильного уравновешенного подвижного типа нервной системы (сангвиники) характерен реалистичный тип профессионального самоопределения.
. Интерпретация и анализ результатов исследования
Для того чтобы определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования мы использовали t-критерий Стьюдента, для этого нами было присвоено каждому типу (темперамента и профессиональной направленности) числовое значение. Несмотря на то, что такие значения присвоены случайно, если связь между параметрами есть, она обнаружится.
Присвоенные значения:
Темперамент: меланхолики - 1, флегматики - 2, холерики - 3, сангвиники - 4.
Профессиональная направленность: социальный - 1, реалистичный - 2, конвенциальный - 3, предприимчивый - 4, артистичный - 5, интеллектуальный - 6.
Расчет критерия Стьюдента.
Таблица 5 - Значения для расчета
№ | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | |
-1.5 | -2.13 | 2.25 | 4.5369 | |||
0.5 | -1.13 | 0.25 | 1.2769 | |||
-1.5 | -2.13 | 2.25 | 4.5369 | |||
-0.5 | -0.13 | 0.25 | 0.0169 | |||
-0.5 | -0.13 | 0.25 | 0.0169 | |||
1.5 | -1.13 | 2.25 | 1.2769 | |||
-0.5 | -0.13 | 0.25 | 0.0169 | |||
1.5 | -2.13 | 2.25 | 4.5369 | |||
1.5 | 0.87 | 2.25 | 0.7569 | |||
-1.5 | -0.13 | 2.25 | 0.0169 | |||
0.5 | 1.87 | 0.25 | 3.4969 | |||
0.5 | 1.87 | 0.25 | 3.4969 | |||
-1.5 | 2.87 | 2.25 | 8.2369 | |||
0.5 | 0.87 | 0.25 | 0.7569 | |||
1.5 | -1.13 | 2.25 | 1.2769 | |||
-0.5 | 1.87 | 0.25 | 3.4969 | |||
Суммы: | -0.08 | 37.7504 | ||||
Среднее: | 2.5 | 3.13 |
Разница по абсолютной величине между средними
Подсчет выражения дает:
Тогда значение tэмп, таково:
Число степеней свободы k=15+15-2= 28. По стандартной таблице данного числа степеней свободы находим tкр:
Таблица 6 - tкр
tр | |
P=0,05 | P=0,01 |
2,04 | 2,75 |
Таким образом, значения в зоне значимости, следовательно, гипотеза исследования доказана.
Заключение
Исследование проводилось для выявления зависимости типа нервной системы и профессионального самоопределения подростков.
В результате исследования типа профессиональной направленности были получены следующие результаты: Социальный тип - 19%; Реалистичный тип - 19%; Конвенциальный тип - 25%; Предприимчивый тип - 13%; Артистичный тип - 19%; Интеллектуальный тип - 5%.
Применение методики показало: 25% слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип (меланхолики); 25% сильный, неуравновешенный, подвижный тип (холерики); 25% сильный, уравновешенный, инертный (флегматики) и 25% сильный уравновешенный подвижный (сангвиники).
В результате сопоставления результатов было определено, что некоторые типы стали характерными для определенных темпераментов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: на профессиональное самоопределение оказывает существенное влияние тип нервной системы подростка.
Список используемой литературы
1. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи. Тюмень. 2003.
. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138.
. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2002. 672с.
. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Деловая книга, 2003. 336с.
. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971.
. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.:Прайм-Еврознак, 2003. 512с.
. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2006.
. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-30.
. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. Ч.2. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. 352с.
. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987
. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону:Феникс, 1998. 544 с.
. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.
. Подлеснова Н. Выбирая профессию // Семья и школа. 2001. № 11-12. С.19-21.
. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ, 2002. 400с.
. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии, 1997. 352с.
. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480с.
. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы). М.:ВАКО, 2006.
. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 1998
. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ТАНДЕМ, 2000. 384с.
. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. 224с.
. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988.
. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981.
. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: АСП, 2004. 734с.
Приложение 1
Тестовый материал
№ | Вариант А | Вариант Б |
Инженер-технолог | Инженер-конструктор | |
Вязальщик | Санитарный врач | |
Повар | Наборщик | |
Фотограф | Заведующий магазином | |
Чертежник | Дизайнер | |
Философ | Психиатр | |
Ученый-химик | Бухгалтер | |
Редактор научного журнала | Адвокат | |
Лингвист | Переводчик художественной литературы | |
Врач-психиатр | Статистик | |
Завуч | Председатель профкома | |
Спортивный врач | Фельетонист | |
Нотариус | Снабженец | |
Перфоратор | Карикатурист | |
Политический деятель | Писатель | |
Садовник | Метеоролог | |
Водитель троллейбуса | Медсестра | |
Инженер-электронщик | Секретарь-машинистка | |
Маляр | Художник по металлу | |
Биолог | Глазной врач | |
Телеоператор | Режиссер | |
Гидролог | Ревизор | |
Зоолог | Главный зоотехник | |
Математик | Архитектор | |
Работник детской комнаты милиции | Счетовод | |
Учитель | Командир части | |
Воспитатель | Художник по керамике | |
Экономист | Заведующий отделом | |
Корректор | Критик | |
Завхоз | Дирижер | |
Радиооператор | Специалист по ядерной физике | |
Наладчик | Монтажник | |
Агроном-семеновод | Председатель колхоза | |
Закройщик-модельер | Декоратор | |
Археолог | Эксперт | |
Работник музея | Консультант | |
Ученый | Актер | |
Логопед | Стенографист | |
Врач | Дипломат | |
Главный бухгалтер | Директор | |
Поэт | Психолог | |
Архивариус | Скульптор |
Приложение 2
ТЕСТ
. Блок
. Неусидчивость, суетливость.
. Невыдержанность, вспыльчивость.
. Нетерпеливость
. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
. Решительность и инициативность.
. Упрямство.
. Находчивость в споре.
. Неритмичность в работе.
. Склонность к риску.
. Незлопамятность, необидчивость.
. Быстрота и страстность речи.
. Неуравновешенность и склонность к горячности.
. Нетерпимость к недостаткам.
. Агрессивность забияки.
. Выразительность мимики.
. Способность быстро действовать и решать.
. Неустанное стремление к новому.
. Обладание резкими, порывистыми движениями.
. Настойчивость в достижении поставленной цели.
. Склонность к резкой смене настроения.
. Блок
. Жизнерадостность.
. Энергичность и деловитость.
. Недоведение начатого дела до конца.
. Склонность переоценивать себя.
. Способность быстро схватывать новое.
. Неустойчивость в интересах и склонностях.
. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
. Увлеченность любым делом.
. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.
. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
. Выносливость и работоспособность.
. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
. Обладание всегда добрым настроением.
. Быстрое засыпание и пробуждение.
. Частая несобранность, поспешность в решениях.
. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.
. Блок
. Спокойствие и хладнокровие.
. Последовательность и обстоятельность в делах.
. Осторожность и рассудительность.
. Умение ждать.
. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
. Сдержанность и терпеливость.
. Доведение начатого дела до конца.
. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.
. Легкое сдерживание порывов.
. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
. Постоянство в своих отношениях и интересах.
. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
. Ровность в отношении со всеми.
. Аккуратность и порядок во всем.
. Трудное приспособление к новой обстановке.
. Обладание выдержкой.
. Постепенное схождение с новыми людьми.
. Блок
. Стеснительность и застенчивость.
. Растерянность в новой обстановке.
. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
. Неверие в свои силы.
. Легкое перенесение одиночества.
. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
. Склонность уходить в себя.
. Быстрая утомляемость.
. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
. Невольное приспособление к характеру собеседника.
. Впечатлительность до слезливости.
. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.
. Склонность к подозрительности, мнительности.
. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
. Чрезмерная обидчивость.
. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.
. Малоактивность и робость.
. Безропотность и покорность.
. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Приложение 3
Результаты по профессиональному самоопределению
№ испытуемого | Профессиональная направленность |
Социальный тип | |
Реалистичный тип | |
Социальный тип | |
Конвенциальный тип | |
Конвенциальный тип | |
Реалистичный тип | |
Конвенциальный тип | |
Социальный тип | |
Предприимчивый тип | |
Конвенциальный тип | |
Артистичный тип | |
Артистичный тип | |
Интеллектуальный тип | |
Предприимчивый тип | |
Реалистичный тип | |
Артистичный тип |
Приложение 4
Результаты по определению типа темперамента и типа нервной системы
№ испытуемого | Тип преобладающего темперамента | Тип нервной системы |
Меланхолик | Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный | |
Холерик | Сильный Неуравновешенный Подвижный | |
Меланхолик | Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный | |
Флегматик | Сильный Уравновешенный Инертный | |
Флегматик | Сильный Уравновешенный Инертный | |
Сангвиник | Сильный Уравновешенный Подвижный | |
Флегматик | Сильный Уравновешенный Инертный | |
Сангвиник | Сильный Уравновешенный Подвижный | |
Сангвиник | Сильный Уравновешенный Подвижный | |
Меланхолик | Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный | |
Холерик | Сильный Неуравновешенный Подвижный | |
Холерик | Сильный Неуравновешенный Подвижный | |
Меланхолик | Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный | |
Холерик | Сильный Неуравновешенный Подвижный | |
Сангвиник | Сильный Уравновешенный Подвижный | |
Флегматик | Сильный Уравновешенный Инертный |