Контрацепция и стерилизация




Контрацепция (от новолат. «contraceptio» — букв. — исключение) — предотвращение беременности

· механическими (презервативы, шеечные колпачки и др.),

· химическими (например, влагалищные шарики, грамицидиновая паста) и другими противозачаточными средствами и способами.

Стерилизация, или дефертилизация — процесс, при котором человек или животное лишается способности к размножению.

Методы хирургической стерилизации:

· Вазэктомия «Трубная окклюзия» — перетягивание фаллопиевых труб

· Гистерэктомия

· Кастрация

Кроме хирургических, существуют и другие способы стерилизации — например, медикаментозные и радиационные

В начале XX века попытки многих врачей усмотреть и убедить общественное мнение, что «предохраняющие средства есть мера лечебная», успеха не имели. Ситуация меняется только к концу века. В 1991 году на ХIII Международном конгрессе акушеров-гинекологов была предложена новая концепция здоровья и благосостояния женщины, в которой ведущее место заняла медицинская помощь по контрацепции.

В большинстве стран мира общественное мнение пришло к выводу, что альтернативой абортам является применение контрацептивных средств и своевременное эффективное половое воспитание подрастающего поколения, хотя формы и методы использования этих мер зависят от существующих в стране социально-политических, культурно-исторических и других условий. Контрацепция (все или только отдельные ее виды) может признаваться приемлемой для всех социальных групп или только для некоторых из них, (например, только для супружеских пар или только для не состоящих в браке).

Существующие методы контрацепции условно подразделяются на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический метод (календарный), температурный метод, прерванный половой акт, механические и химические средства с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся: гормональная контрацепция, внутриматочные средства (спирали).

Гормональные контрацептивы появились в 1960 году и быстро завоевали популярность. Этот вид широко распространенных в наше время контрацептивных средств позволяет вносить в менструальный цикл такие изменения, которые препятствуют нормальной овуляции и имплантации, предупреждая тем самым беременность. Гормональные контрацептивы имеют побочные эффекты и ряд медицинских противопоказаний к их применению. Современные гормональные контрацептивные средства в значительной степени усовершенствованы по механизму своего действия и их применение (или не применение) связано только с медицинскими противопоказаниями и этическими ограничениями.

В конце 20 в. появились такие разновидности гормональных контрацептивов как контрацептивный имплантат. Он представляет собой силиконовые капсулы, наполненные гормонсодержащим веществом, которое после размещения имплантата под кожей женщины хирургическим путем постепенно выделяется в ее организм. Контрацептивные имплантаты являются очень надежным средством предупреждения беременности, так как, в сущности, их невозможно использовать неправильно. Имплантаты вводятся на пять лет. Однако, они не нашли широко применения в нашей стране.

Внутриматочные средства – метод предупреждения беременности, заключающийся во введении небольшого пластикового средства в полость матки. ВМС может иметь покрытие гормональным или химическим веществом. Согласно последним данным, ВМС можно эффективно использовать около 10 лет. Их использование может иметь негативные последствия: попадание бактерий в полость матки, повышение вероятности внематочной беременности, возможны воспалительные заболевания, эндометриоз.

Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация – «перевязка», или создание искусственной непроходимости меточных труб при минилапаратомии, лапараскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает все больше распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). Вазектомия – частичное иссечение и перевязка семявыводящих протоков хирургическим способом, приводящая к стерильности мужчины. Перевязка труб – форма постоянной женской стерилизации – хирургическая операция, при которой фаллопиевые трубы перевязываются и иссекаются, что препятствует попаданию яйцеклетки в матку и ее слияние со сперматозоидом.

В настоящее время используются два вида стерилизации: один из них – с восстановлением генеративной функции («зажимы Фильше»), а второй – так называемая необратимая стерилизация. Оба вида стерилизации нашли широкое распространение в Европе и США. Например, почти каждая четвертая женщина в США и Англии прибегает к стерилизации, как правило, в случаях окончательного формирования семьи, возраста, медицинских показаний. Относительная простота этого метода (например, при нехирургической стерилизации), необратимый характер полного подавления репродуктивной способности могут служить средством не только планирования семьи, но и управлению и контролю за демографическими процессами с заранее заданными и весьма разнообразными целями.

 

Этические проблемы использования контрацептивных средств концентрируются вокруг вопроса об их альтернативной функции по отношению к абортам. Общепризнано, что применение контрацептивных средств предпочтительнее искусственноого прерывания нежелательной беременности. Однако эффективность ни одного из современных контрацептивных средств не является 100%. Более того, все они имеют большую или меньшую степень негативного влияния на здоровье человека и требуют дополнительных действий со стороны человека в области его половой активности. Их использование является вторжением в наиболее интимную сторону жизнедеятельности человека и тем самым часто приходит в противоречие с его психологическими и социокультурными характеристиками. Применение контрацептивных средств является единственной альтернативой абортам для самых широких слоев населения. Главной проблемой по их широкому применению становится формирование представлений об их такой же необходимости, как использование гигиенических средств ухода за различными частями тела человека. Контрацептивные средства в условиях нежелательной беременности представляют собой необходимый элемент половой жизни человека.

Этические проблемы контрацепции – это не только вопросы этической приемлемости тех или иных контрацептивных средств, использования контрацепции как альтернативы абортам, но и решение этических вопросов о половой и сексуальной жизни человека.

В общественном и индивидуальном сознании людей XX в. утвердилось мнение о том, что сексуальная жизнь и половая активность с целью деторождения – это две самостоятельные области жизнедеятельности человека, хотя и тесно взаимосвязанные.

Сексуальная культура включает в себя понимание моральной ответственности за последствия полового контакта и соответствующий выбор средств по предотвращению нежелательной беременности. Оба партнера должны понимать, что их сексуальные отношения грозят беременностью. Затем они должны получить соответствующую информацию о методах предупреждения беременности и решить, каким методом контрацепции им воспользоваться.

Самый эффективный путь разделения ответственности за предупреждение беременности – взвешенное открытое обсуждение партнерами проблем, связанных с сексом. Оно должно включать обсуждение возможных действий, если контрацепция не поможет. Оба партнера должны быть готовы к вопросу, как бы они поступили в случае незапланированной беременности. Если по этому поводу возникают конфликты, можно поставить под сомнение разумность такой сексуальной связи.

С религиозной точки зрения применение контрацептивных средств ограничено рядом условий, которые варьируют в зависимости от религиозной концепции. Общим для всех религий является утверждение ценности брака, семьи и главной цели их существования – деторождения. Поэтому ограничение деторождения считается временной, вынужденной мерой.

В Православном христианстве постоянное использование контрацептивных средств считается аморальным, т.к. искажает цели брачного союза, но временное избирательное использование контрацепции допускается. Аморальным считается применение контрацептивов и в том случае, когда оно сопутствует прелюбодеянию.

Контрацепция, в частности стерилизация, как средство подавления функции продолжения рода становится, с одной стороны, символом освобожденной сексуальности, а, с другой стороны, может приводить к утрате чувства моральной ответственности перед будущим поколением.

 

При рассмотрении казуса 5 «Добровольная стерилизация женщины» в книге «Медицина и права человека» в разделе 2 «Этика» отмечено, что специального международного деонтологического документа по данному вопросу нет. В разделе 3 «Религиозная мораль» указано:

 

«а.Католическая. В соответствии с учением католической церкви, стерилизация как средство, препятствующее деторождению, абсолютно запрещена, несмотря на всю субъективную обоснованность мотивов.

 

б.Протестантская. Этот вопрос решается только самой супружеской парой или даже скорее одной матерью, что не исключает определенного размышления и получения необходимой информации.

 

в.Иудейская. Иудаизм допускает перевязывание маточных труб в связи с тем, что женщина не обязана участвовать в деторождении наравне с мужчиной.

 

г.Мусульманская. При условии наличия общего согласия супругов перевязывание маточных труб считается законным, но только если оно не влечет за собой необратимой стерильности и психологически полезно супругам.

 

д.Буддийская. Положительно относится к самому принципу, хотя остается проблема обратимости операции».

 

При рассмотрении казуса 6 «Добровольная стерилизация мужчины» в разделе 3 «Религиозная мораль» находим:

 

«а.Католическая. Добровольная стерилизация противоречит принципу свободы человеческого тела и поэтому допускается католической моралью только по показанию врача.

 

б.Протестантская. Данный случай относится к личной ответственности как пациента, так и врача. Отсюда вопрос: что значит поступать ответственно? Выдвигаемые мотивы выглядят незначительными и в высшей степени спорными. Обстоятельная беседа с пациентом может позволить лучше понять, к чему он по-настоящему стремится, и поступать сообразно этому.

 

в.Иудейская. Поскольку обязанность продолжения рода лежит главным образом на мужчине, ему запрещается предпринимать какие-либо шаги по лишению себя этой возможности. Тора глубоко осуждает и отвергает поведение Онана (книга Бытия, 38, 9), считая его одним из самых тяжких нарушений Закона, потому что при этом жизнь уничтожается в самом истоке.

 

г.Мусульманская. Поскольку перевязывание семенных канатиков требуется неженатому мужчине для того, чтобы вести более свободную половую жизнь, подобное действие полагается аморальным и предосудительным и потому запрещается.

 

д. Буддийская. Отрицательное суждение:

 

Право на обращение с подобной просьбой относится к числу наиболее неотъемлемых (с точки зрения буддизма), при условии, что операция не наносит ущерба другому лицу. Однако:

 

- это может поощрять распущенность: в целом буддизм видит в привязанности, в частности в физическом желании, одну из главных причин страдания человека (хотя это отнюдь не означает, что он выступает за другую крайность, за воздержание …). «Среди томящихся и изнывающих будем жить счастливо, не страдая по чувственным удовольствиям» (Дхаммапада, 199).

 

- существует проблема обратимости операции».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: