Порядок празднования Песаха / Пасхальный Седер, Агада
Знаки (разделы) Пасхального Седера
Кадеш – освящение праздника
Урхац
Карпас
Яхац – преломление средней мацы
Магид – рассказ об Исходе из Египта
Рахца
Моци. Маца
Марор – горькая зелень
Корех – маца с марором
Шульхан Орех – накрытый стол
Барех - Благословение после трапезы / Биркат ha-Мазон
hалель - Псалмы восхваления
Нирца
Кто знает об одном?
Один козленок
Седер ("празднование по порядку") устраивают в первый вечер Песаха.
На стол помещают пасхальное блюдо, на котором находятся:
· Зроа – запеченное на огне мясо – память о пасхальной жертве (его не едят),
· вареное яйцо,
· горькая зелень (салат),
· хрен (для бутерброда корех),
· карпас – корни или зелень (сельдерея или подобного ему овоща) – для обмакивания,
· харосет – смесь размолотых яблок и других свежих или сушеных фруктов с вином,
· три особые мацы для действий при чтении Агады.
На стол ставят также небольшую емкость с соленой водой, мацу для трапезы и вино.
На столе не должен присутствовать хамец (продукты брожения или квашения зерновых).
Знаки (разделы) Пасхального Седера
Эти знаки определяют последовательность Седера:
Кадеш. Урхац. Карпас. Яхац. Магид. Рахца. Моци. Маца. Марор. Корех. Шульхан орех. Цафун. Барех. hалель. Нирца.
Кадеш – освящение праздника
Наливают первый бокал вина, над которым произносят Кидуш.
В пятницу вечером начинают с освящения Субботы:
И был вечер, и было утро, день Шестой. И закончены были Небо и Земля и все воинство их. И закончил Бог ко дню Седьмому работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Бог день Седьмой и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая.
|
В другие дни недели начинают отсюда:
Вот праздники, посвященные Господу, дни священного собрания, которые вы должны отмечать в установленное время. И объявил Моисей о праздниках Господа сынам Израиля.
Внемлите господа и учителя мои,
Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный.
На исходе Субботы добавляют:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, создавший свет пламени!
Восхвалю Тебя, отделившего святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, Седьмой день от шести дней деятельности. Между святостью Субботы и святостью праздника сделал Ты различие и Седьмой день от шести дней деятельности отличил Ты святостью. Выделил и освятил Ты народ Свой, Израиль, святостью Своею. Благословенно имя твое, отделивший святое от святого!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени!
Все присутствующие пьют, облокотясь на левую руку. Это символизирует позу свободного человека.
Урхац
Глава Седера совершает омовение рук.
Карпас
Зелень или овощи обмакивают в соленую воду.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод земли.
После благословения едят карпас.
Яхац – преломление средней мацы
На столе перед Главой Седера лежат три мацы. Он берет среднюю из них и разламывает ее на две неравные части. Большую прячет, а меньшую часть возвращает на место, между двумя другими.
|
Магид – рассказ об Исходе из Египта
Наливают второй бокал.
Сказал рав Авраам Ицхак hа-Коhен Кук: "Выход Израиля из Египта останется навечно весной всего мира".
Ребенок или младший из присутствующих спрашивает:
– Чем отличается эта ночь от других ночей? Почему во все ночи мы можем есть и хамец, и мацу, а в эту ночь только мацу?
– Почему во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь только горькую зелень?
– Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды (карпас в соленую воду и марор в харосет)?
– Почему во все другие ночи мы можем есть, и сидя прямо, и облокотившись, а в эту ночь только облокотившись?
Открывают мацу, и все время рассказа она остается открытой, кроме тех случаев, когда поднимают бокал вина.
Рабами был народ Израиля у фараона в Египте, и Бог вывел их оттуда рукой сильной и мышцей простертой. А если бы Всевышний не вывел народ Израиля из Египта, то они остались бы рабами фараону в Египте. И даже если бы мы все были мудры, разумны и сведущи в Законе, все равно мы были бы должны рассказывать об Исходе из Египта. И всякий, умножающий рассказ об Исходе, достоин похвалы.
Рассказывают историю о рабби Элиэзере, рабби Иеhошуа, рабби Элазаре бен Азарии, рабби Акиве и рабби Тарфоне, которые проводили Пасхальный Седер в Бней-Браке и рассказывали об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли ученики их и не сказали им: "Учителя наши! Пришло время утренней молитвы!"
Сказал рабби Элазар бен Азария: "Вот, я выгляжу семидесятилетним, но я не удостоился объяснить, в чем смысл того, что следует говорить об Исходе из Египта даже ночью, пока это не разъяснил Бен Зома". Сказано в Торе: "Чтобы помнил ты день выхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей". "Дни жизни" означает "дневное время", а "все дни жизни" означает "также и ночное время". Мудрецы же объясняли иначе: "Дни жизни" означает "этот мир", а "все дни жизни" означает "также и в дни Машиаха".
|
Четыре благословения, которыми разные люди благословляют Всевышнего:
Благословен Тот, Который всюду;
Благословен Он;
Благословен Тот, Который дал Тору народу Своему, Израилю;
Благословен Он.
И эти четыре благословения соответствуют четырем типам сыновей:
Мудрый – какой вопрос он задает? – "Каковы свидетельства, правила и законы, которые заповедовал Господь, Бог наш?" И на это ты расскажи ему во всех подробностях о законах Седера, вплоть до самого конца Седера – что нельзя есть что-либо после афикомана.
Нечестивый сын – какой вопрос он задает? – "Что это за служение у вас?" У вас, подчеркивает он, – а не у него. Этим он выводит себя из общины и отрицает ее основы. И на это ты притупи ему зубы и скажи ему: "Ради этого сделал мне Бог при выходе из Египта". И подчеркни "мне", а не ему, - так как, если бы он был там, то он не был бы выведен.
Простодушный сын – какой вопрос он задает? – "Что это?" Этому сыну скажи так: "Силою руки вывел Бог нас из Египта, из дома рабства".
Тому же, кто не умеет спрашивать, ты сам объясни, как сказано: "И расскажи сыну своему в тот день, говоря: ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта".
Может быть, заповедь рассказа об Исходе следует исполнять с начала месяца Нисан? Но нет, в Торе сказано: "Скажи сыну своему в тот день" (т.е. только в тот день, в праздник Песах). Но, может быть, можно начать еще днем? Нет, Тора говорит: "Ради этого" (слово "этот" подразумевает возможность непосредственно указать на объект) - т.е. ты обязан рассказывать об Исходе именно тогда, когда ты можешь указать на мацу и марор, лежащие перед тобой, и сказать: "Ради этого сделал мне Бог при выходе из Египта".
Вначале идолопоклонниками были предки наши, но сегодня приблизил нас Всевышний, чтобы служить Ему.
Благословен хранящий обещание Свое Израилю, благословен Он. Ибо установил Всевышний конец рабству, чтобы исполнить то, что Он обещал Аврааму при заключении с ним завета (Быт. 15,13): "Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле чужой и поработят их, и будут притеснять их четыреста лет. Но и над народом, который поработит их, произведу Я суд, и после этого потомки твои выйдут с большим достоянием".
Рассказ об Исходе построен на отрывке из книги Второзаконие (26,5-8), слова из которого комментируются стихами из книг Бытие и Исход.
Пойди и изучи, что хотел Лаван Арамеянин сделать праотцу Яакову. Ведь даже фараон издал указ (топить в Ниле) только о мальчиках, Лаван же хотел уничтожить все в корне, как сказано: "И Арамеянин (Лаван) хотел уничтожить отца моего (Яакова), но тот спустился в Египет и проживал там с немногочисленным семейством; и стал там народом большим, сильным и многочисленным" (Втор. 26,5).
"…но тот (Яаков) спустился в Египет". Книга Бытие (46,3) рассказывает, что Яаков боялся идти в Египет, но Бог приказал ему это, сказав: "Не бойся спуститься в Египет, ибо народом великим сделаю Я тебя там".
"....и проживал там": из глагола "проживать" мы учим, что праотец Яаков не намеревался обосноваться в Египте, но только временно пожить там, как сказано (Быт. 47,4): "И сказали (братья Иосифа) фараону: временно пожить в этой земле пришли мы, потому что нет пастбищ для скота у рабов твоих, потому, что тяжел голод в Земле Ханаанской; и теперь мы хотели бы поселиться в Земле Гошен".
"...с немногочисленным семейством": как сказано (Втор. 10,22): "числом семьдесят душ спустились отцы наши в Египет, ныне же сделал тебя Господь, Бог Твой, как звезды небесные по многочисленности".
"...и стал там народом" – этим Тора сообщает нам, что в Египте евреи отличались от египтян.
"…большим и сильным": книга Исход (1,7) рассказывает об этом так: "А сыны Израиля расплодились и размножились и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими та земля".
"…и многочисленным" – однако, судьба их была подобна описанному в книге пророка Иехезкиэля (16,6): "Я сделал тебя многочисленной, как растения полевые, ты же умножалась и увеличивалась (на виду у всех); и вот тело твое повзрослело, и волосы твои отросли, но ты обнажена и тебе нечем укрыться. А Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, попранную, в крови твоей, и Я сказал тебе: В крови твоей живи! И Я сказал тебе: В крови твоей живи!"
"Но плохо относились к нам египтяне и притесняли нас, и возлагали на нас работу тяжелую" (Втор. 26,6).
"...Но плохо относились к нам египтяне": Исход (1,8-10) рассказывает об этом так: "И встал новый царь над Египтом, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся против него, чтобы он не размножался - иначе, когда случится война, присоединится и он к нашим неприятелям, и будет воевать против нас, и выйдет из страны".
"…и притесняли нас": как сказано (Исход, 1,11): "и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами, и построил он города запасов фараону - Питом и Раамсес".
"...и возложили на нас работу тяжелую" - как сказано (Исход, 1,13): "и заставляли египтяне работать сынов Израиля с жестокостью".
"И возопили мы к Господу, Богу отцов наших, и услышал Господь голос наш, и увидел бедствия наши и страдания наши, и угнетение наше" (Втор. 26,7).
"...и возопили мы к Господу, Богу отцов наших": книга Исход (2,33) рассказывает: "И было так долгое время, и умер царь Египетский, и стенали сыны Израиля от работы и взывали, и вопль от их работы взошел к Богу".
"…и услышал Господь голос наш": книга Исход (2,24) говорит об этом: "И услышал Бог их стенания, и вспомнил Бог Завет Свой с Авраамом, с Ицхаком и с Яаковом".
"...и увидел бедствия наши" - это насильственное разлучение мужей с женами, и книга Исход (2,25) говорит об этом: "И увидел Господь, и соединил их Господь".
"...и страдания наши" это говорится о сыновьях, как сказано (Исход, 1,22): "И указал фараон всему народу своему, говоря: Всякого сына бросайте в Нил, а всякой дочери давайте жить".
"...и угнетение наше" - это притеснения, о которых сказано (Исход, 3,9): "и также вижу Я угнетение, которым египтяне угнетают их".
"И вывел нас Господь из Египта рукой сильной и мышцей простертой, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами" (Втор. 26,8).
"...И вывел нас Господь из Египта": не через ангела, и не серафима, и не через какого-нибудь посланника, но Пресвятой да будет Он благословен, сделал это Лично, во Славе Своей, как сказано (Исход, 12,12): "И пройду Я по земле Египетской в эту ночь, и поражу Я всякого первенца в земле Египетской - от человека и до скота, и над всеми богами Египетскими совершу расправу; Я - Господь".
"И пройду Я по земле Египетской" - Я, а не ангел; "и поражу Я всякого первенца в земле Египетской" - Я, а не серафим; "и над всеми богами Египетскими совершу расправу" - Я, а не посланец; "Я - Господь" - Я, и никто другой.
"...рукой сильной" - это падеж скота, как сказано (Исход, 9,3): "вот рука Бога будет на скоте твоем, который в поле, - на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и мелком скоте - моровая язва весьма тяжелая".
"…мышцей простертой" (т.е. рукою напряженной, держащей меч), - это поражение египетских первенцев, как сказано (Книга Хроник 1, 21,16): "и обнаженный меч в руке Его, простертой над Иерусалимом".
"…и ужасом великим" - это явное Божественное присутствие. И об этом сказано (Второзаконие, 4,13): "Разве было еще когда-нибудь, чтобы Небесные силы вывели один народ из среды другого - знамениями, чудесами и ужасом великим, как все, что сделал для нас Господь, Бог наш, в Египте перед глазами нашими".
"…знамениями" - это посох. как сказано (Исход, 4,17): "возьми в руку посох этот, которым совершишь знамения".
Глава Седера берет в руки бокал с вином и при упоминании каждого из следующих чудес отливает из него по одной капле. И также при упоминании каждой из десяти казней, и каждой из групп казней. Всего – 16 раз.
"…и чудесами" - это смерть злодеев; и об этом сказано (книга пророка Иоэля, 3,3): "И дал Я чудеса на небе и на земле:
кровь,
и огонь,
и столбы дыма".
Другое объяснение: "И вывел нас Господь из Египта рукой сильной и мышцей простертой, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами" - здесь есть указание и на число казней: "рукой сильной" - две; "мышцей простертой" - две; "ужасом великим" - две, "знамениями" - две (т.к. это слово стоит во множественном числе); "и чудесами" - две (тоже множественное число) - итого десять казней, которыми Всевышний, да будет он благословен, поразил египтян при выходе нашем из Египта.
И вот эти десять казней: Кровь. Лягушки. Вши. Дикие звери. Моровая язва на животных. Пыль, вызывающая воспаление. Град. Саранча. Тьма. Поражение первенцев.
Рабби Иеhуда дал этим казням такое обозначение (по первым буквам ивритских слов):
ДеЦаХ (кровь, лягушки, вши).
АДаШ (дикие звери, моровая язва, воспаление).
БеАХаВ (град, саранча, тьма, поражение первенцев).
Рабби Иоси ha-Глили сказал: "Откуда мы заключаем, что в Египте египтяне поражены десятью казнями, а на море – пятьюдесятью?" – О Египте говорится (Исход, 8,15): "И сказали волхвы фараону: это перст Божий", а о поражении египтян на море сказано (Исход 14,31): "и увидел Израиль руку великую, которую явил Бог над египтянами, и убоялся народ Бога, и поверили Богу и Моисею, рабу Его". Десять Казней в Египте называются "перст"; это значит, что "рука" означает пятьдесят казней, которыми были поражены египтяне на море.
Рабби Элиэзер сказал: "Откуда мы знаем, что всякая казнь, которой поразил Всевышний египтян, состояла из четырех отдельных наказаний?" Мы учим это из стиха (Пс. 78,49): "Он послал на них пламень Гнева Своего: ярость и негодование, и бедствие, и нашествие злых ангелов". Ярость – 1, негодование – 2, бедствие – 3, нашествие злых ангелов – 4. Таким образом, в Египте было сорок наказаний, а на море - двести.
Рабби Акива сказал: "Откуда мы знаем, что всякая казнь, которой поразил Всевышний египтян, состоит из пяти отдельных наказаний?" Мы учим это из того же стиха (Пс. 78,49), который следует понять таким образом: "Он послал на них: пламень гнева Своего – 1, ярость – 2, негодование – 3, бедствие – 4, нашествие злых ангелов – 5. Таким образом, получается, что в Египте было пятьдесят наказаний, а на море – двести пятьдесят".
Рабан Гамлиэль говорил: "Тот, кто не рассказывал на Пасхальном Седере о трех вещах – тот не исполнил своей обязанности и эти вещи:
Пасхальная жертва, маца и марор".
Пе́сах, маца́ у-маро́р. | פֶּסַח. מַצָּה. וּמָרוֹר. |
Песах (Пасхальная жертва), которую сыны Израиля ели в те времена, когда существовал Храм, - знаком чего она была?. - Ее ели в знак того, что миновал (на иврите – паса́х) Всевышний дома сынов Израиля в Египте, как сказано (Исход, 12,27): "Так скажите (детям вашим): это жертва Песаха, потому что Бог миновал дома сынов Израиля в Египте, когда поражал Он египтян. И поклонился народ, и преклонился".
Глава Седера поднимает мацу и показывает ее всем.
Эта маца, которую мы едим, - знак чего она? Она знак того, что тесто сынов Израиля еще не успело закваситься, когда Царь царей, Пресвятой, да будет Он благословен, открылся и вывел их, как сказано (Исход, 12,39): "И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, потому что не успело оно закваситься, потому что выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе.
Глава Седера приподнимает лежащий на подносе марор.
Этот марор - в знак чего мы едим его? - В знак того, что горькой делали египтяне жизнь сынов Израиля в Египте, как сказано (Исход, 1,14): "и огорчали жизнь их трудом тяжелым над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле; всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью".
В каждом поколении должен человек смотреть на себя так, как будто он сам, лично, вышел из Египта, как сказано (Исход, 13,8): "И возвести сыну твоему в тот же день, говоря: ради этого сделал Бог мне при выходе моем из Египта".
Отрывки из псалмов Восхваления. Закрывают мацу, поднимают бокал вина и читают:
hалелуя! Воздайте хвалу, рабы Господни, воздайте хвалу Имени Господа! Да будет благословенно Имя Господне – отныне и вовеки! От восхода солнца до заката его – прославлено Имя Господне. Возвышен над всеми народами Господь, над небесами слава Его. Кто подобно Господу, Богу нашему, пребывает столь высоко, видит все, что внизу: и на небесах, и на земле!? Из праха восстанавливает бедного, из сора поднимает нищего, усаживает с вельможами, со знатью народа Своего. Превращает бесплодную в хозяйку дома, в мать, радующуюся детям своим! hалелуя!
По выходе Израиля из Египта, дома Яакова – из народа чужого, Иудея стала святыней Его, Израиль – Его царством. Увидело море и отступило, Иордан – повернул назад! Горы скакали, как олени, холмы – как ягнята! Море, почему ты отступаешь? Иордан, почему поворачиваешься вспять? Почему, горы, скачете вы, как олени? Вы, холмы, – как ягнята? Земля пляшет перед Владыкой своим, перед Богом Яакова, превращающим скалу в озеро, а кремень – в источник вод!
Пьют второй бокал, облокотившись на левую руку.
Рахца
Омывают руки.
Моци. Маца
Для благословения на хлеб берут в руки все три мацы, лежащие перед Главой Седера.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, выводящий хлеб из земли.
Опускают обратно на поднос нижнюю мацу и оставляют в руках одну целую и одну разломанную.
Разламывают их и раздают присутствующим, которые едят мацу, облокотясь на левую сторону, - это поза свободного человека.
Марор – горькая зелень
Все берут по кусочку марора, окунают его в харосет. Съедают марор, не облокачиваясь.
Корех – маца с марором
Берут по два кусочка от третьей, оставшейся мацы, кладут между ними хрен (или марор), читают приведенный текст и, облокотясь на левую руку, съедают.
В память о Храме, да будет он отстроен в наши дни! Так делал Гилель в то время, когда Храм существовал: он брал мясо пасхальной жертвы, мацу и марор, и складывал их (корех), и ел вместе, чтобы исполнить сказанное в Торе (Исход, 12,8): "Вместе с мацой и горькой зеленью пусть едят его (Пасхального агнца)".