Совершенствование организационно-управленческих условий развития дополнительного образования детей в Вологодской области
Пути решения:
- совершенствование нормативной правовой базы деятельности организаций, оказывающих услуги ДОД;
- формирование и развитие региональной сети УДОД с использованием вариативных моделей горизонтальной и вертикальной интеграции и кооперации;
- разработка и внедрение региональных моделей управления ДОД; возможных сценариев взаимоотношения регион-муниципалитет в сфере развития ДОД;
- внедрение современных инструментов контроля и оценки качества услуг ДОД, включающих общественную экспертизу с участием потребителей и работодателей;
- организация комплексных маркетинговых исследований социального заказа, направленных на выявление актуальных и прогнозирование перспективных потребностей населения в услугах ДОД;
- развитие Регионального центра дополнительного образования детей как полифункционального ресурсного учреждения;
- создание регионального и муниципальных порталов (сайтов) с системами стандартизированного в части содержания и представления информации регионального интерактивного навигатора, рейтинга программ и услуг дополнительного образования детей;
- развитие инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей при застройке территорий;
-проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию сферы ДОД;
- создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг ДОД;
- создание единой базы данных о системе дополнительного образования детей на основе комплексного мониторинга;
- введение рейтинговой системы оценки деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- формирование системы государственного и общественного контроля за реализацией Концепции.
Обеспечение доступности дополнительного образования детей.
Пути решения:
- сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;
- развитие дополнительного образования детей на базе общеобразовательныхучреждений в сельской местности;
- создание необходимых условий, обеспечивающих равные возможности получения дополнительного образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья идругих категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- внедрение дистанционных форм дополнительного образования детей;
- предоставление гражданам и организациям информации о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей;
Обеспечение роста качества дополнительного образования детей, расширение сферы образовательных услуг за счет совершенствования содержания и технологий дополнительного образования детей.
Пути решения:
- организация экспертизы программно-методического обеспечения, программ и проектов, реализуемых в системе дополнительного образования;
- обновление содержания системы дополнительного образования посредством разработки инновационных образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования;
- формирование регионального банка инновационных программ и практик ДОД;
- обеспечение преемственности образовательных программ, которая давала бы возможность выстраивать поэтапный долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут, находящий свое органичное продолжение в системе профессионального образования;
- развитие программ сетевого межведомственного взаимодействия.
Приоритетные направленияразвития содержания дополнительного образования в Вологодской области:
- развитие детского научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности. Создание программ технического профиля нового поколения, ориентированных на инновационные научные процессы, технологии, развитие конструирования, изобретательства, научно-технического творчества;
- развитие содержания ДОД в области социального проектирования, менеджмента, туризма, экологии, спорта;
- обновление социально ориентированных, профилактических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей;
- поддержка региональных программ и проектов («Социокультурные истоки», «Этнокультурное воспитание», «Великий Устюг – родина Деда Мороза» и пр., способствующих воспитанию и социализации обучающихся; создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона;
- создание программ, способствующих привлечению в систему дополнительного образования учащихся старшей ступени общего образования и учащейся молодежи (модульных, краткосрочных, с использованием потенциала каникулярного времени и т.д.);
- внедрение в систему дополнительного образования детей программ предпрофильного обучения;
- распространение практики деятельности специализированных учреждений для одаренных детей;
- поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками (на основе межведомственных и ведомственных проектов);
- поддержка всероссийских детских движений на основе объединений дополнительного образования детей;
- внедрение новейших педагогических технологий деятельностного типа, в том числе использование информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития, самообразования;
- обучение по индивидуальным образовательным траекториям.