Этические аспекты искусственной инсеминации




Варианты срока, на котором эмбрион может рассматриваться существом:

· момент слияния мужской и женской половых клеток;

· 14-й день внутриутробного развития – начало формирования первичной полоски, элементов нервной системы;

· 30-й день – начало дифференцировки центральной нервной системы;

· 7-8 неделя, когда эмбрион начинает реагировать на раздражение;

· 30-я неделя – начало активности головного мозга.

Каждая перечисленная веха обосновывается достаточно серьезной аргументацией, как рубеж становления человека.

Спорные морально-этические вопросы:

· правовой статус эмбриона человека;

· правомочность и допустимые пределы манипуляций с половыми клетками и эмбрионом человека с лечебно-медицинскими и исследовательскими целями.

· В литературе широко обсуждается проблемы анонимности донора и реципиента;

· возможность получения информации о доноре и реципиенте;

· родительские права доноров половых клеток и эмбрионов;

· право совершеннолетних детей иметь информацию о «биологическом отце».

Технологии репродукции человека таковы:

1. искусственная инсеминация - искусственное оплодотворение спермой мужа или донора;

2. экстракорпоральное оплодотворение - оплодотворение вне организма с последующим переносом эмбриона в матку женщины;

3. «суррогатное материнство» – яйцеклетка одной женщины оплодотворяется вне тела, а затем эмбрион переносится в матку другой женщины для вынашивания.

Искусственное оплодотворение может быть гомологичным, спермой мужа, и гетерологичным, спермой донора. Та же классификация применяется и к яйцеклетке.

При гомологичном оплодотворении яйцеклетка имплантируется женщине, у которой взята, при гетерологичном – другой женщине.

Гомологичное оплодотворение при успешном развитии плода не порождает особых проблем. Поскольку биологические и социальные родители совпадают, нет противоречий с традиционными моральными принципами семейных отношений.

Гетерологичное оплодотворение, напротив, порождает много сложных вопросов, требующих этического анализа, и выработки определенных юридических норм.

Донорство генетического материала значительно отличается по статусу и последствиям от привычного уже донорства крови, которое признано безусловно моральным. В отношении донорства спермы и яйцеклетки существуют мнения прямо противоположные. С одной стороны, любое донорство в медицине считается актом благотворительности. В данном случае бесплодные семьи обретают смысл жизни и счастье – у них рождаются дети. Выгодно это и обществу. Как вариант решения проблемы, представляется рациональным предложение распространить на донорство гамет законы о донорстве крови и органов. Инициатором могла бы выступить Всемирная медицинская ассоциация, приняв специальное постановление. В таком случае донорство гамет обрело бы статус терапевтической помощи и, как закономерное следствие, стало бы бесплатным и анонимным.

С другой стороны, нельзя не учитывать аргументы противников этого вида донорства, в них могут быть рациональные моменты. Искусственное оплодотворение, считают они, есть безответственное отношение к высшему дару каждого здорового человека – участвовать в сотворении и продлении жизни. Это способ обмануть природу, скрыть свою физическую неполноценность. Это опасно для общества и будущих поколений, ибо невозможно гарантированно предотвратить участие лиц с психическими, сексуальными, наследственными дефектами.

Наиболее продуманная схема донорства генетического материала такова: донорами могут стать только мужчины, имеющие детей; искусственная инсеминация проводится только по медицинским показаниям и только для гетеросексуальных пар; все доноры обследуются на наличие заболеваний, передающихся половым путем. Обязательно проводится генетический анализ гамет для установления возможных хромосомных заболеваний. Эти правила реально действуют в некоторых европейских странах. Решение многих проблем, связанных с донорством сперматозоидов, осложняется отсутствием юридического и морального статуса гамет и, отчасти, неоднозначным пониманием целей репродуктивных технологий.Однако в настоящее время разработаны и реально используются за рубежом различные методы искусственной инсеминации спермой мужа после предварительного улучшения ее показателей in vitro. Осуществляют несколько вариантов введения донорской спермы, отбор наиболее подвижныхсперматозоидов, технику микропрокола и взятия спермы из

эпидидимиса. В мире сейчас есть несколько учреждений,владеющих техникой микрооплодотворения - оплодотворенияодним сперматозоидом путем искусственного его прохождения через прозрачную оболочку яйцеклетки, которую "просверливают" механическим путем или с помощью ферментов, или непосредственной инъекцией сперматозоида в клетку на микроманипуляторе. Эти подходы породили надежду у многих пациентов, так как они применяются имено для того, чтобы в оплодотворении участвовали гаметы супруга, даже если показатели его спермограммы не соответствуют норме.

В случае полного отсутствия зрелых половых клеток у супруга используют сперму донора как для инсеминации супруги, так и для выполнения программы ЭКО-ПЭ.

В России ситуация с обследованием доноров спермы обстоит крайне неудовлетворительно, в частности, оно практически не включает консультации генетиков. В качестве образца можно привести схему обследования, использующуюся во Франции, где функционируют 20 центров искусственной инсеминации, объединенных в Федерацию по исследованию криоконсервации яйцеклеток и спермы. Схема включает следующие условия: донорами могут стать только

мужчины, имеющие детей, искусственная инсеминация проводится только по медицинским показаниям и только для гетеросексуальных пар, все доноры обследуются на наличие заболеваний, передающихся половым путем. Кроме того, проводится генетический анализ гамет, устанавливающий отсутствие хромосомных заболеваний, тип наследования выявленного генетического заболевания, сроки и вероятность его проявления и др. Подобная схема организации центров искусственной инсеминации может быть применена и у нас.

 

Экстракорпоральное оплодотворение и вопросы морали

 

Среди новых репродуктивных технологий особое место занимает экстракорпоральное оплодотворение с переносом эмбриона. Показание к применению – абсолютное бесплодие женщины. О масштабах проблемы говорят цифры – в России примерно 3 миллиона женщин детородного возраста страдают абсолютным бесплодием.

Почти каждый этап применения метода ЭКО требует решения сложных моральных проблем.

· Допустимо ли в принципе манипулирование гаметами человека?

· Каков статус эмбриона?

· Оправдан ли выбор пола?

· Как быть с избыточными оплодотворенными яйцеклетками?

· Могут ли «лишние эмбрионы» стать материалом донорства, объектом научных исследований?

Ряд этих и подобных вопросов продолжают активно обсуждаться, некоторые решены законодательно и в постановлениях В.М.А.

Так в «Положении об оплодотворении in vitro и трансплантации эмбрионов», принятом В.М.А. в 1987 г. говорится, что применение метода ЭКО оправдано, когда другие методы лечения бесплодия неэффективны. Этот метод может быть полезен как для отдельных пациентов, так и для общества в целом, не только регулируя бесплодие, но и способствуя исчезновению генетических заболеваний и стимулированию фундаментальных исследований в области человеческой репродукции и контрацепции. С этических позиций метод ЭКО оправдан, ибо реализует неотъемлемое право женщины быть матерью, иметь ребенка.

И, тем не менее, всесторонне и объективно анализируя проблемы новых репродуктивных технологий, нельзя не отметить тяжелые негативные последствия их применения. Обследование детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения, вынудило специалистов сделать следующий очень серьезный вывод: «Каждый из методов искусственного оплодотворения увеличивает риск перинатальной патологии и тяжелой неврологической инвалидности с детства».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: