Постсовременная социальная теория




Наука, в том числе и социальная наука – тоже часть культуры. Тенденции культурного развития не могут её не затрагивать. Распространение постмодернизма как интеллектуального течения, вхождение в эпоху постсовременности привели к попыткам создания новой постмодернистской социологии. Предпосылкой этого стало убеждение, что постсовременность как новая историческая эпоха должна изучаться и описываться с помощью новых исследовательских подходов, поскольку классическая социология возникла как инструмент познания другой эпохи – эпохи современности, и в новых условиях не работает. Такова, в частности, точка зрения Зигмунта Баумана:

Для того, чтобы эффективно и последовательно присутствовать в постмодерной среде, социология должна воспринимать себя в качестве участника (возможно, лучше информированного, более систематичного, более осознающего правила игры – но все же участника)

… никогда не прекращающегося саморефлексивного процесса реинтерпретации, и она должна намечать свои стратегии, исходя именно из этого. По всей вероятности, на практике такая ситуация будет означать для социологии замену амбиций судьи "общих верований", збавителя от предубеждений или посредника истины на статус того, кто проясняет интерпретативные правила и способствует общению. Таким образом, мечта законодателя будет заменена практикой интерпретатора.

Сразу следует отметить, что далеко не все исследователи разделяют это убеждение. Однако эта точка зрения достаточно широко распространена.

Джордж Ритцер, рассматривающий возникновение постмодернистской социальной теории как одно из проявлений постмодерна, кратко определяет основное различие между модернистской и постмодернистской социальной теорией следующим образом:

Модернистская социальная теория стремилась к универсальному, внеисторическому, рациональному обоснованию своего анализа и критики общества. … Постмодернистское мышление отвергает эти поиски основания и склоняется к релятивизму, иррационализму и нигилизму. Вслед за Ницше и Фуко и некоторыми другими мыслителями постмодернисты поставили такие обоснования под сомнение, считая, что при этом определенные группы ставятся в привилегированное положение, а значение других принижается; одни группы наделяются властью, а другие представляются безвластными.

Творчество некоторых постмодернистских теоретиков мы рассмотрели выше.

Другим проявлением постмодернизма в социологии, согласно Джорджу Ритцеру, стало возникновение "поликультурной теории" и "queer – теории" (от англ. "queer" – странный, подозрительный). Поликультурные теории базировались на факте культурного многообразия, которое зачастую игнорировалось классической социальной теорией. Началом поликультурной теории Ритцер считает феминистские исследования, рассматривающие социокультурную реальность с точки зрения женщин, а не мужчин, создававших классическую социологию. Вслед за феминистками, другие группы меньшинств заявили о необходимости учета их точки зрения на социальную реальность. "Queer – теории" стали продолжением поликультурной теории. Они уделяли особое внимание вопросам сексуальности, особенно гомосексуальности, как важного аспекта социального бытия. Среди поликультурных теорий, наряду с "queer – теориями", Ритцер называет афроцентристскую теорию, теорию маскулинности, национальную американскую теорию. В принципе, их может быть сколь угодно много, поскольку количество групп, имеющих право на свою собственную точку зрения, в современных обществах только возрастает. В российской социологии поликультурная теория пока четко не обозначилась (исключая исследования феминистской направленности), но учитывая хотя бы лишь этническое многообразие России, возникновение такой теории явно не за горами.

Джордж Ритцер приводит следующие признаки поликультурной теории:

- Они отрицают универсальные теории, имеющие тенденцию поддерживать тех, кто у власти; поликультурные теории представляют интересы неимущих.

- Они изыскивают средства, чтобы быть содержательными, предлагать теорию от лица многих групп, лишенных каких-либо возможностей.

- Поликультурные теоретики не беспристрастны; они часто теоретизируют от лица не имеющих власти с тем, чтобы работать в социальном мире ради изменения социальной структуры, культуры и перспектив для индивидов.

- Поликультурные теоретики пытаются подорвать не только социальный, но и интеллектуальный мир; они стараются сделать его намного более открытым и разнообразным.

- Нет попытки провести ясную границу между теорией и другими типами изложения.

- Существует обычная критическая грань поликультурной теории; она заключается как в самокритике, так и в критике других теорий и, что наиболее важно, социального мира.

- Поликультурные теоретики признают, что их деятельность ограничена особым историческим, социальным и культурным контекстом, в котором они живут.

Очевидно, что поликультурная теория является наглядным проявлением тенденций к многообразию, проблематизации понятия истины и отказу от иерархий, которые характеризуют культуру постмодерна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: