МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Г. Ставрополь, 2017 г.
Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2017/2018 учебном году для учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2017. – 65с.
Авторы-составители:
Бутенко Л.П., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14 г.Ставрополя
Дерр И.Ю., к.ф.н., начальник научно-исследовательского управления, доцент кафедры русского языка и литературы ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Иващенко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14 г. Ставрополя
Кириченко О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 25 г. Ставрополя
Куликова И.А., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26 г. Ставрополя
Лубяницкая Е.А., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея №17 г. Ставрополя
Пешкова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 25 г. Ставрополя
Редакционный совет:
Лаврова Н.А., первый заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края
Евмененко Е.В., кандидат психологических наук, ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Чубова О.Н., начальник отдела общего образования министерства образования и молодежной политики Ставропольского края
|
Лагутина Е.В., директор МБОУ гимназии № 25 г.Ставрополя, учитель русского языка и литературы, председатель Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Направление «Верность и измена» | |
Направление «Равнодушие и отзывчивость» | |
Направление «Цели и средства» | |
Направление «Смелость и трусость» | |
Направление «Человек и общество» | |
Литература |
ВВЕДЕНИЕ
Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года
Методические рекомендации
Открытые тематические направления итоговых сочинений 2017-2018 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (https://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).
В качестве тематических направлений выпускникам предлагается поразмышлять над следующими полярными понятиями:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество»
В том же источнике приведены комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.
Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы. Отмечается «литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении не достаточно, выпускник должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания.
|
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом обучения и воспитания в школе.
«Верность и измена»
Официальный комментарий ФИПИ:
Тема верности тесно связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в своей жизни. Иными словами, верность – это линия поведения человека в соответствии с его выбором, это готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно в его жизни.
|
Словарная работа:
Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Измена – предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Нарушение верности кому – или чему – нибудь.
Синонимы:
Постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность
Предательство, вероломство, неверность, непостоянство, неустойчивость, переменчивость, обман
Афоризмы и высказывания известных людей:
«Постоянство — основа добродетели» О.Бальзак
«Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» Э. Тельма
«Предатели предают прежде всего себя самих» Плутарх
«Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» Шекспир
«Верная любовь помогает переносить все тяготы» Ф.Шиллер
«Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы» Мария Эбнер Эшенбах
«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии » Дж.Свифт
«В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится» В.Высоцкий
Верность – это черта характера, которая привлекает людей, потому что верный человек надёжный, он всегда является опорой в любой жизненной ситуации, на такого человека можно положиться, ему можно верить. Верность всегда связана с терпением, самоотдачей, верный человек не требует ничего взамен, он бескорыстен. В основе верности людей всегда доверие друг другу.
Верность – это постоянство. Верный человек всегда точно знает, чего он хочет, к чему стремится, поэтому достигает высоких результатов, осуществляет задуманное. Человек может быть верен в дружбе, любви. Верность – основа патриотизма. Человек, верный своему народу, Родине, никогда не станет предателем. Это тот стержень, на котором держатся стойкость, смелость, мужество, непреклонность, патриотизм.
Измена – нарушение верности кому- или чему-либо.
Измена – это поступок, результат выбора личности, способной нарушить взятые на себя обязательства, предать идеалы, людей, Родину. Это неспособность человека быть верным своему выбору, выбору профессионального пути, целей, идеалов или нравственных ориентиров.
Измена в любви – это нанесение глубокой душевной раны любящему, предательство.
Измена идеалам – это отход человека от тех принципов, ориентиров, которые он выбрал когда-то для себя. Это может лишить его жизненной опоры, сделать несчастным.
Измена Родине, народу – это стремление выбрать для себя лично лёгкий путь, выжить любой ценой в трудный для страны период, предать всё, что составляет основу жизни человека, это одно из отрицательных нравственных качеств человека, которое всегда было презираемо в обществе.
Основные аспекты раскрытия темы
Верность и измена - противоположные проявления человеческой личности. Два решения, два возможных пути для героя: остаться верным или предать, изменить.
Несмотря на кажущуюся простоту в плане раскрытия темы, перед автором будущей работы встает ряд вопросов. КОМУ или ЧЕМУ быть верным? КОМУ или ЧЕМУ изменить? В связи с этим проявляются несколько аспектов: