Методы психодиагностических исследований




нервный система темперамент личность

Исследование проводилось для выяснения зависимости типа нервной системы и профессионального самоопределения подростков

Для исследования нами было выбрано несколько методик:

. Методика Дж. Холланда для определения профессиональной направленности личности (Приложение 1).

Инструкция к тесту

Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?".

Ключ к тесту

Первый вариант

Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.

Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.

Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б

Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б

Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б.

Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.

Обработка результатов теста

Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.

Для определения типа нервной системы проводилось определение преобладающего типа темперамента, а от темперамента определялся тип нервной системы по такой зависимости:

 

Таблица 1 - Зависимость типа нервной системы от темперамента

Тип нервной системы Слабый Сильные
    Инертный Живой Безудержный
Сила Уравновешенность Подвижность Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный Сильный Уравновешенный Инертный Сильный Уравновешенный Подвижный Сильный Неуравновешенный Подвижный
Темперамент Меланхолик Флегматик Сангвиник Холерик

 

2. Определение преобладающего типа темперамента по А. Белову.

Шкалы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика А. Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Инструкция к тесту (Приложение 2).

Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (-) - если оно у Вас отсутствует.

В сомнительных случаях ничего не ставьте.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

 

Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;

Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где

, С, Ф, М - типы темперамента;, A2, A3, A4 - число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;

А - общее число положительных ответов по четырем карточкам.

В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид:

 

Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М;


 

В результате исследования типа профессиональной направленности были получены следующие результаты (Приложение 3):

Социальный тип - 19% (3 человека);

Реалистичный тип - 19% (3 человека);

Конвенциальный тип - 25% (4 человека);

Предприимчивый тип - 13% (2 человека);

Артистичный тип - 19% (3 человека);

Интеллектуальный тип - 5% (1 человек). (Таблица 2).

 

Таблица 2 - Результаты по типу профессиональной направленности

№ п/п Тип профессиональной направленности Количество человек Процентное соотношение
  Социальный   19%
  Реалистичный   19%
  Конвенциальный   25%
  Предприимчивый   13%
  Артистичный   19%
  Интеллектуальный   5%

 

Для более наглядного отображения результатов мы изобразили их на рисунке 1.

 

Рис. 1 - Диаграмма результатов диагностики профессиональной направленности

 

Результаты по второй методике предоставлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

В результате проведения этой методики было выяснено: сангвиников в группе оказалось 25% (4 человека), холериков 25% (4 человека), меланхоликов 25% (4 человека) и флегматиков так же 25% (4 человека). (Таблица 3).

 

Таблица 3 - Результаты по типу темперамента

№ п/п Тип темперамента Количество человек Процентное соотношение
  Сангвиник   25%
  Холерик   25%
  Меланхолик   25%
  Флегматик   25%

 

Результаты так же были отображены нами на рисунке 2.

 

Рис. 2 - Диаграмма типов темперамента

 

Согласно исследованиям темперамента можно сделать о том, что в группе типы нервной системы так же равно поделились: 25% слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип (меланхолики); 25% сильный, неуравновешенный, подвижный тип (холерики); 25% сильный, уравновешенный, инертный (флегматики) и 25% сильный уравновешенный подвижный (сангвиники).

Для сопоставления результатов они были объедены нами в одну таблицу 4.

Таблица 4 - Результаты по обеим методикам

  Сангвиники Холерики Флегматики Меланхолики
Социальный        
Реалистичный        
Конвенциальный        
Предприимчивый        
Артистичный        
Интеллектуальный        

 

Из таблицы мы видим, что некоторые типы стали характерными для определенных темпераментов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: на профессиональное самоопределение оказывает существенное влияние тип нервной системы подростка.

При этом для слабого, неуравновешенного, подвижного или инертного типа нервной системы (меланхолики) характерен социальный тип профессионального самоопределения; для сильного, неуравновешенного, подвижного типа (холерики) характерен артистичный три профессионального самоопределения; для сильного, уравновешенного, инертного типа нервной системы (флегматики) характерен конвенциальный тип профессионального самоопределения и для сильного уравновешенного подвижного типа нервной системы (сангвиники) характерен реалистичный тип профессионального самоопределения.

. Интерпретация и анализ результатов исследования

Для того чтобы определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования мы использовали t-критерий Стьюдента, для этого нами было присвоено каждому типу (темперамента и профессиональной направленности) числовое значение. Несмотря на то, что такие значения присвоены случайно, если связь между параметрами есть, она обнаружится.

Присвоенные значения:

Темперамент: меланхолики - 1, флегматики - 2, холерики - 3, сангвиники - 4.

Профессиональная направленность: социальный - 1, реалистичный - 2, конвенциальный - 3, предприимчивый - 4, артистичный - 5, интеллектуальный - 6.

Расчет критерия Стьюдента.

 

Таблица 5 - Значения для расчета

Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
  В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
      -1.5 -2.13 2.25 4.5369
      0.5 -1.13 0.25 1.2769
      -1.5 -2.13 2.25 4.5369
      -0.5 -0.13 0.25 0.0169
      -0.5 -0.13 0.25 0.0169
      1.5 -1.13 2.25 1.2769
      -0.5 -0.13 0.25 0.0169
      1.5 -2.13 2.25 4.5369
      1.5 0.87 2.25 0.7569
      -1.5 -0.13 2.25 0.0169
      0.5 1.87 0.25 3.4969
      0.5 1.87 0.25 3.4969
      -1.5 2.87 2.25 8.2369
      0.5 0.87 0.25 0.7569
      1.5 -1.13 2.25 1.2769
      -0.5 1.87 0.25 3.4969
Суммы:       -0.08   37.7504
Среднее: 2.5 3.13        

 

Разница по абсолютной величине между средними


 

 

Подсчет выражения дает:

 

 

Тогда значение tэмп, таково:

 

 

Число степеней свободы k=15+15-2= 28. По стандартной таблице данного числа степеней свободы находим tкр:

 

Таблица 6 - tкр

P=0,05 P=0,01
2,04 2,75

 

Таким образом, значения в зоне значимости, следовательно, гипотеза исследования доказана.


 

Заключение

 

Исследование проводилось для выявления зависимости типа нервной системы и профессионального самоопределения подростков.

В результате исследования типа профессиональной направленности были получены следующие результаты: Социальный тип - 19%; Реалистичный тип - 19%; Конвенциальный тип - 25%; Предприимчивый тип - 13%; Артистичный тип - 19%; Интеллектуальный тип - 5%.

Применение методики показало: 25% слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип (меланхолики); 25% сильный, неуравновешенный, подвижный тип (холерики); 25% сильный, уравновешенный, инертный (флегматики) и 25% сильный уравновешенный подвижный (сангвиники).

В результате сопоставления результатов было определено, что некоторые типы стали характерными для определенных темпераментов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: на профессиональное самоопределение оказывает существенное влияние тип нервной системы подростка.


 

Список используемой литературы

 

1. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи. Тюмень. 2003.

. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138.

. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2002. 672с.

. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Деловая книга, 2003. 336с.

. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971.

. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.

. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.:Прайм-Еврознак, 2003. 512с.

. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002

. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2006.

. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-30.

. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. Ч.2. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. 352с.

. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987

. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону:Феникс, 1998. 544 с.

. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.

. Подлеснова Н. Выбирая профессию // Семья и школа. 2001. № 11-12. С.19-21.

. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ, 2002. 400с.

. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии, 1997. 352с.

. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480с.

. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы). М.:ВАКО, 2006.

. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 1998

. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ТАНДЕМ, 2000. 384с.

. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. 224с.

. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988.

. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981.

. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: АСП, 2004. 734с.


 

Приложение 1

 

Тестовый материал

 

Вариант А Вариант Б
  Инженер-технолог Инженер-конструктор
  Вязальщик Санитарный врач
  Повар Наборщик
  Фотограф Заведующий магазином
  Чертежник Дизайнер
  Философ Психиатр
  Ученый-химик Бухгалтер
  Редактор научного журнала Адвокат
  Лингвист Переводчик художественной литературы
  Врач-психиатр Статистик
  Завуч Председатель профкома
  Спортивный врач Фельетонист
  Нотариус Снабженец
  Перфоратор Карикатурист
  Политический деятель Писатель
  Садовник Метеоролог
  Водитель троллейбуса Медсестра
  Инженер-электронщик Секретарь-машинистка
  Маляр Художник по металлу
  Биолог Глазной врач
  Телеоператор Режиссер
  Гидролог Ревизор
  Зоолог Главный зоотехник
  Математик Архитектор
  Работник детской комнаты милиции Счетовод
  Учитель Командир части
  Воспитатель Художник по керамике
  Экономист Заведующий отделом
  Корректор Критик
  Завхоз Дирижер
  Радиооператор Специалист по ядерной физике
  Наладчик Монтажник
  Агроном-семеновод Председатель колхоза
  Закройщик-модельер Декоратор
  Археолог Эксперт
  Работник музея Консультант
  Ученый Актер
  Логопед Стенографист
  Врач Дипломат
  Главный бухгалтер Директор
  Поэт Психолог
  Архивариус Скульптор

 


 

Приложение 2

 

ТЕСТ

. Блок

. Неусидчивость, суетливость.

. Невыдержанность, вспыльчивость.

. Нетерпеливость

. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

. Решительность и инициативность.

. Упрямство.

. Находчивость в споре.

. Неритмичность в работе.

. Склонность к риску.

. Незлопамятность, необидчивость.

. Быстрота и страстность речи.

. Неуравновешенность и склонность к горячности.

. Нетерпимость к недостаткам.

. Агрессивность забияки.

. Выразительность мимики.

. Способность быстро действовать и решать.

. Неустанное стремление к новому.

. Обладание резкими, порывистыми движениями.

. Настойчивость в достижении поставленной цели.

. Склонность к резкой смене настроения.

. Блок

. Жизнерадостность.

. Энергичность и деловитость.

. Недоведение начатого дела до конца.

. Склонность переоценивать себя.

. Способность быстро схватывать новое.

. Неустойчивость в интересах и склонностях.

. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

. Увлеченность любым делом.

. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.

. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.

. Выносливость и работоспособность.

. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

. Обладание всегда добрым настроением.

. Быстрое засыпание и пробуждение.

. Частая несобранность, поспешность в решениях.

. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

. Блок

. Спокойствие и хладнокровие.

. Последовательность и обстоятельность в делах.

. Осторожность и рассудительность.

. Умение ждать.

. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

. Сдержанность и терпеливость.

. Доведение начатого дела до конца.

. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

. Легкое сдерживание порывов.

. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

. Постоянство в своих отношениях и интересах.

. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

. Ровность в отношении со всеми.

. Аккуратность и порядок во всем.

. Трудное приспособление к новой обстановке.

. Обладание выдержкой.

. Постепенное схождение с новыми людьми.

. Блок

. Стеснительность и застенчивость.

. Растерянность в новой обстановке.

. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

. Неверие в свои силы.

. Легкое перенесение одиночества.

. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

. Склонность уходить в себя.

. Быстрая утомляемость.

. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

. Невольное приспособление к характеру собеседника.

. Впечатлительность до слезливости.

. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.

. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

. Склонность к подозрительности, мнительности.

. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.

. Чрезмерная обидчивость.

. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.

. Малоактивность и робость.

. Безропотность и покорность.

. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.


 

Приложение 3

 

Результаты по профессиональному самоопределению

 

№ испытуемого Профессиональная направленность
  Социальный тип
  Реалистичный тип
  Социальный тип
  Конвенциальный тип
  Конвенциальный тип
  Реалистичный тип
  Конвенциальный тип
  Социальный тип
  Предприимчивый тип
  Конвенциальный тип
  Артистичный тип
  Артистичный тип
  Интеллектуальный тип
  Предприимчивый тип
  Реалистичный тип
  Артистичный тип

 


 

Приложение 4

 

Результаты по определению типа темперамента и типа нервной системы

 

№ испытуемого Тип преобладающего темперамента Тип нервной системы
  Меланхолик Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный
  Холерик Сильный Неуравновешенный Подвижный
  Меланхолик Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный
  Флегматик Сильный Уравновешенный Инертный
  Флегматик Сильный Уравновешенный Инертный
  Сангвиник Сильный Уравновешенный Подвижный
  Флегматик Сильный Уравновешенный Инертный
  Сангвиник Сильный Уравновешенный Подвижный
  Сангвиник Сильный Уравновешенный Подвижный
  Меланхолик Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный
  Холерик Сильный Неуравновешенный Подвижный
  Холерик Сильный Неуравновешенный Подвижный
  Меланхолик Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный
  Холерик Сильный Неуравновешенный Подвижный
  Сангвиник Сильный Уравновешенный Подвижный
  Флегматик Сильный Уравновешенный Инертный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: