В Красноярске 92-й бензин подорожал с начала года почти на 20%: с 21,50 руб. за литр до 25,50.95-м теперь торгуют по 7,30. В соседней Хакасии, куда красноярцы летом традиционно выезжают на отдых на собственных авто, 92-й стоит уже 27 руб.
Недавно на площади Революции. Красноярска против роста цен на топливо организованно выступили около 400 человек. Они развернули плакаты «Мы нищаем — страна богатеет», «Правительство, прекрати грабеж населения!». Разломали бутафорскую бензоколонку. Запрягли в автобус коня, что символизирует наши перспективы. Несмотря, на усилия милиции, пикетчики перегородили на несколько минут одну из центральных городских магистралей — улицу Маркса. Многие автомобилисты, которым пришлось остановиться, не возмущались действиями манифестантов, а напротив, их поддержали.
Один из владельцев компании, осуществляющей коммерческие перевозки горожан, сказал «Новой», что из-за роста цены на топливо его дело перестало приносить прибыль, и около половины маршрутных автобусов уже не выходят на линии. Половину все же выпускают, чтобы сохранить свое присутствие в бизнесе. Водители массово увольняются, автохозяйства вынуждены привлекать гастарбайтеров.
Меж тем краевые власти имеют подконтрольную сеть АЗС «Красноярскнефтепродукт». Цены на ее бензоколонках растут точно так же, только с опозданием в несколько дней. По мнению депутата Заксобрания Всеволода Севастьянова, «при доброй воле властей Красноярского края в нашем регионе имеются возможности для снижения цен на бензин». Ждем «доброй воли»
Путин и «Газпром»
Как атрибутом президентской власти стал не ядерный чемоданчик, а газовый вентиль
В феврале 2008 года авторы настоящего доклада опубликовали независимый экспертный доклад «Путин. Итоги», где представили свое видение итогов деятельности и политического наследия второго президента Российской Федерации. В докладе «Путин. Итоги» мы дали нелестные, но, по нашему убеждению, справедливые, построенные на цифрах и фактах оценки результатам работы Владимира Путина, скрытым от глаз россиян за патокой официальной пропаганды, в различных сферах нашей жизни — экономике, армии, пенсионной системе, образовании и здравоохранении, дорожной инфраструктуре и других областях.
|
Однако многие читатели доклада справедливо отметили, что есть одна проблема, которой мы коснулись лишь отчасти, — это проблема состояния российской энергетики вообще и проблема главной энергетической компании страны, «Газпрома», в частности.
Так произошло не случайно. Мы считаем, что ситуация вокруг «Газпрома» требует отдельного разговора, который не может уместиться в пару-тройку абзацев. Во-первых, потому, что «Газпром» и то, что происходит в этой компании, имеет совершенно особенное значение для нашей страны в целом.
Во-вторых, потому, что о проблемах «Газпрома» мы знаем не понаслышке; в своей профессиональной деятельности мы имели к ним самое прямое и непосредственное отношение как бывший министр топлива и энергетики и заместитель министра энергетики России.
В-третьих, потому, что «Газпром» стал в своем роде специальным, личным проектом Владимира Путина — с самого начала своего президентства он тщательно опекал эту компанию, назначал на ключевые посты в ней близких к себе людей, детально вникал в ее дела. «Газпром» — один из немногих проектов, за которые Путина можно считать лично ответственным практически с самого начала его правления и по которым можно реально судить об итогах деятельности Путина.
|
В настоящем докладе мы намерены развить анализ, предпринятый в докладе «Путин. Итоги», и сосредоточиться на том, что происходило в эти годы с «Газпромом». Если вы хотите узнать правду об этом — перед вами доклад «Путин и «Газпром».
«Газпром» как главный личный проект Путина
«Газпром» как явление в российской политической и деловой жизни уникален. Выручка «Газпрома» в 2007 году составила свыше 93 млрд долларов, или 7% российского ВВП. Это в 2,5 раза превышает, например, расходы на национальную оборону. «Газпром» обеспечивает свыше 12% объема промышленного производства, около 16% в стоимостной структуре российского экспорта. На счету «Газпрома» примерно 43% российского производства первичных энергоносителей и такая же доля в структуре общероссийского потребления энергоресурсов. Поставки газа «Газпромом» обеспечивают до 40% выработки электроэнергии в стране. По сути, «Газпром» — энергетическая сердцевина российской экономики; от того, насколько эффективно и надежно работает эта компания, во многом зависят устойчивость и перспективы нашей экономики.
Компания играет ключевую роль и на мировом энергетическом рынке. Объем нефти- и газодобычи «Газпрома» составляет 5% от общемирового производства энергоресурсов и примерно 8,3% от общемирового производства нефти и газа. Поставки газа «Газпромом» обеспечивают более 50% газового импорта стран Евросоюза.
|
Трудно найти другую компанию такого масштаба и с такой степенью политического и экономического влияния в России. Евгений Ясин не случайно однажды назвал «Газпром» «кошельком правительства»: по степени концентрации финансовых ресурсов и возможностям для их быстрой мобилизации на некие цели, важные для властей, компания не имеет себе равных.
В 1990-е власти периодически использовали этот ресурс для решения политических задач — например, в 1997 году, когда перед правительством встала задача погашения накопленной задолженности по выплате пенсий, президент Ельцин дал руководству «Газпрома» указание незамедлительно оплатить часть задолженности «Газпрома» перед Пенсионным фондом в размере 2 млрд. долларов, чтобы профинансировать выплату пенсий.
В годы правления президента Путина «Газпром» стал важнейшим личным проектом президента. Положил глаз на эту компанию он сразу после своего прихода к власти. Еще в ходе предвыборной президентской кампании 2000 года стало ясно, что энергетическая тема и «Газпром* — центральные элементы политической- повестки дня для Путина. В июне 2000 года, всего через месяц после своей инаугурации, Путин оперативно добился замены Виктора Черномырдина на посту председателя совета директоров «Газпрома» на своего ближайшего соратника Дмитрия Медведева, а в мае 2001 года — замены Рема Вяхирева, возглавлявшего «Газпром» с момента его основания в 1992 году, на Алексея Миллера.
Высшее руководство концерна очень быстро оказалось заполонено давними знакомыми Путина по временам работы в петербургской администрации. Сегодня 11 из 18 членов правления компании, занимающие важнейшие должности — в области контроля за финансами, имуществом, корпоративном управлении, — люди, в 1990-е работавшие либо в санкт-петербургской администрации, либо в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», либо в неких петербургских коммерческих структурах, либо в ФСБ.
Это нехарактерная практика для крупнейших глобальных энергетических компаний. Обычно ведущие позиции там занимают профессионалы, имеющие многолетний управленческий опыт работы на высокопоставленных должностях в различных крупных энергетических корпорациях. Бывших мелких региональных чиновников, работников портов и строительных Компаний на должности топ-менеджеров ведущих нефтегазовых корпораций обычно не назначают, особенно в таком количестве.
Однако Путин при осуществлении кадровых назначений в «Газпроме», — которыми, вне сомнения, он руководил лично — сделал ставку не на профессионализм, а на принадлежность к своему клану, «клану питерских».
Речь идет не только о захвате управления в компании: Путин посвящал значительную часть своего рабочего времени решению текущих задач функционирования «Газпрома», огромная доля повестки дня его международных встреч и зарубежных визитов была связана с лоббированием разного рода газпромовских проектов.
Путин тщательно оберегал интересы «Газпрома» в ходе рассмотрения вопросов регулирования и развития газовой отрасли российским правительством. Когда в 2002 —2003 годах кабинет Михаила Касьянова пытался включить в повестку дня правительственных заседаний вопрос о реформировании газовой отрасли и открытии сектора газодобычи для конкуренции, этот вопрос каждый раз снимался с рассмотрения по просьбе из Кремля. Когда в последнее время участились претензии к «Газпрому» (в том числе и со стороны чиновников правительства) по поводу неприемлемо низкого уровня налогов, которые платит в бюджет эта компания, Путин защитил «Газпром» от повышения налогов — правительство обязалось сохранить прежний низкий уровень налогов и не возвращаться к вопросу об их повышении до 2010 года.
С одобрения Путина правительство подписало программу резкого повышения уровня цен на газ для российских потребителей и доведения их до паритетного уровня с европейскими ценами.
Эта программа была принята постановлением премьера Михаила Фрадкова от 28 мая 2007 года № 333, в соответствии с ней внутренние цены на газ для российских потребителей должны к 2011 году удвоиться по сравнению с сегодняшним уровнем и составить в среднем не менее 125 долларов за 1 тысячу кубометров (сегодня — около 64 долларов.). Возможно, в реальности цены на газ в 2011 году будут еще выше, так как цены на газ в Европе в последнее время непредсказуемо и стремительно росли.
В годы своего президентства Путин проявил себя крайне эффективным лоббистом и защитником интересов «Газпрома».
Пошло ли это на пользу стране? Получили ли россияне выгоды от столь пристального внимания президента к главной компании страны?
Надежность газоснабжения страны — все хуже
Назначенный Путиным менеджмент работает в «Газпроме» уже более 7 лет, и с него справедливо будет спросить за производственно-экономические результаты деятельности компании в этот период. Результаты эти весьма плачевные. Прежде всего менеджмент «Газпрома» практически полностью провалил выполнение главной функции компании — обеспечения надежного газоснабжения потребителей России. Считается, что именно в обмен на выполнение этой функции — надежное газоснабжение — «Газпром» имеет все свои привилегии, включая монопольный статус и активную поддержку государства.
Однако добыча газа «Газпромом» все эти годы практически не росла, в 2007 году сократившись практически до уровня 1999 года (см. табл. 1, 2). С учетом истощения старых месторождений в самое ближайшее время стагнация в газодобыче может обернуться ее обвальным падением.
Не росли и поставки газа «Газпромом» российским потребителям. В 2007 году объемы поставок газа на внутренний российский рынок составили всего 307 млрд кубометров, или лишь на 2% выше уровня 2001 года (см. табл. 3). Между тем внутренний спрос на газ за это время вырос на 18%, или почти на 67 млрд кубометров в год!
Таким образом, разрыв между внутренним спросом на газ и поставками газа на внутренний рынок растет, увеличившись с 72 млрд кубометров в 2001 году до почти 132 млрд кубометров в 2007 году. Сегодня около трети своих потребностей в газе Россия вынуждена удовлетворять за счет «негазпромовского» газа.
Проблема недостаточных поставок газа на внутренний рынок, обостряющаяся на фоне роста экспортных обязательств «Газпрома», приобретает все более угрожающие черты. «Газпрому» пока несказанно везло с благоприятными климатическими условиями: последние две зимы были относительно теплыми, что снизило остроту зимних пиков потребления газа. Однако даже с учетом мягких температур спрос на газ в зимние месяцы растет.
Косвенно это можно наблюдать на примере последнего зимнего сезона 2007 — 2008 годов, когда в январе 2007 года в условиях стагнации в газодобыче резко вырос спрос на отбор газа из подземных газохранилищ, составивший в последнем зимнем сезоне рекордную цифру в 50,1 млрд кубометров — более чем на 20% выше, чем в среднем в предшествующие три зимы! К концу января подземные газохранилища «Газпрома» были практически полностью опустошены, при этом суточная добыча газа зимой 2007 — 2008 годов выросла всего на 2—3% по сравнению с предыдущим сезоном, невзирая на запуск в эксплуатацию в декабре 2007 года нового относительно крупного Южно-Русского газового месторождения.
Зимой 2007 - 2008 годов был побит рекорд по максимальному суточному отбору газа из подземных газохранилищ, он составил 583,6 миллиона кубометров газа в сутки, что выше рекорда по-настоящему холодной зимы 2005—2006 годов.
Можно представить себе, какие угрожающие последствия ждут Россию в случае, если одна из следующих зим будет по-настоящему холодной. Следует ожидать крупномасштабных отключений жизненно важных объектов по причине нехватки газа.
Примерную картину того, как это будет выглядеть, мы наблюдали зимой 2005 — 2006 годов, когда для потребителей вводились массовые ограничения поставок газа. По данным РАО ЕЭС, суммарные ограничения подачи газа российским электростанциям против плановых объемов в холодные недели января—февраля 2006 года составили 12,5% в целом по Единой энергосистеме России и до 80—83% для электростанций Центрального региона и Северо-Запада1.
Проще говоря, подачу газа электростанциям в европейской части России отключали почти полностью (стоит ли напоминать, что газ — доминирующее топливо в выработке электроэнергии в России).
В январе—феврале 2006 года серьезное напряжение чувствовалось и в обеспечении экспортных поставок газа. По информации СМИ, 18 января 2006 года «Газпром» добровольно уменьшил объем транзита газа по украинской территории в Европу с 390 до 350 млн. кубометров в сутки из-за нехватки газа. В этот же день «Газпром» проинформировал своего итальянского партнера, концерн EN I, о неспособности гарантировать поставки газа в полном объеме из-за экстремальных холодов, после чего об ограничениях поставок с своего итальянского партнера, концерн EN1, о неспособности гарантировать поставки газа в полном объеме из-за экстремальных холодов, после чего об ограничениях поставок со стороны «Газпрома» последовательно сообщили Сербия (на 25%), Хорватия (6 — 10%) и Венгрия (20%)2.
Причина стагнации поставок газа на внутренний рынок при растущем спросе — системный недостаток инвестиций в добычу газа. В России достаточное количество разведанных запасов газа, которых при сегодняшнем уровне его добычи хватит примерно на 80 лет, однако многие из этих месторождений не разрабатываются. Значительная часть запасов сосредоточена в месторождениях новых, неосвоенных районов, где отсутствует необходимая инфраструктура, эти районы вообще чрезвычайно сложны для освоения.
На фоне падающих объемов добычи на старых месторождениях, прежде всего крупнейших Уренгойском и Ямбургском, запущенных еще в 1980-е, перед Россией встает угрожающая проблема дефицита газа. Запущенное в эксплуатацию в декабре 2007 года Южно-Русское месторождение — последнее относительно крупное месторождение, остававшееся в действующем регионе добычи, где развита инфраструктура и условия добычи газа легче. Теперь за «новым газом» придется идти в неосвоенные районы, одни из самых сложных в мире, где разработка месторождений и создание инфраструктуры потребуют еще и огромных вложений. По свежим оценкам самого «Газпрома» проект освоения полуострова Ямал может потянуть на сумму до 200 млрд долларов, что превышает по размерам весь российский Стабилизационный фонд!
Почему эти вложения не производились все это время? Ведь планировалось, что газ с месторождений полуострова Ямал начнет поступать на Большую землю еще в конце 1990-х годов.
Проблема в том, что все эти годы «Газпром» сознательно тратил лишь относительно небольшие средства на инвестиции в развитие своего главного профильного бизнеса — газодобычи.
За 7 лет, в период с 2001 по 2007 год, «Газпром» направил на капитальные инвестиции в развитие своего главного бизнеса всего лишь чуть более 27 млрд. долларов (см. табл. 7).
Для сравнения: на скупку активов в 2003—2007 годах «Газпром» потратил 44,6 млрд. долларов. Из них более 30 млрд. составили расходы на покупку активов, не имеющих отношения к газовой отрасли, — прежде всего нефтяных («Сибнефти», «Томскнефти») и электроэнергетических компаний (РАО ЕЭС, «Мосэнерго», оптовых и территориальных генерирующих компаний), а также трейдера «Росукрэнерго».
Если бы эти средства тратились на освоение газовых месторождений, в России не было бы угрозы кризиса газоснабжения.
Ну а пока месторождения полуострова Ямал не осваиваются, «Газпром» жестко «подсел» на импорт газа из Центральной Азии. Если в 2002 году доля центральноазиатского газа в балансе «Газпрома» составляла чуть более 4%, сегодня — 8%. Между тем газ этот стремительно дорожает. Еще в 2003 году 1 тысяча кубометров туркменского газа обходилась «Газпрому» в 30 долларов, сегодня — в 150 долларов, а с 2009 года — возможно, в 250 долларов или выше.
Неудивительно, что финансовая отчетность «Газпрома» по международным стандартам за 2007 год показала парадоксальный результат: при росте выручки от продаж газа более чем на 8% прибыль продаж снизилась на 11%! И это — на фоне уверенного роста цен продаж газа в 2007 году.
Как можно при довольно быстром росте цен показать снижение прибыли от продаж? Менеджмент «Газпрома» не делает секрета из того, что причина — в росте расходов, основной статьей увеличения которых стала покупка нефти и газа у третьих лиц (расходы на их покупку выросли на 36%). Если в 2003 году затраты на покупные нефть и газ в целом по «Газпрому» составляли меньше миллиарда долларов, то в 2007 году — уже 15 млрд. долларов, или более четверти от всех операционных расходов компании!
Есть и еще одна проблема, препятствующая наращиванию инвестиций в газодобычу: крайне низкая экономическая эффективность деятельности «Газпрома». Операционные издержки компании (без учета налогов) увеличились в сравнении с 2003 годом втрое: с 4,9 до 14,8доллара на баррель (см. табл. 5).
Помимо роста затрат на покупной газ (о чем речь шла выше) главной статьей увеличения издержек является рост расходов на оплату труда. Они выросли с 3,7 млрд. долларов в 2003 году до 9,7 млрд. в 2007 году, а в расчете на баррель добытого нефтяного эквивалента — с менее 1 доллара за баррель в 2003 году до 2,5 доллара в 2007 году.
Численность персонала «Газпрома» неуклонно росла, увеличившись с 391 тысячи человек в 2003 году до 445 тысяч в 2007 году.
Для того чтобы финансировать растущие аппетиты по скупке активов и растущие издержки, не хватало текущих доходов — в результате Газпром» залез в колоссальную долговую яму (см. табл. 6). Долг компании, еще в конце 2000 года составлявший 13,5 млрд. долларов, по состоянию на конец 2007 года достиг 61,6 млрд. долларов, или 66%(две трети) от годовой выручки компании (тогда как для международных нефтегазовых компаний сегодня нормой является соотношение долга к годовой выручке на уровне не более 10—15%).
Огромные выплаты по долгу препятствуют инвестициям. Более того, существует риск, что в случае ухудшения экспортной ценовой конъюнктуры «Газпрому» придется сокращать инвестиции или даже оказаться банкротом.
Последствиями этого, скорее всего, будут ускоренный рост цен на газ для российских потребителей, усугубление кризиса в газодобыче, возможная растрата накопленных государством финансовых ресурсов на спасение «Газпрома» от банкротства.
Таблица 1. Добыча газа «Газпромом»
Добыча газа «Газпромом», млрд. куб. м |
Таблица 2. Динамика добычи газа «Газпромом» в сравнении с ростом ВВП и промышленного производства (в % к уровню 1999 года)
75% | |||||||||
50% | |||||||||
25% | |||||||||
0% | |||||||||
-25% |
Таблица 3. Поставка газа «Газпромом» на внутренний рынок и внутренний спрос на газ в России
Поставки газа «Газпромом» на внутренний рынок и внутренний спрос на газ | 300,8 | 309,1 | 305,7 | 316,3 | |||
Внутренний спрос на газ в России, млрд куб. м | 372,7 | 388,9 | 392,9 | 401,9 | 405,1 | 432,1 | 438,8 |
Разрыв, млрд куб. м | 71,9 | 90,9 | 83,8 | 96,2 | 98,1 | 115,8 | 131,8 |
Таблица 4. Инвестиции «Газпрома» в сферу газодобычи, млрд долл.
Капитальные инвестиции «Газпрома» в газодобычу, млрд долл. (по курсу соответствующих периодов) | 2,6 | 2,5 | 3,3 | 3,3 | 3,5 | 4,8 | 7,3 |
Таблица 5 Операционные издержки «Газпрома» в расчете на баррель добычи нефти и газа.
3,8 | 4,6 | 4,1 | 4,9 | 6,0 | 7,7 | 10,8 | 14,9 |
0,4 | 0,6 | 1,0 | 1,2 | 1,6 | 1,7 | 2,5 |
Таблица 6 Рост долга «Газпрома»
Конец 1997 г. | Конец 2000 г. | Конец 2006 г. | Конец 2007 г. |
5,0 | 14,0 | 39,7 | 61,6 |