Народное образование в СССР




Евгений Николаевич Медынский

*** 1952 ***

DjVu

 

Учебник прислал Дёмин Василий. _____________________   ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ   СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 Введение 5 Цель и задачи народного образования в СССР и принципы его организации 8 Система народного образования в СССР 19 Народное образование в союзных республиках. Просвещение нерусских народов СССР 27 Дошкольное воспитание 43 Начальная школа в СССР 54 Семилетняя школа 72 Средняя школа 82 Воспитательная работа ВЛКСМ и пионерской организации 97 Внешкольная и внеклассная работа с детьми 108 Школы для взрослых 113 Детские дома 123 Воспитание и обучение слепых, глухонемых и умственно отсталых детей 134 Низшее и среднее профессиональное образование 140 Учитель советской школы 154 Высшее образование в СССР 161 Педагогическое образование 189 Научная работа в области педагогики 203 Культурно-просветительные учреждения для взрослых 219 Печатные издания, театр и кино 241 Предметный указатель 255

 

HAШA PEKЛAMA: 500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: РАБОТАЕМ БЛАГОДАРЯ ВАМ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга представляет собою второе, значительно дополненное и переработанное издание вышедшей в 1947 г., к тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, книги «Народное образование в СССР».
Цифровые данные приводятся только по официальным источникам. До 1939 г. включительно они даны по единому, наиболее полному статистическому сборнику «Культурное строительство СССР», издания Центрального управления народнохозяйственного учета Госплана СССР, 1940; надо учесть при этом, что в этом сборнике сведения даны в границах СССР до 1938 — 1939 гг., когда в состав СССР не входили еще Латвийская, Литовская и Эстонская республики. Приводимые для сравнения дореволюционные данные 1914 г., поскольку они сравниваются со сведениями 1938 — 1939 гг., также не учитывают этих территорий.
Статистические сведения послевоенного периода приводятся по официальным сообщениям Центрального статистического управления при Совете Министров СССР о выполнении народнохозяйственного плана, периодически публикуемым в центральных советских газетах и охватывающим все 16 союзных республик. Данные о высших учебных заведениях за 1946 г. взяты из титульного списка высших учебных заведений, опубликованного Министерством высшего образования. В отдельных случаях, когда автор пользовался сверх отмеченных выше источников какими-то иными данными, это оговорено в подстрочных примечаниях. Данные об организации и содержании работы по различным областям народного образования автором добывались из литературных источников (в том числе широко использованы педагогические журналы), официальных материалов (учебных программ и планов, инструкций, протоколов совещаний и т. д.) различных министерств, ведающих отдельными отраслями народного образования; широко применялись беседы с руководящими работниками этих министерств.
Во второе издание внесены следующие изменения:
1. Статистические данные, поскольку это представлялось возможным по состоянию источников, дополнены сведениями позднейших лет, вплоть до 1952 г.
2. Большинство глав расширено на 20 — 30%, учтены изменения в учебных планах, программах и т. д.; показано огромное влияние гениальных работ И. В. Сталина по вопросам языкознания на преподавание языков, а также решений сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина и сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук, посвященной учению акад. И. П. Павлова, на преподавание биологических дисциплин. Перспективы развития народного образования в СССР в пятой пятилетке (1951 — 1955 гг.) характеризуются в свете решений XIX съезда Коммунистической партии.
3. Добавлена отсутствовавшая раньше глава «Народное образование в союзных республиках. Просвещение нерусских народов». Не претендуя на полноту, на освещение деталей и своеобразия народного образования в каждой союзной республике, глава эта лишь отмечает громадную просветительную работу, проведенную среди всех национальностей СССР на основе ленинско-сталинской национальной политики, и показывает посредством статистических данных гигантский рост культуры в этих республиках.
4. Обновлены иллюстрации; число их, по сравнению с первым изданием, увеличено, так как фотографии зданий и работы наших просветительных учреждений при надлежащем выборе их служат убедительным материалом, показывающим высокий уровень просвещения у всех народов СССР.
5. Первое издание этой книги широко использовалось в виде справочника в докладах, лекциях, оперативной работе и т. д. В справочных целях в этом втором издании дан в приложении предметный указатель.
Показать на фактическом материале огромные достижения Советского Союза в области просвещения, немыслимые ни в какой капиталистической стране, показать самые передовые принципы организации народного образования в СССР, быстрые темпы культурного строительства, показать неустанную заботу Коммунистической партии и Советского правительства о просвещении всех народов СССР — такова задача этой книги.
Е. Медынский

ВВЕДЕНИЕ

Празднуя тридцатипятилетнюю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, мы с гордостью подводим итоги великих достижений нашей Родины в различных областях общественной жизни: промышленности и сельском хозяйстве, в науке, литературе, искусстве и просвещении.
Об этих достижениях будут написаны большие, многотомные книги.
Об этих достижениях нужно писать и краткие обзоры, подобные этой книге.
Рассчитанные на массового читателя, минуя отвлекающие внимание детали, такие книги дадут легко обозримую картину наших поразительных успехов; каждой своею строкою, гимном фактов и цифр, высью стремительно бегущих вверх диаграмм будут славить деяния и достижения Великого Октября.
Поистине грандиозны успехи просвещения в нашей стране.
По идейно-политическому содержанию, по принципиальной высоте, по количественному размаху и темпам развития, по охвату всех многочисленных народов СССР и уважению к их национальным культурам, по стройности системы народного образования и разнообразию просветительных учреждений, по обилию материальных средств, отпускаемых на народное образование, — наше просвещение не имеет себе равных.
Дошкольным воспитанием, детскими садами в дореволюционной России было охвачено лишь пять тысяч детей.
У нас теперь в детских садах и на детских площадках несколько миллионов детей.
В небывало короткий срок, в течение нескольких лет,
введено для всех народов СССР
всеобщее обязательное бесплатное обучение.
Число учащихся в начальных и средних общеобразовательных и профессиональных школах с восьми миллионов в дореволюционное время поднялось в 1951 г. до тридцати семи миллионов. Малограмотная (а на громадных пространствах, населенных нерусскими народами севера и востока, и вовсе неграмотная) страна стала страной сплошной грамотности.
Многие народы впервые получили письменность.
Высшее образование выросло более чем в 10 раз. Только за послевоенные 6 лет (1945 — 1950) открыто 112 новых вузов — больше, чем их было в дореволюционной России.
Детских внешкольных учреждений — домов пионеров, детских клубов и парков, детских библиотек, станций юных натуралистов и юных техников, детских туристических станций, детских железных дорог, детских лыжных станций — до Октябрьской революции не было вовсе.
Теперь густая сеть их раскинута по всему СССР.
Рабочие и сельские клубы, дома культуры, избы-читальни, школы и курсы для взрослых, лектории, музеи и библиотеки разных типов, обслуживая все национальности СССР, стройно завершают систему просвещения страны социализма.
Под гениальным руководством товарища СТАЛИНА Коммунистическая партия Советского Союза ведет нашу страну по пути, указанному ЛЕНИНЫМ, вперед и выше такими быстрыми темпами, каких не знала ни одна страна в мире.
Под водительством ЛЕНИНА и СТАЛИНА народы Советского Союза добились таких успехов, какие,
если бы не было подтверждающих их фактов и цифр, могли бы показаться сказочными.
Эти успехи будут множиться все дальше и больше.
Девятнадцатый съезд Коммунистической партии открывает огромные, величественные перспективы дальнейшего развития Советского Союза.
В пятой пятилетке народное образование будет расти еще более быстрыми темпами.
Усиленно борясь за мир, воодушевленные XIX съездом партии, мы радостно строим нашу счастливую жизнь — хозяйство, культуру — все шире и выше, по плану великого зодчего — СТАЛИНА!

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР И ПРИНЦИПЫЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Всестороннее развитие человека, подготовка поколения, способного окончательно установить коммунистическое общество, — такова цель воспитания, образования и обучения подрастающего поколения в СССР, впервые сформулированная Марксом и Энгельсом и подробно раскрытая и развитая Лениным и Сталиным.
И. В. Сталин указываетчто одним из трех основных условий подготовки перехода к коммунизму является необходимость «добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии».
Этими словами товарища Сталина и директивами XIX съезда Коммунистической партии по пятому пятилетнему плану развития СССР определяются задачи народного образования в СССР в ближайшие годы.
Соратник великого Сталина — А. А. Жданов в своем докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» говорил:
«Молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского общества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры. Для этих великих задач молодое поколение должно быть воспитано стойким, бодрым, не боящимся препятствий, идущим на-
1 И. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР, Гос-политиздат, 1952, стр. 68 — 69.
встречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми., с высокими культурными, моральными требованиями и вкусами. Для этой цели нам нужно... воспитывать молодежь в духе беззаветной преданности советскому строю, в духе беззаветного служения интересам народа».
В понятие коммунистического воспитания, которое дается всей системой воспитательно-образовательных учреждений СССР — дошкольным воспитанием, школой и культурно-просветительными учреждениями для взрослых, — входит: умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и политехническое обучение.
Ленин и Сталин придают большое значение умственному воспитанию и образованию, задачами которого являются: развитие подлинно научного диалектико-материалистического мировоззрения; овладение систематическими общеобразовательными знаниями; развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи; развитие уменья самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
В. И. Ленин в речи на III Всероссийском съезде РКСМ говорил, что необходимо обогатить свою память «знанием культуры, созданной всем развитием человечества». Он учил, что «коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» ‘. Ленин указывал, что необходимо овладеть запа-сом современных знаний, точным знанием фактов и в то же время необходимо развить уменье самостоятельно мыслить и творчески работать. По инициативе Ленина 26 декабря 1919 г. был издан декрет о ликвидации неграмотности, которым Совет Народных Комиссаров обязывал всех граждан Советской республики, в возрасте от 8 до 50 лет, обучиться грамоте на русском или родном языке.
И. В. Сталин уделяет культуре, науке, просвещению огромное внимание и проявляет о них постоянную заботу. Он призывает молодежь овладеть общеобразовательными знаниями. «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо», — говорил И. В. Сталин в 1928 г. на VIII съезде Коммунистического союза молодежи 2. Он указывал на огромное значение теории, тесно связанной с практикой, на необходимость ликвидации разрыва между умственным и физическим трудом.
В речи на приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938 г. И. В. Сталин провозгласил тост «за процветание науки, той науки, которая не отгораживается от народа, не держит
1 В. И. Ленин, Соч., т. 31, изд. 4-е, стр. 262.
2 И. В. С т а л и н, Соч., т. 11, стр. 76.
себя вдали от народа, а готова служить народу, готова пере-дать народу все завоевания науки, которая обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой».
Все важнейшие постановления о школе, повысившие ее учебно-воспитательную работу, уровень и прочность даваемых знаний и установившие четкий режим школьной жизни, все обширные мероприятия по развитию внешкольной работы были приняты по инициативе и по указанию И. В. Сталина.
В тесной, неразрывной связи с умственным воспитанием и образованием советская система народного образования ставит воспитание коммунистической морали.
В речи на III съезде Коммунистического союза молодежи В. И. Ленин говорил: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» *. Выясняя понятие коммунистической морали, Ленин в той же речи указывал: «... нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов».
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко в одной из своих статей так конкретизировал задачу воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным — в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчивым и закален, он должен владеть собою и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день» 2.
В других своих произведениях и многочисленных выступлениях перед педагогами и родителями А. С. Макаренко дополнил эту формулировку целей и задач воспитания еще целым
1 В. И. Ленин, Соч., т. 31, изд. 4-е, стр. 266, 268.
2 А. С. М а к а р е н к о, Избр. педаг. произв. Ст. «Педагоги пожимают плечами», Учпедгиз, 1946, стр. 33.
рядом требований. Надо воспитывать преданность социалистической Родине, коммунистическую волю, мужество, целеустремленность, такт, способность к ориентировке. Надо воспитывать честность и деловитость, понимаемые совершенно по-иному, чем они понимались в буржуазном обществе. В буржуазном обществе воля нужна, чтобы подавлять других людей; у нас она должна быть направлена на общее благо.
Задачей коммунистического нравственного воспитания является подготовка мужественного гражданина социалистического государства, горячо любящего свою Родину, готового и умеющего защищать ее от врагов, подготовка человека общественного долга, умеющего бороться за общее дело, дисциплинированного, стойкого, обладающего сильной волей, правдивого, честного, трудолюбивого, преданного интересам трудящихся, активного и решительного борца за коммунизм.
Великая Отечественная война показала, что задачу коммунистического воспитания советские люди, воспитанные школою СССР и всей системой народного образования и советской жизни, выполнили с честью.
Одной из важнейших сторон коммунистического воспитания является политехническое обучение, приобретающее в условиях перехода от социализма к коммунизму особо важное значение. И. В. Сталин в своем труде «Экономические проблемы социализма в СССР» и директивы съезда Коммунистической партии по пятому пятилетнему плану развития СССР обязывают приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обучению. В процессе политехнического обучения учащиеся должны овладеть научными основами всех производств, понять значение техники, крупного промышленного и сельскохозяйственного производства, приобрести навыки обращения с простейшими орудиями производства, практические навыки и уменье трудиться в различных отраслях.
Советская система народного образования стремится воспитать человека, умеющего понимать и ценить прекрасное в природе и обществе, понимающего и ценящего искусство, воспитать эстетические суждения, эстетические эмоции и художественное творчество. Это эстетическое воспитание достигается в школе преимущественно на уроках пения, рисования, литературы. Ему в большой мере содействуют уроки и по другим предметам. Большое место отводится художественным кружкам, экскурсиям, школьным праздникам, театру юных зрителей, детскому кино и тому подобным мероприятиям.
Эстетическому воспитанию содействуют: четкий режим
школы, ее здание, оборудование, а также широкая эстетиче-
ская культура; большое развитие в СССР театра, кино, музыкального искусства, картинных галерей; бережная охрана памятников старинного русского искусства.
Необходимой стороною воспитания, также нашедшей яркое отражение в советской системе народного образования и тесно связанной с остальными сторонами воспитания, образования и обучения, является физическое воспитание. Ему содействует целая система мероприятий по охране материнства и младенчества, постановка физического воспитания в дошкольных учреждениях. Физкультуре уделяется большое внимание в школе на уроках и во внешкольных и внеклассных мероприятиях (игры, спорт, сдача норм на значок «Готов к труду и обороне», детские катки, лыжные станции, туризм).
В СССР создана сеть высших и средних учебных заведений — институтов физической культуры и физкультурных техникумов, подготовляющих специалистов (научных работников, преподавателей физкультуры и т. п.). О высоком уровне физического воспитания в СССР говорит ряд поставленных советскими спортсменами мировых рекордов. До 1951 г. советскими спортсменами завоевано 40 мировых рекордов. К этому году насчитывалось около 13 млн. зарегистрированных физкультурников. На XV международных олимпийских играх в 1952 г. советские спортсмены добились крупного успеха.
Принципы организации народного образования в СССР создают условия для наилучшего выполнения указанных выше задач.
Основным принципом организации народного образования в нашей стране является установленное 121 ст. Сталинской Конституции право граждан Советского Союза на образование.
Статья 121 Конституции СССР гласит:
«Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся».
Право на образование осуществляется путем проведения ряда принципов, которые являются развитием этого главного основного принципа.

Принципы эти таковы:
1. Государственная система школ и других воспитательных и просветительных учреждений. Этой системой обеспечивается коммунистическое воспитание граждан Советского Союза, правильное планирование воспитательных и просветительных уч-
реждений, их материальная обеспеченность и устойчивость, программное единство и преемственность.
Советская школа открывается, содержится и управляется государством. Дошкольные учреждения и культурно-просветительные учреждения для взрослых также в большей своей части открываются и содержатся государством и его местными органами; меньшая часть хотя и содержится на средства общественных организаций (профсоюзов и пр.), но работает под руководством государственных органов народного образования и подчинена им в учебно-воспитательном (организационном и методическом) отношении. Государственная система народного образования наилучшим образом способствует осуществлению права всех граждан СССР на образование потому, что устраняет случайность в организации народного образования, избавляет кого бы то ни было от зависимости частной или общественной благотворительности и т. п.
Пресловутая «свобода частной инициативы в деле народного образования» в буржуазных странах, о которой особенно любит говорить буржуазия США и Великобритании, представляет собою ложь и лицемерие. Под флагом «частной школы» в буржуазных странах прячутся обычно школы, организованные и контролируемые различными религиозными организациями (особенно же католической церковью), или же привилегированные учебные заведения с высокой платой за обучение, недоступные детям трудящихся.

2. Полное отделение школы и других воспитательных и просветительных учреждений от церкви, безусловная светскость их. Этот принцип был установлен декретом Совета Народных Комиссаров от 21 января 1918 г., в котором указывается, что церковь отделяется от государства и школа от церкви. Устанавливая свободу совести, декрет запрещал издавать какие бы то ни было законы и постановления, «которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан» (п. 2). Пункт 9 декрета устанавливал, что школа отделяется от церкви, что преподавание религиозных вероучений во всех школах, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Этим же декретом запрещалось исполнение каких-либо религиозных обрядов в школах.
Школа и другие просветительные учреждения дают научно-материалистическое объяснение всех явлений природы и общественной жизни, предупреждая и разрушая тем самым религиозное понимание их.
Хотя в некоторых буржуазных странах и был провозглашен принцип отделения школы от церкви (например, конститу-
цией США, или законом 1902 г. во Франции), однако — 1) с такими оговорками и ограничениями, которые свели этот принцип на нет и 2) даже в этом ограниченном виде принцип этот в настоящее время, с усилением империалистической реакции, не соблюдается. Влияние церкви (особенно католической) на школу США, Франции, Италии и др. стран очень усилилось.

3. Принцип всеобщего обязательного бесплатного начального обучения детей, всеобщего бесплатного обучения в семилетней школе и всеобщности школы средней и общедоступности высшей. В СССР нет никаких ограничений (национальных; и др.) для поступления в школы всех ступеней, включая и высшую. Директивы XIX съезда Коммунистической партии обязывают завершить к концу пятилетки 1951 — 1955 гг. переход на всеобщее среднее (десятилетнее) образование в крупных городах и подготовить условия для осуществления всеобщего среднего образования в следующей пятилетке повсеместно. Учащимся высших и средних профессиональных учебных заведений государство всемерно приходит на помощь стипендиями.
Хотя в большинстве капиталистических стран существуют законы о всеобщем обязательном начальном обучении, однако в действительности они не соблюдаются. В США в 1950 г. З’/г млн. детей школьного возраста не посещали школы.. В Великобритании, Франции, Голландии и других странах, всеобщее обязательное обучение не предназначается вовсе для-коренного населения многих колоний, расположенных в Африке, Азии, Австралии. Фактически всеобщее обязательное обучение проводится лишь в СССР и странах народной демократии.

4. Принцип единой школы и преемственной связи всех звеньев системы народного образования. В СССР существует полная система народного образования: дошкольное воспитание — школа — культурно-просветительная работа со взрослыми. Все звенья этой системы преемственно связаны друг с другом. В СССР существует единая школьная система для всех народов СССР, для всех республик Союза. Нет никаких привилегированных учебных заведений, нет никаких привилегий и ограничений при приеме учащихся в зависимости от звания их родителей. В СССР нет школ-тупиков, исключающих для окончивших их возможность дальнейшего образования.
Этим принципом советская система народного образования также коренным образом отличается от школьных систем буржуазных стран. Хотя в некоторых из этих стран законом провозглашена единая школа, но это не более, как лицемерный, демагогический лозунг. В действительности же — дуализм школьных систем: одна система школ для трудящихся — это
так называемая система элементарного образования, не дающая выхода к высшему образованию: начальная школа — высшая начальная школа — низшее и среднее профессиональное образование; другая система для детей привилегированных классов (помещиков, буржуазии): подготовительные училища или домашнее обучение — средняя общеобразовательная ашола — высшая школа. Имеется много школ-тупиков, не дающих перехода в школу следующего, более высшего типа.

5. Принцип полного равноправия всех народов СССР в области образования (как и в других областях общественной жизни), развития национальных культур, обучения на родном языке учащихся с обеспечением учащимся всех национальностей полного овладения русским языком. Во всех республиках Советского Союза развивается социалистическая по содержанию и национальная по форме культура. В дошкольных учреждениях, школах и культурно-просветительных учреждениях для взрослых каждый из многочисленных народов СССР пользуется родным языком. В нерусских школах, наряду с обучением учащихся на родном языке, в обязательном порядке изучается русский язык.
Государство широко содействует развитию национального театра, литературы, музыки, научно-исследовательских учреждений. Время от времени устраиваются олимпиады и недели национального искусства; в различных союзных республиках созданы филиалы Академии наук СССР и союзные академии наук (Украинская, Белорусская, Грузинская и др.). Вместе с тем учитываются при организации народного образования национальные особенности, что, однако, нисколько не создает никаких ограничений в области образования ни для одного из народов СССР.
В буржуазных странах процветает расовая и национальная дискриминация; национальные меньшинства и особенно народы так называемых «цветных рас» (негры, индейцы) находятся в угнетенном положении. Так, в США школы для негров, индейцев, народов Аляски — это какие-то пародии на школу с сильно урезанными программами, плохим помещением и убогим оборудованием, с укороченным учебным годом и плохо подготовленными и скудно оплачиваемыми учителями. Существующие несколько негритянских университетов и колледжей не дают обычных прав вы-сших учебных заведений. Врач, окончивший негритянский медицинский колледж, не имеет права лечить белых.

6. Принцип полного равноправия мужчин и женщин в отношении образования (как и в других областях общественной жизни). Он реализуется в советской школе путем одинакового уровня общеобразовательных знаний в мужских и женских
семилетних и средних школах, одинаковых прав для окончивших мужскую и женскую школу, путем совместной семилетней и средней школы (ибо подавляющее большинство этих школ в СССР — -совместные), путем одинаковой доступности юношам и девушкам высшего образования всех специальностей. Полное равноправие мужчин и женщин имеет также место при занятии административно-учебных и преподавательских должностей, научной деятельности, при оплате преподавательской работы, как и работы каждой другой специальности.
«У нас кет в России, — писал В. И. Ленин в 1921 г., — такой низости, гнусности и подлости, как бесправие или неполноправие женщины, этого возмутительного пережитка крепостничества и средневековья, подновляемого корыстной буржуазией и тупой, запуганной мелкой буржуазией во всех, без единого изъятия, странах земного шара» *.
Действительно, в буржуазных странах программы женских средних учебных заведений занижены, процент женщин, получающих среднее и высшее образование, значительно ниже процента мужчин. В 1938 г. в СССР женщины составляли 43,1% всего числа студентов, а во Франции только 28,2; в Великобритании 23,5%, в Италии 17,8.

7. Принцип широкой связи школы и других просветительных учреждений с общественными организациями — с Коммунистическим союзом молодежи, профсоюзами, колхозами и родительскими организациями. Население СССР проявляет большую заботу о просветительных учреждениях и всячески помогает их работе.
Руководство народным образованием. Принципы народного образования установлены программой Коммунистической партии; руководящие директивы по народному образованию даются ее Центральным Комитетом. Законы и постановления, имеющие общегосударственное значение, устанавливаются Верховным Советом СССР и Советом Министров СССР, которые определяют типы школ, основы школьного режима, права окончивших школу и т. п.
Высшие учебные заведения, как имеющие общегосударственное значение, находятся в ведении Министерства высшего образования СССР, которое устанавливает для них учебные планы и программы, издает постановления об организации учебных занятий и учете успеваемости, назначает ректоров университетов и директоров институтов, утверждает в ученой степени доктора и в званиях профессора и доцента, устанавливает правила и контингенты приема в высшие учебные заведения и дает другие руководящие указания.
1 В. И. Ленин, Соч., т. 33, изд. 4-е, стр. 31.
Университеты, высшие технические, сельскохозяйственные и некоторые другие высшие учебные заведения (всего около 500) находятся в непосредственном ведении Министерства высшего образования во всех отношениях (административном, учебном, финансовом и хозяйственном). Остальные же высшие учебные заведения (педагогические, медицинские, по искусству, физкультурные) находятся в ближайшем ведении министерств и ведомств той специальности, к которой относятся эти высшие учебные заведения, а общее руководство в организационном и учебно-методическом отношении осуществляется Министерством высшего образования. Так, в ведении Министерства просвещения каждой союзной республики находятся педагогические высшие учебные заведения, в ведении Министерства здравоохранения — медицинские институты и т. д.
Средние профессиональные учебные заведения (индустриальные и сельскохозяйственные техникумы, педагогические училища, медицинские школы и т. п.) также находятся под общим учебно-методическим руководством Министерства высшего образования, ближайшее же заведывание ими, финансирование их и хозяйственное обслуживание осуществляются министерствами по специальности.
Низшие профессиональные учебные заведения — ремесленные и железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, подготовляющие квалифицированных рабочих, подчинены Министерству трудовых резервов СССР. Остальные же низшие профессиональные учебные заведения содержатся и управляются министерствами по специальности.
Дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (начальные, семилетние и средние), школы рабочей и сельской молодежи и школы взрослых находятся в каждой союзной республике в ведении министерств просвещения этих республик.
Для заведывания культурно-просветительными учреждениями для взрослых (библиотеками, лекционными бюро, домами культуры, избами-читальнями, музеями и т. п.) в 1945 г. созданы во всех союзных республиках комитеты по делам культурно-просветительных учреждений.
Таким образом, в СССР вопросами народного образования ведают два Всесоюзных Министерства (Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов) и по два Министерства в каждой из 16 союзных республик (Министерство просвещения и Комитет по делам культурно-просветительных учреждений). Кроме этого, отдельными отраслями просвещения ведает еще ряд ведомств (Комитет физической культуры и спорта, Комитет по делам искусства, Министерство кинематографии, Комитет радиоинформации при Совете Ми-
нистров СССР). В этом сказались большое внимание и забота, уделяемые вопросам просвещения Коммунистической партией и Советским правительством.
На местах органами, заведующими дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами, являются краевые и областные отделы народного образования (а в автономных республиках — министерства просвещения автономных республик), которым в районах подчинены районные отделы народного образования.
Министерства просвещения союзных республик, министерства просвещения автономных республик, краевые и областные отделы народного образования имеют своих школьных инспекторов, в обязанности которых входит методическая помощь учителям и контроль за работой школ.
Народное образование в СССР является подлинно народным: оно построено в интересах трудящихся народных масс всего Советского Союза, оно является родным делом всего советского народа, всех граждан СССР. Каждый гражданин с целью борьбы с имеющимися еще недостатками в области народного образования может критиковать эти недостатки на собраниях, в печати, указывать на недостатки и нарушения в заявлениях, подаваемых в соответствующие органы и т. п.

СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР
С истема народного образования в СССР состоит из:
а) учреждений дошкольного воспитания; б) общеобразовательных школ различных типов и ступеней;
в) внешкольных детских учреждений; г) низших и средних школ профессионального образования, д) высших учебных заведений и е) культурно-просветительных учреждений и мероприятий для взрослых.
Для детей до 3 лет в СССР существует система пред-дошкольного воспитания, находящаяся в ведении министерств здравоохранения. К этой системе относятся: дома охраны материнства и младенчества, детские консультации, ясли для детей до 3 лет, матери которых заняты на работе (на предприятиях, в учреждениях, в колхозах)-
Дошкольное воспитание охватывает детей от 3 до 7 лет. К дошкольным учреждениям относятся детские сады и детские площадки. Дошкольные детские дома для детей того же возраста представляют собою интернаты для детей-еирот, где они находятся на полном иждивении государства.

Школьная система в СССР состоит из следующих звеньев:
1. Начальная школа для детей 7 — 11 лет с четырехлетним курсом обучения. Школа эта — всеобщая, обязательная, бесплатная. Курс обучения в ней полностью совпадает с первыми четырьмя классами семилетней и средней школы.
2. Семилетняя (неполная средняя) школа для детей 7 — 14 лет. В городах и рабочих поселках осуществлена обязательность обучения в этой школе. С 1949 г. введено всеобщее бесплатное семилетнее обучение и в сельских местностях, т. е. повсеместно. Курс обучения в ней совпадает с первыми семью классами средней школы.
3. Средняя школа для детей от 7 до 17-летнего возраста с продолжительность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: