ДИСПУТ ПО ФРАГМЕНТУ ИЗ ПОВЕСТИ В.А.ЗАКРУТКИНА «МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»




Цели: формирование читательской культуры, развитие понятийно-теоретического мышления на основе осмысления нравственных проблем в произведении В.Закруткина.

Задачи:

-развивать навыки анализа художественного текста;

- подвести учащихся к пониманию, что мать – самое святое для человека, основа счастья, добра и любви;.
- воспитывать любовь к матери – источнику всепобеждающей жизни на земле.

Слайд 1. Слово учителя: сегодня мы с вами, ребята, прикоснемся к огромному миру прозы писателя 20 века В. Закруткина., к творчеству писателя по праву занявшего одно из первых мест в списке авторов глубоко нравственной литературы.

 

Слайд 2 -«Человек на земле, человек на войне, человек и творимое им слово" - так сам писатель сам определяет линию своей жизни, свое творчество. Это главная тема его романов, повестей, рассказов, названия которых вы видите на слайде. слайд 3

 

Но прежде чем перейти к основной нашей части – к диспуту по фрагменту из повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая», давайте вспомним, хотя бы в общих чертах, вехи жизненного пути этого человека - ученого, литератора, настоящего русского интеллигента, послушав сообщение.

Слайд 4. 5- (сообщение о биографии писателя) Виталий Александрович родился в 1908 году в Феодосии. Семье часто приходилось переезжать с места на место. Будущий писатель закончил семилетку и курсы избачей, работал в избе-читальне. Им владела тяга к знаниям, но учиться дальше не пришлось. Семья переехала на Дальний Восток, осела в маленьком поселке Амурской области, и ему пришлось заняться самообразованием. В 1932 году в Благовещенском пединституте Закруткин сдал все экзамены экстерном, а дипломную работу защитил с таким блеском, что его рекомендовали в аспирантуру Ленинградского пединститута.
Став преподавателем филологического факультета Ростовского университета, имея бронь, мог эвакуироваться, но пошел на фронт, так что все тяготы войны испытал на своих плечах, своими глазами видел кровь, слезы, смерть, разрушения. Поэтому он знал то, о чем писал.
Война определила судьбу писателя. Дороги военного корреспондента оказались очень длинными - от Дона до штурма Берлина. В его памяти застыло слишком много картин из панорамы жизни и смерти. Люди, запечатлённые сознанием, затем обретут жизнь в книгах Закруткина.
Слайд 6- Спасибо за сообщение. Теперь переходим к главному – диспуту по фрагменту из повести «Матерь человеческая». Этот роман занимает важное место среди произведений Закруткина. Тема его – война. Но эту огромную тему Закруткин сужает, делая акцент на одной из ее составляющих - война и женщина.

Слайд 7 - У войны – не женское лицо. Писатель Борис Васильев говорил: «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений». Конечно, эти понятия несовместимы. Женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью.

слайд 8- Но если на землю приходит война, отцы, мужья и сыновья уходят на смерть, женщина не может остаться в стороне, не может быть равнодушной. Многие наравне с мужчинами воевали на фронте, а другие все тяготы жизни и труда взвалили на свои плечи в тылу. Такой была Мария – героиня повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая».

Слайд 9 - В основе повести лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины. На протяжении многих лет она волновала писателя. "

. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые для неё стали великим испытанием. Всё это было мне известно…» так начинается повесть, которую в полном объёме вы будете изучать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы

. О чём рассказывается в повести с таким торжественным названием?
слайд 10 (сообщение о содержании). Героиня повести Мария — женщина непростой судьбы. В гражданскую войну белогвардейцы расстре­ляли ее отца-коммуниста. Когда девочке было шестнадцать лет, умерла мать. Потом Мария вышла замуж, у нее родился сын, Вася. С приходом фашистов жизнь героини рухнула: на ее глазах они повесили мужа и десятилетнего ребенка, сожгли хутор, жителей стали отправлять в Германию. Марии чудом удалось спастись, спрятавшись в кукурузном поле. Она ос­талась одна. Убитая горем, Мария хочет умереть. Но она ждет ребенка, И Мария остается в этом мире, ставшем для нее страшным, — среди трупов, пус­тоты, каркающих воронов. Она идет на кладбище, чтобы на­вестить своих близких, поделиться с ними своим несчастьем. И это дает ей новые силы. Очень важным эпизодом становится в повести встреча ге­роини с раненым немцем, Вернером Брахтом.. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его.

Потом она она нашла в копне сена на хуторском полед етей Оказывается, дети были эвакуированы из Ленинградского детского дома. С их появлением Мария словно оживает: много ра­ботает, как-то, чтобы спасти детей, по­мочь им выжить. Настоящим счастьем становится для нее рождение собственного ребенка. Заканчивается роман тем, что в село возвращаются наши. ко­мандир полка «опустился перед Марией на колени.

Мы прослушали краткое содержание. И мне кажется, что можем ответить на вопрос: какие нравственные проблемы вы обнаружили в повествовании о Марии?

Слайд 11- проблема смысла жизни?(объясните: Мария, потеряв всех и всё, обретает смысл жизни в еще не рожденном ребенке, а затем – в заботе о детях)

- проблема нравственного выбора? (убить раненого немца или нет, бросить детей, позаботившись лишь о своем ребенке)

Какая из этих проблем более затронула ваше сердце?(ответы)

Посмотрите на эти два слайда -12-14

Что нас удивляет в этих иллюстрациях к эпизоду? (как меняется чувства Марии- от ненависти, желания отомстить, убить до сострадания и милосердия)

Слайд 15. Что есть месть?
Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Однако и в наши дни вопросы, связанные с таким явление, как месть, по -прежнему волнует людей. Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить» или сможет побороть это желание?

Отвечая на следующие мои вопросы, мы с вами должны подойти к осознанию важной мудрости: у поверженного, а значит, более неопасного врага, есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.

 


ВОПРОСЫК ДИСПУТУ.
1. Обратитесь к тексту, опишите, кого Мария увидела в погребе. («На земляном полу погреба… багровело пятно крови». «Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз». Это был раненый, измученный, испуганный мальчишка, «недоросток», желторотый, лопоухий, бессильный, объятый ужасом. Необходимо обратить внимание ребят и на то, что раненый безоружен).
2. Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателя автор повести? Как он этого добивается? (скорее всего чувство жалости, сострадания. В.Закруткин очень «психологично» описывает героя. Можно выделить и записать на доске слова «бледный», «измождённый», «тонкая мальчишеская шея», «был ранен», «испугался», «безоружен», «расширенные от испуга глаза», «губы задрожали», «он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его…»).
3. Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»? Что остановило её? («Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: «Мама!»).

Именно это слово, а не другие – «пощадите», «не убивайте», вложил в уста раненого автор. Сделано это не случайно.

С одной стороны, оно характеризует самого раненого – растерявшегося, насмерть испуганного мальчишку. С другой – объясняет изменения в настроении Марии: слово «мама» обожгло её, Мария осознала кто перед ней: беспомощный, отчаявшийся человек, тяжелораненый, нуждающийся в помощи).

Что предпринимает Мария? Почему она так поступает? (Мария заботится о нём, хотя понимает, что он «не жилец на белом свете». Она думает об этом с болью и жалостью).
4. Как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии «убить убийцу» «во имя справедливости»?

Почему, услышав от этого «убийцы» слово «мама», она «ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руке острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его»

(Она не смогла убить его, испытывая чувство жалости и сострадания. Убить раненого, юного, беззащитного мальчишку — значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот немецкий мальчик увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы. Образ Марии в этой сцене обретает символическую глубину, глобальность, соотносясь с образом Богородицы. И не слу­чайно к ней возвращаются уцелевшие на хуторе голуби — сим­вол святости в христианской традиции. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его)
Вывод:
Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который не представляет больше реальной угрозы.

Всё больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманными принципами, приходят к выводу, что в ситуации вооружённых конфликтов месть не способствует их разрешению, а наоборот, затягивает конфликт, ухудшает последствия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: