Возможные формы и условия проведения




Возможные формы проведения:

1. Учебно-исследовательские гуманитарно-экологические мини-экспедиции: позволяют в минимальные сроки (выходные в ходе учебного года, 2-3 дня в каникулярное время) силами небольшой исследовательской группы (2-3 школьника) собрать материал по традиционным представлениям о лесных животных от жителей (1 и более человек) вашего или ближайшего населённого пункта;

2. Гуманитарно-экологические сборы традиционно-культурного материала в рамках лагерных смен: позволяют разнообразить программу смены в практическом проблемно-исследовательском ключе. Ребятам предлагается (в течение 1-2 дней) побывать в роле исследователя – гуманитария и естественника одновременно – собрать и осмыслить свой собственный научный материал, характеризующий традиционное отношение к различным животным жителей деревень округи лагеря. Это и социологическое, и биологическое (ресурсно-экологическое) исследование одновременно, также в нём отражается мир народной психологии и богатство фольклорно-поэтических текстов. Напомним: особенно важным является географическая конкретность этих исследований. Здесь ребёнок с удивлением может обнаружить, что традиционные представления об одних и тех же животных в его селении и деревнях округи лагеря или различны, или отличаются какими-нибудь любопытными особенностями (приметы, обычаи и пр.).

3. Учебно-исследовательская экспедиция учащихся: наиболее серьёзная масштабная форма, в которой может быть применена данная разработка. Организуется в районах, где есть школьные коллективы с опытом гуманитарно-экологических исследований. Предполагает действие нескольких учебно-исследовательских групп с целью гуманитарно-экологического картирования многообразия традиционных представлений и форм отношения к лесным объектам (животные, растения, растительные совокупности, лесные родники, др. объекты “географии” пространства внутри леса и пр.). Также как можно узнать – чем богато и примечательно каждое селение родного района, также школьники узнают особенную традиционную экологическую культуру каждого из этих селений. Существуют подробнейшие карты лесов (лесхозов, лесничеств, колхозных и пр. лесов) района, и надо создать подробные карты этих же лесов со всех их животным и растительным миром, но не в лесоводческом, а в гуманитарно-экологическом, традиционно-культурном аспекте. Конечно, такая карта в масштабе всего района создаётся и дополняется в течение многих экспедиций и нескольких лет. На карту наносят собираемый в экспедиции материал: топонимику лесов во всех её мельчайших деталях, а также (разными значками) разновидности традиционных отношений и представлений о конкретных природных объектах – родниках, животных и пр. (см. “Методику паспортизации проектной гуманитарно-экологической деятельности”). Результатом является представление и сохранение уникальности многообразия традиционных культур в родном районе. Так работает педагогическая актуализация местных традиций и фольклорных представлений силами самих же учащихся. Взрослые и дети смогут обозреть удивительную картину изменения, взаимного влияния, уникальности вариаций традиционных сюжетов, фольклорно-мифологических представлений о природных объектах мира леса – от одной деревни к другой, с севера на юг, от запада на восток в географическом пространстве традиционных культур родного района. Эколого-биологической уникальности разнообразия различных уголков и природных сообществ района природы здесь соответствует гуманитарно-экологическая, традиционно-культурная уникальность.

Допускается комбинирование этих основных воспитательно-образовательных форм или выработка новых с учётом местной специфики.

Материалы исследований учащихся, выполненные в рамках любой из этих форм, могут быть обработаны (см. “Методические указания к выполнению детских учебно-исследовательских гуманитарно-экологических работ на областных конференциях”) и поданы на гуманитарно-экологические секции школьных областных конференций областного центра развития творчества детей и молодежи (пр.Гагарина, д.100).

Возраст детей-участников: Средний и старший школьный возраст.

Возможные учреждения-участники: Эколого-биологические, краеведческие, фольклорно-этнографические, литературные, исторические кружки при школах, интернатах, учреждениях дополнительного образования, музеях, библиотеках. Школьные лесничества. Общества православной и народной культуры при воскресных школах. Детские оздоровительные, профильные лагеря и т.д.

 

Содержательная часть

Материал разнообразия мифологических представлений о лесных животных даже внутри только русских традиционных культур огромен. Здесь мы не можем представить всего многообразия вопросов, которые бы вы могли задавать в ваших исследовательских сборах местному населению. Всегда наши вопросы могут оказаться “тесными” для вашего исследования, из-за них вы можете упустить какие-то уникальные представления о животных, характерные только для ваших деревень, о которых мы можем ничего не знать. Потому не “идите слепо” по предлагаемому нами перечню, а всегда пытайтесь как-то дополнить, конкретизировать его – пусть это станет вашим исследовательским правилом. В итоге каждый исследователь создаёт свои личные опросники (перечни вопросов по традиционно-культурному значению каких-либо объектов), оптимальные для той территории, на которой он работает, и изменяет их в зависимости от смены условий исследования.

 

2.1. Виды животных, выделяемые традиционной культурой:

Всё же, несмотря на многообразие представлений, в различных традиционных культурах замечается особое (сакрализующее) внимание к одним и тем же некоторым биологическим группам и видам животных. О каких-то из этих животных, скорее всего, вы также можете собрать интересный фольклорный материал в вашем районе. Приводим неполный перечень этих животных:

1. Млекопитающие: особенно - медведь, волк, росомаха, выдра, ласка, летучие мыши; также - лисица, хорёк, заяц, белка, охотничьи виды вообще, животные особенной окраски меха, больные звери;

2. Птицы: особенно – ночные хищники (филин, неясыти, совы, сычи), козодой, дневные хищники (орлы, ястреба, коршун, сокола, луни), ворон, кукушка, горлинки, дятлы (особенно чёрный – желна), удод, выпь (“птица-бык”); также – поганки, зимородок, охотничьи куриные и др.;

3. “Гады”: уж (часто отделяемый в народном сознании от “змей”, что важно и надо записывать), гадюка, медянка (“медяница”), скопления (“клубки”) змей, также - несуществующие виды (цветовые разновидности змей и путаницы с веретеницей), чьи названия надо также обязательно записывать. Также выделяемы в представлениях, приметах, обычаях: ящерицы (особенно зелёные) и “ящерки”, жабы, лягушки, жерлянки (особенности “пения”) и др.;

4.Беспозвоночные: пауки, муравьи, пчёлы, осы, шмели, “оводы”, комары, мухи, “гнус”, клопы, клещи, вши, блохи, “мотыльки”, крупные ночные бабочки, светлячки, кузнечики, “жуки”, червяки, др.

 

2.2. Основные признаки, выделяемые в животных вниманием традиционной культуры:

Таким образом, чаще всего это животные, которые могут:

- быть связанными с ночью;

- быть похожими на человека (медведь) или связанными с человеком (оборотни);

- быть ядовитыми или смертельно опасными для человека;

- иметь чёрную окраску;

- иметь устрашающий вид;

- иметь неприятный (по традиционному общественному мнению) вид;

- питаться кровью;

- иметь некое особенное поведение;

- иметь особенные (резкие, странные, устрашающие, передразнивающие, красивые или похожие на слова) крики или песню;

- иметь большие зубы, клюв, рога, когти, хвост;

- быть слепыми, жить в земле;

- иметь белую окраску;

- иметь цвета крови глаза, пятна, “бровки” и пр.;

- оставлять особенные следы жизнедеятельности;

- иметь “жало”;

- быть хищниками;

- иметь крупные глаза и “лицо” (как, например, у сов);

- быть связанными с водой, дуплами, провалами, ямами или пещерами;

- строить, создавать нечто особенное по величине, масштабу или форме (муравейники, плотины, берлоги, особые норы или гнёзда и т.п.);

- иметь “раздвоенную лапу” (и потому быть запрещенными в пищу – иногда заяц, лисица, пр.);

- быть вестниками духов, божеств или самими лесными духами (что, конечно же, вытекает из предыдущих пунктов)

Эти признаки можно использовать на опросах и при составлении опросников. Например, первоначально вопросы можно формировать так: “А говорили ли раньше – может быть, вы слышали – что какие-то ночные или чёрные птицы связаны с нечистой силой? Какие? А почему они? Они как-то себя особенно ведут?” “А бывают животные чем-то на человека похожие? Ну, фигурой или лапой, или глазами, головой или лицом? И что про это рассказывали? Расскажите, пожалуйста – пускай даже если это неправда, нам неважно – мы и сказки собираем.” “А каких животных раньше не ели, а сейчас кто-то охотится и ест? Почему не ели? А сейчас каких не едят? Почему?” И тому подобное.

 

2.3. Перечень основных смысловых пунктов, которые нужно учесть при опросе:

А) Человек в лесу:

1. Местные (диалектные и обычные) названия диких животных: начиная от охотничьих, приведённых в вышеуказанном списке, подходящих к списку признаков, до всевозможных других.

2. Запретные и заместительные именования: существовал и сохраняется кое-где до сих пор запрет на произношение настоящего имени некоторых видов животных (типичный случай – медведь, которого до сих называют различно) – очень древние представления, о которых косвенно может свидетельствовать наличие нескольких названий животного. Прямо о запрете помнят редко;

3. Личные имена диких животных;

4. Встреча животного в лесу (встреча наяву): к добру или не к добру? Примета ли это, в чём она состоит? Что случается, если встретишь? Были ли такие случаи? Расскажите их, пожалуйста. Что надо делать, если встретишь? Можно ли как-то обезопасить себя от встречи? Как избавиться от последствий встречи? Может ли через животное лес подавать человеку какой-то знак?

5. Сон в лесу (встреча животного и взаимодействие с ним во сне): подобные вопросы. Также: какие животные вам снились? Когда последний раз? Часто ли? Какие чаще? Что самое особенное из сбывшегося, что предвещал сон? Какие животные снятся к удачной охоте? Какие – к неудачной? Откуда такие сны, кто-то их посылает? А говорили, что, может, какие-то лесные силы (“хозяева”) сон могут послать? Есть ли разница – когда снится животное в лесу и когда оно же снится дома? Сны в лесу – особенное значение или такое же, как дома? Сны как знаки или предупреждения – так бывает? А что другим снилось, слышали рассказы?

6. Активное взаимодействие с животным в лесу:

- Случаи помощи человеку (знак, предупреждение, активная помощь);

- Случаи преднамеренного вреда человеку, сглаза;

- Оборотни: случаи столкновений, сожительства, помощи. Также – просто рассказы про оборотней (взаимодействие человеческой и животной природы внутри персонажа);

7. Лешие, “хозяева” и другие лесные “существа низшей демонологии”:

- Являющиеся в виде животных: какие животные? Какие случаи? В каких обстоятельствах? Почему в облике именно такого животного - как вы думаете?

- Общающиеся через животных: те же вопросы. Каким образом происходило общение? Какие их любимые животные?

- Животные, принадлежащие таким существам: Какие животные? Что они делают с ними? Как-то могут быть связаны кочёвки или массовые переселения животных с лешим?

- Имена и названия таких существ. Как они выглядят? Что в их облике от животного, от какого? А что – от человека?

- Характер общения охотника и пр. человека, посещающего лес, с такими существами: что-то просит? (Как?) Благодарит? (Как?) Приносит жертву (выплёскивает чуть чая или водки, “кормит” огонь, оставляет где-то кусочки еды и т.п.)? Как избавиться от наваждения, вызванного лешим (если заблудился и т.п.)?

- Случаи попадания детей в мир этих существ: где они бывают? Куда, по каким местам и кто их водит? Что они при этом делают? Каким предстоит им лес и мир людей? Встречают ли каких животных? Как возвращаются домой, в мир людей? Как детей вызволить оттуда? Почему вообще они туда попадали (в лес к лешему, или к водяному или к баннику)? Были ли случаи?

- Случаи брака, сожительства, общения людей с такими существами как с людьми: например, к охотнику в лесную избушку наведывается какая-то девушка, которая, как затем выясняется, - не человек. Были ли такие или другие случаи? Расскажите? Как избавлялись? Не говорили ли когда-то о каких-то лесных людях (например, у марийцев - овды)?

- Подарки и пр. возможное добро от таких существ людям: были ли случаи? Расскажите.

8. Убийство животного в лесу:

8.1.Охота:

- Способы и орудия охоты: на какого животного – как? (коллективная, одиночная охота; пешая по маршруту, проверка участка, как-то ещё. Ловчие ямы, ловушки, капканы, ружья и пр.);

- Значение дериватов (частей тела или внутренностей) в убийстве животного (куда стрелять?) и при разделе, обработке (что в первую очередь отрезать, вырезать, готовить и есть в лесу?) его туши (тушки). Также: оставляли ли какие-то части животного специально в лесу? Как захороняли внутренности, голову, шкуру и пр. (если оставляли)? Имели какое-то особое значение у убитого животного: сердце, печень, легкие, глаза, нос, что-либо ещё? (Какие-то поверья. Обычаи, приметы, гадания с этим связанные?) Зачем всё это делалось?

- “Похороны” добытого животного, заместительные жертвы: захоранивали ли тушку (если не нужна была) или бросали просто так? Говорили ли какие-то слова при выстреле, убийстве животного, над убитым животным, при разделе животного, при захоронении его ненужных частей? Что-то взамен убитого животного надо было отдать лесу? С какой целью? Как?

- Чтобы животное добыть: приметы, гадания на охоту, приговариваемые слова, “подарки” лесу, какие-то действия, ритуалы, встреча с человеком с “хорошим глазом”, что-то ещё?

- Из-за чего неудача в добыче этого животного: приметы, гадания, чей-то вред, сглаз, наговор, порча, встреча с каким-то человеком (“тёмный глаз”, пустые вёдра у бабы, что-то ещё?), плохое поведение охотника в лесу? Оттого что не совершил предварительно каких-то действий? Не поблагодарил? Кого? Как? Были ли случаи с кем-то? А с вами?

- Охотничьи запреты на убийство каких-то животных: каких? Почему? Были случаи убийства? Что-то плохое происходило с тем, кто убил? Как отнеслись к нему люди? Почитаемые (“божьи птицы” и пр.) и нечистые животные – есть такие среди них, которых убивают?

- Запреты на употребление в пищу: Какие животные? При этом можно охотиться (на мех, например) или нет? Почему нельзя есть? Плохие случаи оттого, что кто-то съел (наказания, пр).

- Охотничьи запреты на добычу ружьём: какие животные? Почему? Были случаи убийства? Что-то плохое происходило с тем, кто убил? Как отнеслись к нему люди?;

- Календарные запреты: по дням недели (каким? почему?), по праздникам (каким? почему?), времени суток (какому? почему?), сезонам или месяцам (не спрашивать про современные государственные сроки охоты). Случаи нарушения и наказания за это – от людей, от судьбы человека (сам себя наказал), от высших сил;

- Пространственные запреты: индивидуальные или коллективные охотничьи участки, их наследование, размер, способ распределение между охотниками или семьями. Охотничьи избушки, пользование чужими избушками (благодарность хозяину, наказание непрошенному гостью). Наказание за нарушение охотничьих участков. Изменения в составе и количестве дичи на участке за годы. Лешие, существа-покровители, “хозяева” на охот. участках и в избушках. Запрет охоты в каких-то особых (“дурных”, где леший, святых, почитаемых) местах;

- Запреты по погоде и в связи с пр. возможными условиями: приметы, гадания, были случаи?

8.2. Убийство, не охотничьего вида: приметы, причины, наказания (лягушка – к дождю и пр.)

9. Пространственная приуроченность какого-либо животного в лесу: Поверья про:

- Логова, берлоги, гнезда, норы и пр.: приметы, связанные с обнаружением – к счастью, не к добру, к чему-то ещё? Действия при обнаружении. Случаи наказаний от человека или высших сил (существ леса) за разорение, изымание яиц, детёнышей. Есть ли какие-то запреты?

- Тропы: приметы и действия, связанные с обнаружением или использованием звериной тропы;

- Места встреч животного с людьми: какие-то особые места? Плохая, хорошая встреча?

- Места питания, кормёжёк: приметы и действия, связанные с обнаружением;

- Места массового скопления (“праздники”, “сходки” зверей): приметы и действия, связанные с обнаружением. Что там животные делают? Зачем собираются? Вы встречали?

- Места размножения (“свадьбы”): приметы и действия, связанные с обнаружением. Как животные организуют эти “свадьбы” по сказкам и рассказам стариков-охотников? Кого приглашают? Что там делают? Расскажите о таких свадьбах. Вы видели?

- Места сражений (“турниры”, противоборства хищникам, “войны”): приметы и действия, связанные с обнаружением. Аналогичные предыдущим вопросы;

- Места смерти (“кладбища” и пр.): приметы и действия, связанные с обнаружением. Аналогичные предыдущим вопросы;

10. Временная приуроченность какого-либо животного в лесу:

- поверья, связанные со сроками размножения;

- поверья, связанные со сроками миграций;

- поверья, связанные со сроками спячки;

- поверья, связанные со сроками оборачивания, превращений в человека, др. животных или во что-то ещё;

- поверья, связанные со сроками продолжительности жизни и временем смерти;

- поверья, связанные со временем (суток, года) наиболее вероятной встречи (связь с характером встречи);

- поверья, связанные с ночными животными;

11. Нахождение дериватов (частей животного) и прочих следов жизнедеятельности: поверья, приметы и действия, связанные с обнаружением: 1.Следа; 2.Повреждения на объектах (метки, поеди и пр.); 3.Помёта; 4.Мочевых меток; 5.Клока шерсти; 6.Пера; 7.Выползка змеи; 8.Рогов; 9.Черепа; 10.Клыка или зубов; 11.Хвоста; 12.Шкуры; 13.Какой-либо другой части мёртвого животного или трупа;

11.2.Магическое значение дериватов внутри леса (для защиты человека, для самого животного и пр.)

Б) Мир леса в человеческом мире:

1. Вторжение животных леса в мир человека: значит ли что прилёт к дому лесных птиц (дятлы, кукушки и др.), приход в селение медведя, волков и пр.? Змея, заползшая в дом? Следы лесных животных в селе? Приметы, действия, поверья, связанные с этим. Может ли это быть каким-то знаком? Чьим? Что делает ласка, приходя в село? Путает гривы лошадям, мучает скот? Кто-то ещё путает?

2. Оборотни, лешие и т.п. на территории села: когда, почему? Способы противостояния.

3. Упоминание лешего, других подобных существ, каких-то зверей в доме, в селении: может ли быть это чем-то чревато? Чем? Были ли такие случаи?

4. Отражение лесных зверей и существ в традиционных праздниках и ритуалах:

- Животные и зооморфные, демонические персонажи в святочных ряжениях;

- Упоминание лесных животных в песнях, гаданиях, заговорах, духовных стихах, пр. текстах;

5. Присутствие мира леса и лесных животных и существ в пространстве мира детства:

В: колыбельных, заговорах, загадках, играх, игрушках, “страшных”, пугающих рассказов для детей и пр

6. Отражение мира леса и лесных животных и существ в традиционной материальной культуре:

В: глиняной игрушке, др. промыслах, орнаменте, домовой резьбе, росписи, вышивке, оберегах и пр.

7. Мир леса, лесных животных и существ в комплексе фольклора о колдунах, в их деятельности;

8. Мир леса, лесных животных и существ в пространстве человеческой смерти: положение кладбища за рекой в лесу, применение лесных растений в обряде. Почему так? “Огненные змеи” (“гости”, “летуны”), приходящие от леса? Их “лесные подарки и гостинцы” (какие?). Что-то ещё здесь о лесе?

 

 

3. Рекомендуемая литература

3.1. По проведению и оформлению гуманитарно-экологических исследований:

1. Доронин Д.Ю., Галчинова О.Н. Сетевой областной этно-экологический проект “Сорок ключей”: Методическая разработка. – Н.Новгород: ОЦРТДиМ, 2001, 2003;

2. Доронин Д.Ю. Сетевые гуманитарно-экологические проекты: от мифологического сознания к современной экологической культуре // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Материалы VII научно-практической конференции, ноябрь 2003г. – Н.Новгород: ННГУ, 2003. - С.26-28;

3. Доронин Д.Ю., Доронина Т.Б. Методика паспортизации областной проектной гуманитарно-экологической деятельности в районах Нижегородской области // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Материалы VII научно-практической конференции, ноябрь 2003г. - Нижний Новгород: ННГУ, 2003. - С.28-31;

4. Доронин Д.Ю. Педагогическое осмысление традиционной культуры. Методическая разработка. - Нижний Новгород: ОЦРТДиМ, 2003;

5. Доронин Д.Ю. Методические указания к выполнению детских учебно-исследовательских гуманитарно-экологических работ на областных конференциях.– Н.Новгород: ОЦРТДиМ, 2002, 2003;

 

3.2. Дополнительные опросные методики:

1. Галчинова О.Н. Перечень ориентировочных вопросов для использования при сборе информации по традициям неразрушающего природопользования. Лес. Охота;

2. Доронина Т.Б. Ориентировочный перечень вопросов для гуманитарно-экологического экспедиционного опроса о значении растений. - Нижний Новгород: ОЦРТДиМ, 2003;

3. Пестов М.В., Галчинова О.Н. Змеи как объект сакрализации. Опросник;

4. Доронин Д.Ю. Вопросник “Горный мир” (Перечень вопросов по традиционным представлениям о тайге и горах в культуре народов Алтая);

3.3. Дополнительная теория:

1. Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1997;

2. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая: Птицы, тт. 1,2. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.

3. Доронин Д.Ю. Мифосимволизм традиционной культуры: актуальный эколого-педагогический потенциал // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Материалы VII научно-практической конференции, ноябрь 2003г. - Нижний Новгород: ННГУ, 2003. - С.25-26



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: