Будем учиться в эконом-классе?




 

Инфляция заставит менеджеров конкурировать с пенсионерами за дешевые продукты

«Представители среднего класса, если захотят, смогут устроить себе в следующем году даже отрицательную инфляцию. Если начнут ходить в более дешевые магазины»

На фоне таких вещей, как война в Южной Осетии и глобальный кризис, зависимость от которого России признана, наконец, на высшем уровне, магистральные экономические темы прежнего времени становятся в информационном потоке второстепенными. Когда вы, к примеру, в последний раз слышали по центральному ТВ о том, какая у нас нынче инфляция? Между тем в сентябре проклятая уже переползла двузнач­ную отметку, колеблясь, по разным оценкам, в районе 10%. И это без учета вброса на рынок дополнительных триллионов государственных денег, который, даже по консервативной оценке вице-премьера Алексея Кудрина, даст инфляции разгон на I — 2%. Независимые же аналитики утверждают, что по итогам года рост цен может составить 14, а то и 15%.

В частности, по прогнозам главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, в этом году инфляция составит 15%, поскольку разрыв между ценами производителей и ритейлеров остается очень значительным. А во втором квартале 2009 года стоит ожидать начала проблем потребительского сектора, если после января не наступит ощущения оттепели в финансовой системе. «В следующем году инфляция может составить 14%», предположила Наталья Орлова в беседе с корреспондентом «Новой газеты».

В прошлом году инфляция застыла на 12%, хотя борьба с ней велась в рамках предвыборных кампаний и сопровождалась широко разрекламированной, но бесполезной, по сути, заморозкой цен. Эти средства, понятное дело, были рассчитаны на широкие слои избирателей, которые из курса экономики усвоили то, что невидимая рука рынка должна быть жесткой и по возможности расти от первого лица

Между тем в условиях кризиса инфляция может стать темой болезненной не только для малообеспеченных граждан, но и для тех, кто еще недавно относил себя к среднему классу. В период экономических успехов эта часть населения приучила себя жить не, но средствам — в том смысле, что недостающий сегодня рубль всегда можно было взять в кредит. Сейчас банки ссужают деньги все менее охотно и все более осмотрительно, кроме того, перспективы менеджеров среднего и высшего звена на рынке труда выглядят не блестящими. «В первую очередь сокращения коснутся инвестиционных аналитиков, оценщиков, риск менеджеров, - говорит Лина Асриян, консультант группы «Финансы» кадрового холдинга АНКОР. - В ближайшее время ситуация скорректируется в пользу работодателей, что в свою очередь повлечет за собой определенное снижение уровня заработных плат».

Если зарплаты и не упадут, расти быстрыми темпами они тоже не будут: большинству отечественных компаний нужно рассчитываться по долгам с иностранными кредиторами, а значит, расходы на персонал, что называется, оптимизируют.

В итоге средний класс попадает под своеобразные «ножницы»: расходы сокращаются как минимум на ту часть, которую прежде составляли кредиты, а доходы будут расти в любом случае медленнее, чем цены. Следовательно, людям, так или иначе, придется менять свои взгляды на жизнь, или, выражаясь офисным языком, корректировать стратегии потребления.

Этот процесс, по словам президента Гильдии маркетологов Игоря Березина, происходит еще с прошлой осени: «Можно привести в пример белый сахар, который год назад стоил 20 рублей за килограмм, а сейчас - 30. Понятно, что потребителям деваться некуда. Никакой альтернативы нет. А вот темный тростниковый сахар как стоил 100 рублей, так и стоит. Потому что его потребители могут переключиться на белый, если их не устроит цена».

По мнению Игоря Березина, финансовый кризис коснется товаров повседневного спроса и продуктов питания в последнюю очередь. Что касается товаров необязательного потребления, то люди станут экономнее относиться к подобным расходам. В первую очередь стоит ждать существенного сокращения спроса на рынке дорогостоящих товаров, потому что, очевидно, что те, кто был связан с финансовым сектором, если не потеряют свою работу, то вряд ли смогут рассчитывать на различные вознаграждения, бонусы, выплачиваемые обычно в конце декабря, а особенно активно в марте-апреле. Но это не такая уж большая группа людей. Главное, чтобы проблемы финансового рынка не перекинулись на реальный сектор экономики.

В последнее время на полках магазинов можно было заметить появление новых неизвестных марок, товаров, которые продаются по сравнительно низким ценам, но по своему внешнему виду «маскируются» под дорогие. С одной стороны, можно подумать, что они создаются для того, чтобы причинить меньший дискомфорт людям, снижающим планку потребления и переходящим на продукты более дешевых марок. «Скорее всего, это просто результат политики производителя, который в любой ситуации старается привлечь внимание к своей продукции, посылая сигнал потребителю о том, что это качественный продукт, статусный и т.д., полагает Игорь Березин. Стоит обратить внимание на товары no brand под марками сетей. Сетям не надо тратиться на • разработку упаковки, марки, рекламных акций продукта. Увеличение потребления именно таких продуктов можно будет заметить».

По словам аналитика, ИК «Проспект» - Вероники Чекиной, в России может упасть уровень потребительского доверия: «Недавно международное агентство маркетинговых исследований Nielsen опубликовало исследование, согласно которому Россия вошла в десятку стран с наиболее высоким уровнем потребительского доверия. Сейчас, как мне кажется, ситуация будет меняться, так как в условиях мирового финансового кризиса и риска замедления темпов экономического роста потребительский спрос снижается и большинство граждан предпочитают уже не тратить, а сберегать»

Что же касается динамики повышения цен в элитных магазинах и магазинах экономкласса, то, по словам г-жи Чекиной, «подорожание на 15% картофеля ощущается покупателем не столь болезненно, как увеличение на такую же величину стоимости, ну, например, испанского хамона (сыровяленый окорок). Другое дело, что хамон ест далеко не каждый, а картошку употребляют практически все».

В общем, представители среднего класса, если захотят, смогут устроить себе в следующем году даже отрицательную инфляцию. Если начнут ходить в более дешевые магазины. В этот раз наши собкоры, ведущие независимый мониторинг инфляции, сравнили стоимость одного и того же набора потребительских товаров в супермаркетах разных уровней, причем в обоих случаях фиксировались цены на самые дешевые марки из предложенных. Подробные результаты вы можете видеть в таблицах, однако в среднем корректировка стратегии потребления позволяет урезать расходы на 10 - 30%.

Кстати, поиском более дешевых товаров озабочены далеко не только менеджеры. По данным наших собкоров, в сентябре в ряде магазинов экономкласса можно было обнаружить некоторые товары по ценам существенно ниже, чем в апреле. Это значит, что принцип «чем дешевле, тем лучше» снова работает, а значит, в условиях кризиса придется забыть, о наметившейся было тенденции к вытеснению низкокачественного ширпотреба более добротными товарами.

 

Санкт-Петербург Краснодар
Наименование товара Цена в мрте 2008г., руб Цена в сентябре 2008г., руб Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб Наименование товара Цена в мрте 2008г., руб Цена в сентябре 2008г., руб Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб
Молоко 36,6   42,2 Молоко   19,6  
Колбаса       Колбаса      
Мясо (свинина) 118,5     Мясо (свинина) 163,6    
Хлеб (белый) 16,8   25,2 Хлеб (белый)     13,5
Масло слив., 200 г     48,8 Масло слив., 200 г     220,59
Яйца 37,5     Яйца   32,4 31,4
Стиральный порошок   32,4 47,4 Стиральный порошок 40,5 20,9 20,4
Картофель, кг   11,9 18,5 Картофель, кг 19,1   10,9
Макароны, кг   38,4 47,4 Макароны, кг 17,6    
Сахар   20,4 25,7 Сахар 20,3 21,2 19,3
Рыба 79,5 87,8   Рыба     137,7
Масло подсолнеч­ное 62,6   83,7 Масло подсолнеч­ное 54,4 63,6 53,4
Зубная паста   17,4   Зубная паста 10,4 11,1 219,9
Моющее средство       Моющее средство 38,9 22,2 22,2
Водка 114,5     Водка   79,9 64,4
Итого   814,3 1203,9 Итого 898,8 950,9 1214,69
Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года увеличилась на 2,9 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 48% дороже. Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года увеличилась на 5,8 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 27,7 % дороже

 

Омск Красноярск
Наименование товара Цена в мрте 2008г., руб Цена в сентябре 2008г., руб Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб Наименование товара Цена в мрте 2008г., руб Цена в сентябре 2008г., руб Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб
Молоко   27,5 31,5 Молоко     43,6
Колбаса 175,1   198,3 Колбаса      
Мясо (свинина) 295,2   337,6 Мясо (свинина)      
Хлеб (белый) 13,9   17,5 Хлеб (белый) 17,6 18,5 22,8
Масло слив., 200 г     43,5 Масло слив., 200 г   272,2 236,6
Яйца 37,8   31,8 Яйца   36,6 43,5
Стиральный порошок     45,7 Стиральный порошок     45,9
Картофель, кг       Картофель, кг   16,9 37,8
Макароны, кг 26,5   31,2 Макароны, кг   29,8 33,6
Сахар 27,8   30,6 Сахар 24,5 24,5 55,4
Рыба 90,2   104,4 Рыба     224,8
Масло подсолнеч­ное       Масло подсолнеч­ное 71,9 81,8 70,8
Зубная паста 28,2   29,3 Зубная паста 78,1 70,2 73,4
Моющее средство 28,2   29,3 Моющее средство 31,6 73,7 57,8
Водка       Водка     131,5
Итого 994,8 848,5   Итого 1379,3 1502,2 1763,5
Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года снизилась на 14,7 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 28,6% дороже. Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года увеличилась на 8,9 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 17,4 % дороже.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: