Модель покупательского поведения
В прошлом продавцы и производители товаров учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров предприятий и рынков лишил многих производителей товаров прямых контактов со своими клиентами. Специалистам по маркетингу приходится все чаще прибегать к исследованию поведения потребителей.
Поведение потребителей — совокупность действий людей в процессе выбора, покупки и использования продуктов и услуг для удовлетворения собственных потребностей и желаний. Изучение поведения потребителей предлагает ответы на вопросы о том, что покупают, почему покупают, когда покупают, где покупают, как часто покупают, каким образом покупают. Поэтому предприятия и специалисты тратят много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Отправной точкой всех этих усилий является модель, представленная на рисунке. 10.1.
Рисунок 10.1 – Развернутая модель покупательского поведения
На рисунке показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки. Задача деятеля рынка — понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей:
|
1) характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них;
2) процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.
Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки воздействуют внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы, влияющие на поведение
Поведение людей при совершении покупки является одним из важных аспектов их социального взаимодействия. Действия потребителя, с одной стороны, протекают в определенных условиях, т.е. обусловлены окружением, с другой — воздействуют на окружающую среду, преобразуя ее. В рамках влияния окружения на поведение потребителей рассмотрены следующие группы факторов:
· культура;
· социальные классы и статус человека;
· референтные группы;
· семья и домашнее хозяйство;
· ситуация.
Культура — набор духовных, материальных ценностей, идей и других значащих символов, которые помогают индивидам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как члена общества. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на поведение потребителя.
Культуру подразделяют на два уровня: макрокультуру и микрокультуру. Под макрокультурой понимают ценности и символы, касающиеся общества в целом.
Микрокультура включает ценности и символы ограниченной группы людей. Благодаря культуре человек осознает и уясняет себе следующие аспекты жизнедеятельности:
· нормы и ценности;
· веру и убеждения;
· общение и язык;
· представление о времени;
|
· приемлемые границы взаимоотношений;
· мыслительные процессы и обучение;
· привычку к работе;
· особенности питания, проведения досуга.
Под субкультурой понимают отдельные сегменты культуры с однородными знаниями, ценностями, нормами поведения. Основными критериями выделения субкультур являются:
· национальность;
· религия;
· географическое расположение;
· раса;
· пол;
· род занятий.
Социальные классы и статус человека. Под общественными классами понимают сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Общественным классам присущи такие характеристики:
· лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;
· в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;
· общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц;
· индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.
Индивид - отдельный представитель человеческой общности. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества.
|
Референтные группы — группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Выделяют три формы влияния референтных групп на принятие решения о покупке: нормативное, ценностное, информационное.
Нормативное влияние — подчинение групповым нормам или согласие с ними. Нормативное влияние состоит в побуждении индивидуума следовать групповым нормам.
Сильное нормативное влияние наблюдается в тех случаях, когда:
· человек стремится получить одобрение общества;
· покупка или потребление товара происходят на виду.
Ценностное влияние имеет место, когда индивид использует групповые нормы и ценности как руководство для собственных суждений и ценностей. Потребность психологической общности индивида с группой связана с принятием ее норм, ценностей или поведения. Желаемый результат —улучшенный имидж в глазах окружающих. Поэтому индивид использует группу как образец, точку опоры для формирования собственного имиджа.
Информационное влияние сказывается при выборе товара или услуги, когда потребитель пользуется информацией других людей и относится к ней как к заслуживающей доверия. Это происходит в том случае, когда у потребителя нет достаточных знаний и данных о товаре.
Семья и домашнее хозяйство. Под семьей понимают двух или нескольких человек, связанных между собой либо кровным родством, либо браком и живущих вместе. Кроме понятия семьи в теории поведения потребителей рассматривают домовладение.
Домовладение — малая социальная группа, связанная единым жилищем и бюджетом. В настоящее время в России насчитывается примерно 52 млн семей.
Исследователи выделяют следующие основные роли членов семьи в процессе принятия решения о покупке:
· инициатор покупки (определяющий наличие потребности в соответствующем продукте или услуге);
· собирающий информацию (анализирующий доступные сведения о направлениях и источниках удовлетворения потребности);
· влияющий (оказывающий заметное влияние на сбор информации и принятие решения о покупке);
· принимающий решение (выбирающий наиболее подходящую альтернативу);
· покупающий (член семьи, непосредственно приобретающий продукт в торговой точке);
· потребляющий (член семьи, использующий купленный продукт).
Продавцу необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается
весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной услуги. Вот как чаще всего распределяется влияние членов семьи применительно к ряду товаров и услуг:
· мнение мужа (страхование жизни, автомобили, бытовая техника);
· мнение жены (стиральные машины, ковры, мебель, за исключением мебели для гостиной, кухонные принадлежности);
· общее решение (мебель для гостиной, проведение отпуска, выбор жилья, развлечения вне дома).
Ситуация. Поведение потребителей формируется под воздействием ситуационных факторов. Выделены пять основных групп таких факторов:
1) физическое окружение — материальное состояние потребительской ситуации;
2) социальное окружение — присутствие или отсутствие других людей в данной ситуации;
3) время — временные характеристики ситуации, связанные с моментом осуществления покупки;
4) цель (задача) потребителя — то, чего потребитель должен достичь или что выполнить в данной ситуации;
5) предшествующее состояние — настроение или условия, с которыми потребитель входит в ситуацию.
Все потребительские ситуации подразделены на три группы:
1) ситуации коммуникации;
2) ситуации покупки;
3) ситуации использования.
Ситуация коммуникации возникает в условиях личного и неличного общения. Личное общение происходит при взаимоотношении потребителя с продавцом или другими потребителями. Неличные коммуникации определяются воздействием рекламы, программ стимулирования сбыта и других раздражителей.
Ситуации покупки — условия, в которых потребители приобретают товары и услуги. При покупке определяющее значение имеет информационная среда.
Ситуации использования часто являются важной составной частью сегментирования рынка и позиционирования товара. Разные потребители могут искать в продукте разные выгоды.