На всех этапах развития феодального государства право выражало прежде всего интересы феодалов и выступало как право-привилегия. Несмотря на все негативные черты феодальное право было более развитым, чем право рабовладельческого строя, и способствовало развитию более прогрессивных общественных отношений, хотя по своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности, юридической технике оно во многих отношениях уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, особенно римскому праву.
В странах Европы феодальное право исторически было первым правом и прошло через все простейшие ступени в процессе своего становления, начиная с т.н."варварского" права. В последующем его развитие носило замедленный характер, что способствовало консервации правовых обычаев, правового формализма и связанных с ним примитивных юридических процедур.
Феодальное право прежде всего оформляло юридически строй поземельных отношений и будучи своего рода "принадлежностью" земельной собственности было важным средством принуждения крестьян к труду на отдельного сеньора или на феодальное государство в целом. Отсюда оно всегда несло на себе печать грубой силы, выступало как "кулачное" право. Особенность феодального права состояла в том, что оно в ряде случаев открыто признавало прямое и непосредственное насилие отдельных феодалов, в т.ч. и по отношению друг к другу, также правопорядок повсюду и всегда представлял собой организованное и систематическое насилие феодалов над народом, в первую очередь крестьянами.
Специфической чертой феодального права была его раздробленность (партикуляризм). Правовые обычаи, которые в течение всего средневековья сохраняли свое значение одного из важнейших источников права, имели первостепенное значение на уровне общины, отдельной местности, города и придавали феодальному праву весьма пестрый характер. В большинстве стран Европы даже с утверждением абсолютизма и принятием крупных кодифицированных актов правовой партикуляризм до конца не был преодолен.
|
Феодальное право испытало на себе огромное влияние религии. Т.к. переход к феодализму совпал с оформлением мировых религий - христианства и ислама, то параллельно с ними возникли своеобразные "мировые" системы феодального религиозного права - каноническое право и шариат (мусульманское право). Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер. В Европе действие канонического права не исключало параллельного развития светского права, складывающегося и действовавшего в рамках отдельных государств. На Востоке религиозные и персональные правовые системы выступали в качестве всеобъемлющего религиозно-нравственного и правового регулятора всех сторон жизни общества.
Каноническое право.
В эпоху средневековья каноническое право играло большую роль в Европе. Определенное значение оно сохраняло и в последующее время. Большое влияние на каноническое право оказало римское право.
Каноническое право было выработано церковью и называлось так поскольку его руководящие правила и нормы именовались канонами и утверждались на церковных соборах. Источники канонического права: Священное писание, постановления церковных соборов, нормативные акты пап (конституции, буллы, энциклики). Каноническое право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судам подлежали дела о браке и семье, лжесвидетельстве, клевете, подделке монеты и т.п., так как эти проступки светских лиц считались связанными с "грехопадением". Таким ообразом, каноническое право являлось совокупностью религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а также между церковью и светскими лицами.
|
Каноническое право преподавалось в университетах, что способствовало его изучению и привело к появлению ряда трактатов: наиболее известный - Кодекс Грациана (XII в.) - частная компиляция, получившая статус официального источника и заменившая все ранее изданные сборники. В нем были приведены осносновные каноны со ссылками на источники. При папе Григории IX в 1234 г. был издан официальный сборник папских постановлений (декреталий), который лег в основу последующих официальных сборников. Поделен на 5 частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1582 г. все источники канонического права были объединены в единый сборник "Свод Канонического права".
Каноническое право играло доминирующую роль в регулировании брачно-семейных отношений: им определялись условия заключения брака, возраст вступления в брак (с 14 лет мужчины и с 12 - женщины), запрещались разводы. Церковь относила к ведению своих судов все дела, связанные с заключением брака, имущественными и личными отношениями супругов, нарушением супружеской верности и т.п. После Реформации протестантские церковные судьи продолжали рассматривать многие светские дела, применяя с частичными изменениями каноническое право. Процесс изъятия светских дел из-под юрисдикции церковных судов завершился в основном только в XIX в.
|
Каноническое право и судопроизводство в церковных судах оказали большое влияние на теорию и практику гражданского и уголовного процесса в феодальной Европе. Инквизиционный процесс проникал в королевские суды. Его характерными чертами были: соединение следственной и судебной стадий судопроизводства и отсутствие у обвиняемого элементарных процесссуальных прав. Основаниями для возбуждения дела (особенно ереси) являлись доносы, жалобы, слухи и показания подследственных, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Достаточным основанием для ареста было подозрение.
Основной целью следствия было вымогательство признания и раскаяния. Пытка трактовалась как акт "милосердия" к еретикам. Следствие проходило в полной тайне, с преобладанием письменного произодства. Отсутствие четкой регламентации процесса, сроков следствия способствовали свободе действий инквизиторов. Приговоры пракактически всегда обвинительные. В лучшем случае применялась формула "обвинение не доказано", что оставляло человека под подозрением. Смягчающих обстоятельств не существовало. Приговор не подлежал обжалованию. Если обвиняемый не признавал вину - отлучали от церкви и "отпускали на волю", т.е. передавали обвиняемого светским властям для исполнения смертного приговора путем сожжения на костре. В остальных случаях применялась широкая система наказаний от епитимий до ссылки на галеры и пожизненного тюремного заключения. Все наказания сопровождались полной или частичной конфискацией имущества.