Особенности умений строить логические рассуждения в младшем школьном возрасте




Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования умения у младших школьников строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий.

1.1 Содержание основных понятий по проблеме формирования умения у младших школьников строить логические рассуждения

1.2 Особенности построения логических рассуждений в младшем школьном возрасте

1.3 Педагогические условия формирования умения у младших школьников строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблемеформирования умения у младших школьников строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий

2.1 Выявление уровня сформированности умений строить логические рассуждения у младших школьников

2.2 Система работы по повышению уровня умения строить логические рассуждения у младших школьников в процессе использования комбинаторных заданий

Заключение …..……………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………..

 

Введение

Актуальность исследования определяется стратегией современного образования ориентированного на формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое и алгоритмическое мышление, создание условий для ее самореализации, о чем говорится в Законе РФ «Об образовании».

Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека. Поэтому развивать умение строить логические рассуждения,в том числе, необходимо уже на этапе младшего школьного возраста. Исследования показывают, что даже в 4 классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. В возрасте 10 – 11 лет происходят изменения в головном мозге, более быстрыми темпами начинает развиваться левое полушарие. В этом возрасте ребенок все чаще начинает мыслить не только образами – у него появляется возможность к абстрагированию. Это обстоятельство и должно учитываться при обучении математике, как науке особым образом развивающей логическое мышление.

 

Актуальность исследования заключается и в том, что начальное математическое образование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта нацелено на овладение логическими операциями: анализ, сравнения, синтез, классификации, обобщения, ассоциативные процессы и др.

Проблема и в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Логический анализ невозможен без логически выстроенных рассуждений, как и наоборот. В свою очередь логическое рассуждение – наиболее развитая форма логического мышления. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. «Гибкость» логического мышления обеспечивает продуктивную учебную деятельность младших школьников, возможность к самостоятельному поиску решений тех или иных задач, вариативность путей решения. Следовательно, умение логически рассуждать, а соответственно и логически мыслить, необходимо развивать в младшем школьном возрасте.

Психологи отмечают, что следствием репродуктивной деятельности,когда ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит,является скованность мышления и стремление ребенка мыслить по готовым стереотипам. Такие особенности интеллектуальной деятельности связаны с показом образца действий и его закреплением в процессе выполнения однотипных заданий. В результате учащиеся усваивают только однотипные способы решения задач, успешно воспроизводят их, но не видят других вариантов решения, не могут их варьировать и преобразовывать.

Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приемами мышления или приемами умственных действий. Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания - одно из важных условий построения развивающего обучения. [1, 54]

 

Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, К.Ф. Лебединской, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других.

Особое место в контексте нашего исследования занимают методические работы по разработке и использованию в учебном процессе,в теме комбинаторные задания,логических задач и упражнений (И.Н. Агафонова, А.П. Бойко, Л.Ф. Буданков, А.Д. Гетманова, А.З. Зак, В.И. Игошин, А.Я. Котов, В.Н. Мельников, А.П. Тонких и др.). В данных работах даются не только методические рекомендации по развитию логического мышления, но и содержится большое количество логических задач, которые могут быть использованы при обучении младших школьников.

Одним из продуктивных методов развития логического мышления,формирования умения логически рассуждать, по мнению многих учителей-практиков, является решение заданий комбинаторного характера. Н.Б.Истомина и Е.П.Виноградова определили основную функцию комбинаторных задач – это создать условия для формирования у детей приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация) для развития произвольного внимания и образного мышления. [1,67]На наш взгляд,именно эта функция комбинаторных задач/заданий обеспечит развитие умения строить логические рассуждения с учетом их полноты и правильности.

Здесь хотелось бы обратить внимание на понятие «комбинаторные рассуждения», которое можно встретить у Белокуровой Е.В. в ее диссертационной работе [ ] на тему: «Методика обучению младших школьников проведению комбинаторных рассуждений при решении задач». Комбинаторные рассуждения – это рассуждения содержанием которых является построение различных комбинаторных объектов дискретных элементов. Умение проводить комбинаторные рассуждения при решении задач определяется по тому, направлена ли мыслительная деятельность ученика на поиск различных вариантов решения задачи и может ли он организовать целенаправленный перебор всех этих возможных вариантов. Средством формирования этого умения у младших школьников является система комбинаторных заданий.

Результаты анализа современных учебников математики для начальной школы позволяют констатировать, что тенденция включения комбинаторных задач в процесс обучения младших школьников математике активно реализуется в массовой школьной практике. С одной стороны это обусловлено развивающими возможностями комбинаторных заданий,а с другой –преемственностью курса математики начальной и основной школы. Однако задания комбинаторного характера по-прежнему классифицируются как задачи повышенной трудности, они не связаны с усвоением основных вопросов курса и не согласованы с логикой построения его содержания. В связи с этим комбинаторные задания включаются в учебный процесс эпизодически,что в значительной мере снижает их развивающие возможности,в том числе относительно умений строить логические рассуждения у младших школьников.

 

Изложенные выше факты определили тему моего исследования - «Формирование умений у младших школьников строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий».

 

Проблема – каким образом при решении комбинаторных заданий, будет формироваться

умение строить логические рассуждения у младших школьников

Цель –рассмотреть процесс влияния использования комбинаторных заданий на процесс формирования умений строить логические рассуждения

Объект – процесс обучения младших школьников

Предмет- формирование умений строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий у младших школьников

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выявления теоретических основ по проблеме исследования

2) обосновать педагогические условия, способствующие формированию умения строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий у младших школьников

3) выявить критерии, показатели и уровни сформированности умения строить логические рассуждения в процессе выполнения комбинаторных заданий у младших школьников

4) разработать проект формирующего эксперимента по формированию умения строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий с учетом выделенных педагогических условий и реализовать одно из них.

 

 

Гипотеза исследования – процесс формирования умения строить логические рассуждения к младших школьников в процессе использования комбинаторных заданий будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

-использование метода перебора, опирающегося на рассуждения о возможности различных вариантов выбора

-интегрированный стиль комбинаторных заданий, при котором задания данного типа будут активно использоваться не только на уроках математики

- учет процесса иртериоризации (первоначального выполнения заданий в практической деятельности, затем перенесение практических действий через речь в план умственных действий)

 

В связи с выбранной гипотезой нами были использованы следующие методы:

1. теоретические:

· изучение научной литературы по проблеме;

· обобщение научных знаний в соответствии с задачами работы.

· опыт

· наблюдение;

· сравнение, диагностические работы;

.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования умения у младших школьников строить логические рассуждения в процессе использования комбинаторных заданий.

Содержание основных понятий по проблеме формирования умения у младших школьников строить логические рассуждения

Методы и приемы обучения младших школьников в процессе усвоения новых знаний неразрывно связаны с построением различных рассуждений. Любое рассуждение состоит из цепочки умозаключений. В математической логике выделяются основные виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Умение строить умозаключения необходимо в ходе изучения любого предмета, однако на уроках математики формирование таких умений наиболее перспективно, что обусловлено абстрактным содержанием этого предмета. Необходимость строить умозаключения возникает на каждом этапе формирования математических понятий и представлений о них, в ходе анализа текстовых задач, при решении уравнений и т;д.

В условиях вариативности начального образования для формирования умений строить умозаключения важно учитывать основные концептуальные положения той или иной программы, содержание курса математики, методы обучения.

Таким образом,основная задача в математике заключается в обучении школьников правильно мыслить и рассуждать. А.А.Столяр говорил, что «мыслить – значит рассуждать, т.е. получать новые знания (истину) из уже имеющихся с помощью определённых правил рассуждений, гарантирующих истинность новых знаний при условии истинности исходных посылок» [16].

В математике не каждое рассуждение является доказательством, но на примере последнего ученики учатся строить рассуждения. А.Я.Хинчин утверждает, что приучение школьников к полноценной аргументации, основанной на достоверных рассуждениях, играет роль главной воспитательной функции математического образования вообще: «В математике не может быть «наполовину доказанных» и «почти доказанных» утверждений: полноценность аргументации такова, что никакие споры о правильности доказываемого утверждения более невозможны, либо аргументация вообще отсутствует» [17].

Г.И. Саранцев, анализируя цели математического образования, заключает: «Обучать математике значит обучать доказательству» [15, с. 31]. Доказательство представляет собой логическую цепочку суждений. В начальном курсе математики формируются такие элементы доказательства, как обоснование, аргументация и опровержение, составляющих рассуждения младших школьников на уроках математики.

Построение достоверных рассуждений основано на определённых законах логики. Поэтому знакомство с основными их видами на уроках математики позволяет младшим школьникам более обдуманно и грамотно подходить к обоснованию и аргументации своих рассуждений. Правильное рассуждение представляет собой дедуктивную цепочку умозаключений, которые в свою очередь строятся из взаимосвязанных суждений с учётом определённых логических правил.

Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме [3, с. 48]. По мнению Саранцева Г. И., рассуждение — умозаключение и способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося [4, с. 75]. В обоих определениях употребляется такое понятие, как умозаключение. Умозаключение — это вывод, основанный на рассуждении, размышлении [2, с. 69]. Сравнив определения «умозаключение» и «рассуждение», мы пришли к выводу, что данные понятия синонимичны. Гетманова А. Д. выделяет три вида умозаключения [1, c. 93]: 1) дедуктивное (умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым); 2) индуктивное (умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью вероятности); 3) умозаключение по аналогии (на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.) В процессе школьного обучения развивается способность обучающихся проводить умозаключения и формулировать рассуждения. Рассуждения обучающихся, по мере овладения знаниями, развиваются от простых форм к сложным постепенно. [5]. Обучающийся первого класса, в основном, судит о том или ином факте односторонне, в большинстве случаев лишь опираясь на свой ограниченный опыт или единичный внешний признак. [6]

 

 

Особенности умений строить логические рассуждения в младшем школьном возрасте

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными.

Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;

наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.

Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Также при общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

Интересен тот факт,что вышеперечисленные особенности формирования умений строить логические рассуждения в младшем школьном возрасте,ярко отражены в одном эксперименте, который описывается в сборнике педагогических трудов Занкова Леонида Владимировича.Вникая в суть этого эксперимента, на примере сравнения мышления и выводов в виде логических рассуждений у взрослого человека с ходом мыслительных операций и логических выводов младших школьников, можно сделать вывод о том, что продвижение от класса к классу идет по линии расширения охвата объектов, рассматриваемых в одном и том же аспекте,по линии возникновения многоаспектного подхода, когда каждый объект начинает рассматриваться с разных точек зрения. Указанные изменения начинают раньше проявляться в действиях с реальными предметами и затем уже обнаруживаются в словесном плане,причем существенную роль в появлении правильного словесного ответа играет опора на практически достигнутый результат в оперировании с объектами.

 

Список литературы

Румянцева И.Б., Целищева И.И. статья «Интегрированные комбинаторные задания для младших школьников», журнал «Начальная школа» 2014, №7

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996

Виноградова Е.П. диссертация «Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы» научный руководитель- доктор педагогических наук Истомина Н.Б

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Саранцев, Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе. – М.: Просвещение, 2000. – 175 с. С.31

Столяр, А. А. Логические проблемы преподавания математики. – Минск: «Высш. школа», 1965. – 254 с.

Хинчин, А. Я. Педагогические статьи / А. Я. Хинчин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, с. 131.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: