Воспитательно-образовательная программа
Для детей дошкольного возраста
Донецк
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................................... 4
ІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ................................................................................ 15
Воспитательно-образовательная деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников................................. 15
Первая младшая группа.......................................................................................... 15
Вторая младшая группа.......................................................................................... 17
Средняя группа............................................................................................................ 19
Старшая группа............................................................................................................ 22
Подготовительная группа..................................................................................... 27
ІІІ. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ........................................................ 33
Организация работы с родителями................................................................... 33
Взаимодействие с социумом................................................................................. 35
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды............................................................................................................................................... 38
ГЛОССАРИЙ.......................................................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ41
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................... 43
Примерные проекты в рамках программы................................................... 54
Патриотические песни для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста............................................................................................................................ 62
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
|
Д.С. Лихачёв
Детство – ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах: Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 гг., Типовом положения о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 409 от 18.08.2015г.).
Так, согласно ГОС дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольного образования должно включать ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, отечественными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.
|
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и присваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.
Кроме того, приобщение ребенка к культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов.В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Таким образом, закладывая фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности настоящего патриота, любящего свою Родину.
|
Проблема нравственно-патриотического воспитания не нова. Общетеоретическое положение о высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям описывались в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания были описаны А.В. Беляевым, С.А. Козловой, Е.А. Казаевой, Э.К. Сусловой и др.
Однако анализ современной педагогической литературы по данной теме показывает, что, несмотря на наличие методической литературы по проблемам нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства, отсутствуют программы и методические пособия для дошкольных образовательных организаций с использованием краеведческого содержания. В связи с этим, возникла необходимость разработки системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, малой родине.
Учитывая актуальность проблемы и требования нормативно-правовых документов образования была разработана программа «Донбасс – мой край родной». Она позволяет объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории города, в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Основная цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как гражданственность, совесть, честь, достоинство, милосердие, доброжелательность.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют задачи:
v Образовательные:
· формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
· формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;
· формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;
· объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
v Развивающие:
· расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
· развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;
· развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
v Воспитательные:
· воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
· воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
· поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
· воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Исходя из этого и в соответствии с требованиями ГОС дошкольного образования содержание программы структурировано по трем макросферам, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам:
v Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»:
- микросфера «Дыхание времен»;
- микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»;
- микросфера «Секреты русских мастеров»;
- микросфера «Летопись народной мудрости».
v Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»:
- микросфера «Человек и закон»;
- микросфера «Гражданская позиция»;
- микросфера «Мои права и обязанности»;
- микросфера «Трудом славен человек»;
- микросфера «Учимся жить среди людей».
v Макрофера 3. «Донбасс – моя Родина»:
- микросфера «Я – житель Донбасса»;
- микросфера «Природа Донбасса»;
- микросфера «Культура Донбасса».
Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Организация работы по программе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста опирается на следующие педагогические принципы:
- принципличностно-ориентированного общения, который предусматривает организацию педагогом взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, партнерства, соучастия;
- принцип культуросообразности,который предполагает создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с культурными традициями и достижениями своей страны, других стран;
- принцип свободы и самостоятельности, который предусматривает педагогическую поддержку проявлений у детей интереса к культурным истокам, отражения этих знаний в своей деятельности с самостоятельным выбором цели, мотивов и способов действия, их оценкой;
- принцип наглядности и эмоциональной насыщенности материала, с которым знакомят детей;
- принцип комплексного похода, который предполагает взаимодействие с различными образовательными и культурно-просветительными организациями (музей, школа, библиотека);
- принцип единства педагогических требований дошкольной образовательной организации и семьи;
- принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
Программа «Донбасс – мой край родной» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
· патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
· социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа;
· культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности;
· равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль;
· труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
· искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
· природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Представленная тематика программы «Донбасс – мой край родной» реализуется во всех видах детской деятельности: познавательной и исследовательской деятельности, в форме продуктивной, игровой и творческой активности. Поэтому для организации воспитательно-образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста с целью реализации задач программы оптимальными являются такие формы:
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);
- конкурсы и викторины;
- выставки, фестивали;
- экскурсии, целевые прогулки;
- праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги;
- создание альбомов, самодельных книг, стенгазет;
- морально-этические беседы, решение проблемных ситуаций;
- проектная деятельность и др.
В программе «Донбасс – мой край родной» конкретизированы направления работы, разработана схема последовательного ознакомления дошкольников с родным краем. Она сочетает в себе использование современных образовательных технологий; нетрадиционных форм работы с детьми родителями, интернет-ресурсов; методов и приемов, способствующих познавательной и эмоциональной активности детей, развитию творчества и установлению связей между разными видами деятельности, что не может не сказываться на её результативности.
С целью реализации целей, задач и с учетом специфики дошкольного возрастапрограмма подразумевает использование педагогами в работе следующие технологии:
- социоигровые;
- портфолио;
- информационно-коммуникационные;
- проектной деятельности;
- здоровьесберегающие.
Среди методов построения воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются:
- методы ознакомления с социальной действительностью (наглядные, словесные и практические);
- методы, направленные на повышение познавательной активности (проблемные вопросы, решение логических задач, моделирование, прогнозирование);
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, использование художественного слова);
- методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности ( перспективное планирование, использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности, метод опосредованного переключения детей на другую деятельность, создание развивающей среды).
Концептуальной основойпрограммы является обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного города (района).
Освоение детьмивоспитательно-образовательной программы для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной» позволяет достичь следующих результатов:
· В образовательной дошкольной организации:
- повысить профессиональную компетенцию педагогов ДОО в области краеведения и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- создатькомплексную систему нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению дошкольников с родным краем;
- обогатить содержаниеразвивающей предметно-пространственной среды в направлении нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- вовлечь в работу по данному направлению представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественные организации, социальных партнеров.
· В работе с детьми раннего и дошкольного возраста:
- дать детям представления об истории, символике, культурных традициях, особенностях природы, промышленности, знаменитых людях своего города (района), страны, своего края, своей страны;
- развить интерес к проектной деятельности, связанной с познанием малой родины;
- сформировать умение передавать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх и т. д.);
- сформировать бережливое и созидающее отношение к природе родного края;
- поддерживать проявления сострадания, сочувствия, сопереживания;
- активизировать веру в свои силы, желание самоотверженного служения на благо своей Родины.
· В работе с родителями воспитанников:
- активизировать стремление воспитывать любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру и своему краю;
- сформировать у родителей понимание того, что они являются примером для детей в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- активизировать желание взаимодействовать в тесном контакте с ДОО и другими организациями по формированию нравственно-патриотических ценностей у детей.
Оценка эффективности реализации программы «Донбасс – мой край родной» осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, а также индивидуальной оценки развития каждого из детей.
Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются: интерес детей к событиям, происходящим в стране, чувство гордости за ее достижения; знания о символах и традициях родного края; чувство сопричастности к людям, проживающим на ее территории, уважения к людям труда и защитникам Родины.
ІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Воспитательно-образовательная деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников
Первая младшая группа
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, народные игрушки(в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и взрослыми).
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Обогащать словарь детей. Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке.
Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Макросфера 2.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Трудом славен человек»
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
Микросфера «Учимся жить среди людей»
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей любят, о нем заботятся. Воспитывать элементарные навыки вежливого общения, формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице.
Макросфера 3. «Донбасс – моя Родина»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взросления).
Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Микросфера «Природа Донбасса»
Знакомить детей с доступными возрасту явлениями природы, замечать красоту родного края в разное время года.
Микросфера «Культура Донбасса»
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение. Знакомить сдоступными пониманию детей произведениями изобразительного искусства, литературы.
Знакомить с народными игрушками.
Вторая младшаягруппа
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.
Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Продолжатьзнакомить детей с народными игрушками.
Макросфера 2.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной республика»
Микросфера «Трудом славен человек»
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (медицинская сестра, повар, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Микросфера «Учимся жить среди людей»
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
Макросфера 3. «Донбасс- моя Родина»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Я и моя семья
Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Я и мое окружение
Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Мой город (село) – моя Донетчина
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Микросфера «Природа Донбасса»
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Средняя группа
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времени»
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (района), его достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках и событиях.
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Формировать представление о деятельности людей, прославивших Донбасс: просветителей, героев труда, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д.
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Педагог знакомит с народными промыслами и искусством Донбасса, народным творчеством во времяспециально организованных занятий,на занятиях тематических кружков и в играх.
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами (сказками, пословицами, поговорками, считалками, загадками, мирилками и др.), поощрять их использование в своей речи.
Развивать умениесотрудничать во время чтения произведений авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов народных сказок, проведения литературных вечеров.
Знакомить с праздниками (народными и государственными) как частью культуры Донбасса; объяснять, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.
Развивать познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использовать прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих на Донбассе.
Макросфера 2.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Мои права и обязанности»
Знакомить детей с их правами и обязанностями, учить называть эти категории, объяснять их содержание. Знакомить с правилами поведения на улице, в гостях, театре и т.п., объяснять отличие правил от прав.
Микросфера «Трудом славен человек»
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. На экскурсиях, занятиях знакомить с промышленностью Донбасса(шахтами, фабриками, заводами), с продуктами их производства - машинами, холодильниками, одеждой, обувью, продуктами питания и др.
Знакомитьдетей с передовиками производства, знаменитыми людьми в области литературы, искусства, спорта. В общении, в трудовой деятельности дошкольников использовать произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. Проводить «трудовые акции»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
Микросфера «Учимсяжить среди людей»
Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
Макросфера 3. «Донбасс – моя Родина»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.); о взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекать дошкольников в игры на семейные темы, расширять представления детей о семейных традициях, о ценности семьи. Углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им.
Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Микросфера «Природа Донбасса»
Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира Донбасса, с явлениями неживой природы.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Воспитыватьу детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
Микросфера «Культура Донбасса»
Знакомить детей с достижениями культуры Донбасса, создавать условия для самовыражения детей средствами искусства (в рисунке, аппликации, конструировании; в пении и танце).
Старшая группа
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времени»
Учить детей рассказывать о своем родном городе (районе), о его традициях, событиях, происходящих в нем.
Познакомить с флагом и гербом ДНР, мелодией гимна.
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Расширять представления о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы на военную тематику. Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках и народных праздниках.
Макросфера 2.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Мои права и обязанности»
Учить оперировать понятиями «права», «правила», «обязанности», объяснять их отличие, значение в жизни человека, требовать их соблюдения. Формировать у детей понимание своих возможностей при выполнении отдельных правил, прав. Поощрять проявления способности детей руководствоваться в своем поведении моральными нормами, поступать справедливо.
Микросфера «Трудом славен человек»
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе (протирать игрушки, строительный материал и т. п.), на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
Микросфера «Учимсяжить среди людей»
Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе.
Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому (в соответствии с возрастом).
Макросфера 3. «Донбасс –моя Родина»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Обсуждать с детьми и закреплять у них чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда происходит отчество; родословная - старинная традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Побуждать детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).
Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, спектакля и т. д).
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях продолжать знакомить с символами Донецкой Народной Республики: флагом, гербом, гимном.
Микросфера «Природа Донбасса»
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Организовывать проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом.
Микросфера «Культура Донбасса»
Рассказывать о том, что наш Донбасс состоит из крупных промышленных городов и районных центров, поселков и сел, знакомить с их названиями. Формировать интерес к родному селу, поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры.
В игровой, увлекательной, эмоциональной форме продолжать знакомитьдетей с государственнымипраздниками (День Конституции,День Победы, День Государственного герба Республики ДНР, Новый год, День защитников Отечества). Включать детей в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение народных праздников (Рождество, Коляда, Масленица, Встреча весны, Пасха, Радуница, Благовещение, Ивана Купала, Спас, Обжинки, Покров). Расширять представления о народной культуре и богатстве родного языка.
Проводитьвстречи с людьми, прославившими наш Донбасс: деятелями искусства, учеными, спортсменами и т.д. В процессе рассказов и бесед формировать понимание жизни в стране, определение своей значимости, учить строить свои личные жизненные планы, определять интересную для них сферу трудовой деятельности на благо Родины, учить конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми людьми.
Подготовительная группа
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времени»
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.