На поведение потребителей оказывают влияние приведенные далее внутренние факторы.
Типы поведения потребителей
Тип личности — совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительную последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Типология личности потребителей является необходимым условием поиска взаимосвязи между личностными переменными и видами поведения потребителя. Существуют различные подходы к классификации потребителей. В качестве основных показателей используются:
· доминантность психических процессов;
· отношение к товарам и услугам;
· способность к риску.
В зависимости от доминантного участия процессов мышления и восприятия в формировании поведения выделяют рациональный и иррациональный типы потребителей.
Рациональные типы при восприятии мира основываются на глубокой мыслительной обработке информации: обдумывают, дают оценку, ставят цели, планируют действия, подчиняют эти действия критериям морали, этики.
Все действия иррационального типа основываются не на суждении разума, а на силе восприятия, и зависят не столько от заранее определенных намерений, сколько от случайностей.
Потребителей классифицируют также и по их отношению к товарам и услугам (таблица 10.1).
Таблица 10.1- Типы потребителей по критерию отношения к товарам и услугам
Тип | Характеристика | Количество,% |
«Новаторы» | Первыми пробуют новинку, склонны к риску | 2—5 |
«Адепты» | Лидеры мнений, в своей среде делают товар известным и модным | 10-15 |
«Прогрессисты» | «Раннее» большинство, обеспечивают массовый сбыт на стадии роста | 25-35 |
«Скептики» | «Запоздалое» большинство, обеспечивают сбыт на стадии насыщения | 35—45 |
«Консерваторы- | Воспринимают новинку только тогда, когда она становится традиционным товаром | 12-18 |
Кроме того, выделяют группы потребителей, способных к риску и избегающих его (таблица 10.2).
|
Таблица 10.2 - Типы потребителей по критерию способности к риску
Тип | Характеристика |
Способные к риску | Способны выдвигать значительное число альтернативных решений, верят в собственные силы, имеют низкий уровень тревоги, установку на внешнее окружение, стремление к успеху, потребность в доминировании, агрессивность |
Избегающие | Не уверены в себе, имеют высокий уровень тревоги, установку риска на внутренние мотивы, которые способствуют генерации решений |
Персональные ценности и потребительское поведение
Ценности представляют собой убеждения людей, эталоны должного поведения в тех или иных ситуациях. Выделяют социальные и личные ценности.
Социальные ценности — должное с точки зрения общества поведение.
Личные ценности — эталоны поведения конкретного человека. Сведения о личных ценностях используются для анализа потребительского поведения. При этом решаются проблемы описания ценностей, их измерения и разработки маркетинговых стратегий.
Наиболее распространенным в настоящее время является подход к классификации ценностей, предложенный М. Рокичем, который выделил две группы ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Методика Рокича используется для описания различий между сегментами рынка. В современных маркетинговых стратегиях ценности потребителей служат критериями, на основании которых потребители разделяются на однородные группы, имеющие схожие ценности; выбираются тип обращения в рекламе, дизайн товара, ценовые решения.
|
Ценности, господствующие в стране, называются национальным характером, который представляет собой устойчивые личностные характеристики, присущие представителям данной нации.
Стиль жизни потребителей
Стиль жизни — образ жизнедеятельности человека, включающий в себя его интересы, мнения, виды предпочитаемой деятельности. Он формируется под влиянием как индивидуальных характеристик человека (тип личности), так и внешних социальных факторов. Стиль жизни влияет на потребности, отношения потребителей и соответственно определяет поведение на рынке. Стиль жизни непостоянен, он подвержен значительным изменениям, следовательно, регулярно должны обновляться и совершенствоваться приемы и методы маркетинговых исследований (рисунок 10.2).
Оценка стиля жизни осуществляется методами психографии. Психография — техника, позволяющая по психологическим критериям измерить стиль жизни. Существуют следующие методы оценки стиля жизни: метод AIO, методики VALS, VALS-2, методика LOV и др.
Рисунок 10.2- Основные составляющие понятия «стиль жизни».
Методику VALS-2 используют чаще всего. Согласно данной методике общество разделено на восемь сегментов. Каждый из типов потребителей согласно методике VALS-2 имеет свои особенности (табл. 10.3).
Таблица 10.3 - Типы потребителей и их характеристики
|
Тип | Характеристика | |
«Самореализующиеся» | Зрелые, удовлетворенные жизнью, вдумчивые. Ценят порядок, знания и ответственность. Высокий уровень доходов. Консервативны, практичны, ищут в покупках функциональные свойства и долговечность | |
«Верящие» | Консервативные, верования основаны на традиционных ценностях: семья, церковь, нация. Носители моральных устоев. Низкий уровень доходов. Предпочитают отечественные продукты и устоявшиеся марки | |
Актуализаторы» | Преуспевающие, современные с высокой самооценкой и избыточными доходами. Заинтересованы в росте, стремятся самовыражаться разными путями | |
«Достигающие» | Успешные люди, ориентированные на карьеру, сами управляющие своей жизнью. Высокий уровень дохода. Предпочитают устоявшиеся и престижные товары и услуги, демонстрирующие успех | |
«Стремящиеся» | Ищут мотивации и одобрения у окружающего мира. Не уверены в себе. Имеют низкий уровень доходов. При покупке подражают тем, кто пользуется у них авторитетом | |
«Экспериментаторы» | Энергичные, полны энтузиазма, импульсивны. Ищут разнообразия в ярких впечатлениях, стремятся к новому, необычному, рискованному. Энергия находит выход в спорте, развлечениях вне дома, социальной активности. Тратят деньги на одежду, быстрое питание, развлечения | |
«Практичные» | Доминируют традиционные ценности. Любят физический труд: строят дом, чинят автомобили. Имеют достаточный доход. Ценят функциональные свойства товара | |
«Выживающие» | Хронически бедные, плохо образованные, без сильных социальных связей, смирившиеся и пассивные. Ограничены в удовлетворении своих потребностей. Представляют собой скромный рынок для большинства товаров и услуг | |
Когнитивные процессы, формирующие поведение потребителей
Когнитивные процессы — процессы восприятия и переработки информации. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память и др.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии стимулов на органы чувств: цвет, форма, величина, звук, вкус, боль, голод, жажда и др. Основными видами ощущений являются обоняние, вкус, зрение, осязание и слух.
Ощущения, которые испытывает человек при воздействии стимула высокой интенсивности, подчиняются психофизиологическому закону Фехнера. Этот закон гласит, что при интенсивном стимуле человек испытывает меньшее влияние, чем при средних его значениях. Поэтому стимулы большой интенсивности (громкие звуки, яркие цвета, многословные тексты) не всегда являются лучшими для восприятия.
Восприятие — отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предметов, восприятие представляет собой субъективный образ предмета, который является порождением внутреннего мира человека и обусловлен его потребностями, интересами, установками и мотивами.
Законы восприятия и переработки информации могут быть использованы в следующих сферах: розничная торговля, разработка торговой марки, медиастратегия, реклама, дизайн упаковки.
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Избирательность внимания позволяет настраиваться на нужную информацию, сосредоточиваться на ней и отбрасывать все остальное.
Ежедневно потребители сталкиваются с 500 рекламными обращениями. В таком информационном хаосе рекламодателю нелегко завоевать внимание потребителя. Чтобы это сделать, необходимо использовать те психофизиологические закономерности, которые лежат в основе функционирования внимания.
Память — процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Восприятия, мысли и чувства не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или иных образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые включаются в последующую психологическую деятельность. Память является активным этапом обработки информации. В ней накапливаются образы — эталоны ранее воспринятой информации, с которой сличается вновь поступающая.
Главной целью маркетинговой деятельности является внедрение определенной информации в сознание потребителей. Активизация познавательных процессов происходит при соблюдении следующих правил.
1. Если информация подается в виде образов, наша память организует мысли в форме зрительных представлений. Легче создаются образы, а следовательно, и запоминается та информация, которая отражает конкретные предметы и явления. Например, одно из средств для удаления ржавчины было названо «Ржавый Джонс», т.е. название вызвало четкий и яркий образ чистящего средства, что послужило причиной роста сбыта продукта.
2. Формируются ассоциации. Ассоциация — механический процесс, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление других. Различают спонтанные (непроизвольные) ассоциации, которые без всяких усилий побуждают прошлые воспоминания, и сознательно подбираемые.
3. Информация повторяется. Психологами установлено, что идеальный промежуток между повторениями колеблется от 10 минут до 6 часов.
4. Развит интерес и сформированы чувства. Психологами установлено, что легче и быстрее запоминается интересная информация.
В регулировании поведения потребителей участвуют и эмоции.
Эмоции — субъективные состояния человека, возникающие в ответ на воздействие внешних или внутренних сигналов и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Существуют два вида эмоций: положительные и отрицательные. Положительные эмоции кратковременны. Отрицательные эмоциональные возбуждения характеризуются длительными последствиями и могут суммироваться. Эмоции оказывают влияние на когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Положительные эмоции усиливают эти процессы.
Мотивация потребительского поведения
Мотивация — побудительная причина к направленному действию. Выделяют два вида мотивации:
1) внутреннюю мотивацию, которая связана с личностными характеристиками (потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями);
2) внешнюю мотивацию, которая обусловлена внешними стимулами и обстоятельствами.
Однако внешние стимулы оказывают мотивационное воздействие лишь тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения его потребностей и желаний. Поэтому внешние стимулы в процессе мотивации трансформируются во внутренние.
Мотивационный процесс протекает в несколько этапов:
1) формирование потребности;
2) формирование мотива целенаправленного поведения, выбор и принятие решения;
3) выбор конкретных программ действия и формирование намерений.
Если процедура приобретения товара и сам товар соответствуют мысленному образу, то происходит покупка товара. Если такого совпадения нет, то принимается новое решение и осуществляются новые действия вплоть до получения совпадающих с программой результатов.
Таким образом, формирование конкретного мотива определяется потребностями, внешними стимулами и личностными характеристиками.
Выделяют следующие мотивы потребительского поведения.
Утилитарный. В этом случае потребителя интересуют прежде всего эксплуатационные характеристики, гарантийный срок, возможность быстрого ремонта. В рекламном сообщении на первый план следует вынести такие характеристики продукта, как надежность, экономичность, простота эксплуатации. На сегодняшний день утилитарные мотивы являются основными.
Эстетический. Особое внимание уделяется внешнему виду изделия: привлекательности формы, оригинальности цветового решения. Задача рекламы здесь — выявить отличительные эстетические черты, применяя соответствующую лексику: «изысканный вкус», «современные дизайнерские решения».
Мотив престижа. Некоторые товары покупатель приобретает именно для того, чтобы подчеркнуть свой социальный статус, материальный достаток. С ростом уровня жизни эти мотивы играют все большую роль.
Мотивы достижения, уподобления. В рекламе часто используют следующий метод: товар рекламирует известная личность. Многие почитатели спешат приобрести рекламируемый товар, чтобы стать ближе к своему кумиру или быть на него похожим.
Мотив традиции. Он обусловлен преимущественно культурными особенностями различных культур и наций. При рекламе товара в какой-нибудь стране лучше использовать цветовую гамму, близкую к национальным цветам. Тем самым возбуждаются положительные эмоции, что обусловлено национальной психологией.
Поведение потребителей в отношении большей части товаров движимо несколькими мотивами. Выделяют мотивы декларированные, или заявленные, и латентные, или скрытые.
Часть мотивов носит явный характер, покупатель готов их декларировать, или сообщить, отвечая на вопросы интервьюера. Это декларированные, или заявленные мотивы (manifest motives). Например, на вопрос: «Почему вы носите этот костюм?», — потребитель может дать несколько ответов: «Он в моде», или «Костюмы приняты в нашей компании», или «Он мне удобен», или «Он мне подходит».
Однако у потребителя могут быть и другие причины, которые он стесняется признавать или, возможно, не знает о них. Эти мотивы являются латентными, или скрытыми, неявными (latent motives). Например, «Он показывает, что у меня есть деньги», «Костюм делает меня сексуально привлекательным», «Он показывает, что я преуспеваю» или «Он подчеркивает, что я в отличной форме». Латентные мотивы чаще всего не полностью одобряемы социально и потому потребители не склонны их декларировать открыто.
Все или любая комбинация вышеуказанных мотивов может влиять на покупку этого костюма. Любые из этих мотивов могут быть заявлены. Однако мотивы, которые согласуются с доминирующей ценностной системой общества, будут заявлены с большей вероятностью, чем те, что в конфликте с такой системой.
Задача маркетолога состоит в определении комбинации мотивов, влияющих на целевой рынок.