Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».
Актуализация знаний
Перед вами два слова (ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК). Что они означают? Запишите свои ответы.
Используйте существительные, глаголы и прилагательные-эпитеты, характеризующие как природу, так и человека. А теперь запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.
-О чём же мы будем сегодня говорить?
Работа по теме урока
1) Работа со стих-м «С поляны коршун поднялся…»
Прослушивание стихотворения
Группа № 1. Комментаторы.
- прокомментируйте некоторые слова, которые трудно сразу понять; попробуйте объяснить их.
Действительно, это формы (взвился, дале, к земли) пришедшие из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.
Группа № 2. Литературоведы.
- найдите в тексте глаголы и расскажите об их роли; раскройте их значение;
(В 1 четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьется, ушел) – все они обозначают движение, а взвился и вьется –
очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева
природа вся в движении. А во 2 четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку), и обозначает второй глагол скорее какую-то устойчивость, а не движение).
- Природа в стихотворениях Тютчева - живая, динамичная, находится в движении, а человек - в статичном состоянии, в покое, сама возможность движения для него
исключается (прирос).
Группа № 3. Литературоведы.
- найдите в тексте существительные и расскажите об их роли; раскройте их значение;
Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.
Группа № 4. Литературоведы
Найдите примеры из текста, подтверждающие наличие в стихотворении следующих выразительных средств:
Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет.
В стихотворении противопоставлены небо - символ высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться человек, - символ повседневности, приземленности. Небо - идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева.
Группа № 5. Чтецы.
Определите стихотворный размер. Какую интонацию необходимо соблюдать при чтении?
Читать стихотворение медленно, торжественно и печально
Группа № 6. Иллюстраторы.
Попробуйте сделать набросок иллюстрации к стихотворению. Что или кто будет находиться на переднем плане? Объясните почему?
(Мы разделили пространство в рисунке на две части: в небе кружится медленно сильный, спокойный и свободный коршун, а с земли на него с завистью смотрит человек. Коршун на переднем плане, и он больше, чем на самом деле: он хорошо виден с земли, а человек как бы отодвинут внутрь картины, и он меньше и неподвижен, застыл, но у него глаза умные и грустные. А разные цвета здесь не нужны).
- В чём заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).
Подведение итогов. Рефлексия
Пейзажная лирика – одна из основных примет творчества Ф.И. Тютчева. Но точнее её называть пейзажно-философской. Картины природы никогда не даются сами по себе, не являются самоцелью, хотя восхищают своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью. Пейзаж у Тютчева всегда показан через лирические переживания, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о судьбе. Ф.И. Тютчев прожил 70 лет, жизнь его была насыщена многими событиями, встречами с замечательными людьми, известными поэтами и литераторами. Ф.И. Тютчев оставил богатое литературное наследство. Его стихи продолжают радовать нас спустя полтора столетия.
6. Д/задание выразительное чтение
Группа № 1. Комментаторы.
- прокомментируйте некоторые слова, которые трудно сразу понять; попробуйте объяснить их.
Группа № 2. Литературоведы.
- найдите в тексте глаголы и расскажите об их роли; раскройте их значение;
Группа № 3. Литературоведы.
- найдите в тексте существительные и расскажите об их роли; раскройте их значение;