Основные условия предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ
1.Управлением Федерального казначейства с заемщиком заключается Договор на текущий финансовый год.
2. Кредит предоставляется за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета.
3.Кредит предоставляется в размере, не превышающем одной двенадцатой объема доходов бюджета, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
4. Процентная ставка - одна четвертая ставки рефинансирования ЦБ (в 2014г.).
5. Срок кредита – не должен превышать 30 дней.
6. Для получения кредита заключается Кредитный договор.
7. Одновременно выдается только один кредит.
8. Кредит не предоставляется в случае наличия размещенных бюджетных средств на банковских депозитах.
Основные этапы предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)
I этап. Заключение Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
II этап. Принятие решения о предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
III этап. Заключение Кредитного договора и перечисление средств;
IV этап. Возврат денежных средств по Кредитному договору;
V этап. Принудительное взыскание задолженности по Кредитному договору (невозврат Заемщиком Кредита в установленный срок).
44. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫРФ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ
Под финансовой системой государства понимают совокупность как всех финансовых институтов, так и тех государственных органов и учреждений, которые занимаются финансовой деятельностью в пределах своей компетенции.
|
Финансовый институт - это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образует финансовую систему России, которую составляют следующие институты:
ü бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований;
ü внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды; o имущественное и личное страхование;
ü государственный и банковский кредит;
ü финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства).
Бюджетная система основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов ГВФ. Является ведущим звеном финансовой системы РФ. БК РФ закрепил трехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.
|
Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основы правового положения целевых фондов денежных средств установлены БК РФ, который рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. Внебюджетные фонды самостоятельно формируют бюджеты, имеют самостоятельные источники формирования бюджетов – взносы, уплачиваемые физическими и юридическими лицами, являются финансово-кредитными организациями.
Имущественное и личное страхование – урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Государственный и банковский кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства). С точки зрения финансово-правового регулирования финансы хозяйствующих субъектов представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.
|
Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово- правовых принципов. Вместе с тем финансовая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.
Местные финансы. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии ФЗ Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.
Единство финансовой системы РФ. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).
Финансовые правоотношения в зависимости от структуры финансовой системы РФ: 1) Бюджетные 2)Внебюджетные 3)Кредитные 4)Страховые 5)Складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятия
Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельностью государства.
Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: ФБ, Ф налогов и сборов и т.п.
Кроме того, в соотв. Со ст. 106 КРФ федеральные представительные органы и представительные органы субъектов рф рассматривают, обсуждают и утверждают ФБ, бюджет республик, входящих в состав РФ.
Правительство РФ, которое реализовывая исполнительную власть в соотв. Со ст. 114 К РФ:
- разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- представляет ГД отчет об исполнении ФБ;
- обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соотв. Территории.
Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной, финансовой, налоговой, валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.
К финансовым органам относятся также органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной службы, осуществляющие контроль(ФК РФ, СЧ РФ) Низовым звеном, непосредственно занимающимся финансовой деятельностью в государстве, являются бухгалтерии предприятий и организаций, где и сосредоточена работа по созданию и расходованию финансовых ресурсов государства.
45.ПОНЯТИЕ «ФИНАНСОВАЯ САНКЦИЯ», ООБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ (20 БАЛЛОВ)
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.
Специфические признаки позволяют отличить финансовые санкции от административно-правовых:
- применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;
- они предусмотрены нормами финансового права;
- являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
- имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю.
При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
- основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
- могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично- правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
- в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
- денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
- правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;
- имеют специфические виды принуждения;
- для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих. Применение финансовых санкций за нарушение в сфере финансовой деятельности осуществляется в соответствии с НК РФ, БК РФ, ТК РФ и др. За налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пени. В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке. При этом в соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пени с налогоплательщика производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке