Источник Урд и Чертог Судьбы




На дальней оконечности Асгарда, за лесом Идалир и узкой горной грядой, выдается из-под земли самый верхний из трех корней Мирового Древа. Это не какое-то инородное тело в мире асов — напротив, это опора, на которой держится весь Асгард. Бугристый, изогнутый гигантской дугой, он постоянно пускает молодые ростки и побеги, иные из которых вырастают в настоящие деревья, так что издалека его можно принять за гору, покрытую лесом. Прямо в древесине этого корня вырублены ступеньки, чтобы можно было подниматься на гребень и совершать там священные обряды. Если вам вздумается забраться наверх по этим ступенькам, обязательно исполните подобающий ритуал.

В тени этого исполинского корня скрывается Источник Урд — каменный Колодец Вирда, в котором постоянно бурлит бьющий из-под земли родник. Воды его орошают корень Древа. Вся земля вокруг сырая и раскисшая, так что ступайте осторожно. Мы не знаем, может ли выжить смертный, нечаянно упавший в Колодец Вирда. Если заглянуть в этот источник, можно увидеть много разных картин, но понять их, как правило, трудно, а истолковать превратно — очень легко. Воду из источника не пейте, не испросив разрешения у его Хранительниц — трех норн.

Норны — это скандинавские богини Судьбы. Их имена — Урд (То, Что Есть), Верданди (То, Что Становится) и Скульд (То, Чему Следует Быть). Их называют «могучими девами из Турсенхейма», то есть Нифльхейма, родного мира инеистых турсов. Урд прядет нити, Верданди — ткет, а Скульд — перерезает. Иногда они предстают совершенно одинаковыми, иногда — как как женщины трех возрастов. Возрасты распределяются между ними иначе, чем мойр, греческих богинь судьбы: Урд — самая старшая, а Скулд иногда принимает облик девы в черных доспехах, скачущей среди валькирий. При этом они не красавицы: по словам большинства из тех, кто встречался с ними в иных мирах, норны — невзрачные и даже почти неряшливые женщины, полностью сосредоточенные на своей работе.

Выйдут ли норны вам навстречу, когда вы приблизитесь к Источнику, неизвестно; и из того, пожелают ли они пообщаться с вами или нет, можно сделать вывод о том, суждено ли вам познать Вирд — ваш собственный или чей-либо еще. Если норны так и не покажутся, несмотря на все ваши попытки их улестить (а это, как гласят предания, нелегко), и если Источник не покажет вам никаких простых и ясных картин, лучше вернуться домой и добиваться их милости оттуда. Если же они соблаговолят к вам выйти, имейте в виду, что — с Их точки зрения — у Них дел непроворот, а лично вы никакого особого значения не имеете. В их картине мира даже боги не занимают такого уж важного места. Норны не отвечают ни перед кем, и даже Один и Хела — самые могущественные божества во всех Девяти мирах — не могут навязать им свою волю. Задайте свои вопросы — внятные, четко сформулированные и хорошо продуманные; примите без возражений любые ответы, какие Они пожелают дать, а затем ступайте домой и обдумайте то, что услышали.

Что касатся подношений, то никакие вещи норнам не нужны. Они хотят от нас только работы. Похоже, самый лучший способ их умилостивить — это заниматься уборкой в доме, предварительно предлагая им в дар всю энергию, которую вы будете вкладывать в работу. Занявшись после этого уборкой, вы можете в какой-то момент ощутить, что очищаете не только свой дом, но и некое другое, незримое вам пространство, — как будто вы работаете одновременно в двух мирах. Если у вас возникнет такое ощущение, это значит, что норны принимают ваш дар. Кроме того, подношением норнам может послужить любое рукоделие, в особенности прядение, ткачество или вышивание. Но поскольку энергия такой работы вкладывается в те узоры, которые ткут они сами, прежде чем преподносить норнам подобный подарок, следует испросить у них разрешения. Не воображайте, что, отдавая норнам энергию каждого стежка, вы на самом деле изменяете ткань Вирда. Норны этого не допустят; вы просто посылаете им энергию, которой они распорядятся сами, по своему усмотрению. Если по каким-то причинам вам понадобится сделать подношение быстро, предложите им кровь: сделайте надрез на коже и дайте крови стечь прямо в Колодец.

У корня Древа стоит маленький домик, который, как ни забавно, носит громкое имя «Чертог Судьбы». Входить в него разрешается лишь тем, кто посвятил себя служению норнам, так что даже и не пытайтесь. Вы все равно не сможете переступить порог: некая таинственная сила отбросит вас назад, и вы снова окажетесь рядом с источником.

Льоссальвхейм, или просто Альвхейм, граничит с Асгардом, располагаясь от него к югу. Это одно из множества «эльфийских королевств» — особой группы миров, которые в тот или иной период вписались в несколько различных космологических систем. Каждый эльфийский мир вполне самодостаточен, хотя путешествовать между ними легко: например, из Альвхейма можно без труда попасть в мир кельтских ши. Природу и устройство этих миров, степень проницаемости их границ и географию их распределения между различными космологиями странствующие духовидцы изучали на протяжении многих лет — и по большей части тщетно. До сих пор все это во многом остается эльфийской тайной.

Альвы (этим термином я удобства ради буду обозначать не только скандинавских альвов, но и кельтских ши, и прочие разнообразные эльфийские расы) испокон веков вдохновляли смертных. Многие люди попадали в эльфийские миры случайно — и зачастую, как гласят предания, это для них кончалось плохо. Известно немало предостерегающих сказок о людях, которые уходили в страну Волшебного народа на считанные часы, а по возвращении обнаруживали, что все, кого они знали, уже мертвы или превратились в седых стариков. Или же сам человек, вернувшийся из мира эльфов, мгновенно старился и умирал. Так или иначе, подобные шутки со временем очень характерны для эльфийских царств.

 

Время и времена года

В Льоссальвхейме по сравнению с любым их остальных восьми миров время течет очень неравномерно. Продолжительность дня меняется, причем не регулярно, а случайным образом. Проезжая по небу этого мира, Сунна и Мани, как и все здесь, хотя и не навсегда, попадают в магические сети альвов. Правда, оба они всегда успевают вынырнуть оттуда точно в срок (а не то слишком многие бы на них очень рассердились), но в пределах самого этого мира их обычный ход искажается.

Цикл времен года разнится в зависимости от местности. В отличие от других миров, где определенно существует «год» с круговоротом сезонов (даже если смена их малозаметна, как в Муспелльхейме и Нифльхейме), в Альвхейме где-то может стоять лето, а где-то — зима. При этом времена года в каждой местности обычно сменяются, но везде по-разному, в зависимости от желаний Дома, правящего той или иной территорией. Правитель может «заморозить» на своих землях какое-нибудь время года, чтобы насладиться им подольше, хотя для этого требуется немало работы. Попадаются и такие места, в которых одно время года, похоже, застыло навечно.

Советы путешественникам: странствуя по Льоссальвхейму, имейте в виду, что отслеживать разницу во времени между миром альвов и миром смертных очень трудно. Льоссальвхейм — это мир, целиком и полностью покоящийся на магии, и эта магия абсолютно нелинейна. Предсказать, когда он состроится по времени суток и года с каким-либо другим миром, почти невозможно; кажется, ход времён там совершенно произволен, и говорят, что даже среди самих альвов лишь немногие понимают циклы своего мира по-настоящему. Духовидцам, имеющим опыт путешествий по времени или управления временем, справиться с этим будет легче. Остальным же следует приготовиться к тому, что после путешествия в мир светлых альвов ваше чувство времени серьезно пострадает и вернется в норму лишь через много часов, а то и дней. Может случиться и так, что в самом путешествии вам покажется, будто вы находитесь в Льоссальвхейме всего пару часов, но по возвращении обнаружится, что времени прошло гораздо больше. Или, наоборот, вы проведете в мире альвов много дней, а по нашему времени путешествие займет всего два-три часа.

— Элизабет Вонгвизит, духовидица

 

Чем дальше вы заходите в мир альвов, тем больше становится разница во времени, так что вот вам еще одна причина поначалу держаться окраин. Начертив вокруг себя защитный круг (причем совершенно не обязательно делать это по-виккански: в традиционных источниках описаны гораздо более простые, но не менее действенные процедуры), вы сможете сохранять правильную привязку к собственному потоку времени. Основная странность хода времени в Альвхейме — его изменчивость. «Обжившись» там немного, вы даже сможете до некоторой степени им управлять: время там в буквальном смысле слова относительно и даже субъективно. Но на первых порах понять это умом бывает непросто.

— Эстара Т’Шираи

 

География

И она тоже изменчива. Из всех Девяти миров Льоссальвхейм наиболее подвержен искусственным трансформациям: саму плоть земли там постоянно преображают, перерабатывают, заколдовывают, расколдовывают и в результате со временем видоизменяют до неузнаваемости. В Альвхейме много селений и тысячи крестьянских лачуг, в которых ютятся фэйри победнее. Но из-за того, что сама земля и все, что на ней находится, так быстро меняются, извлечь из Большой Библиотеки карту этого мира становится гораздо труднее. Место, которое вы посещали совсем недавно, уже при следующем вашем визите может оказаться совершенно иным.

 

Я обычно попадаю в их мир через врата, которые открываются рядом с одной из больших ветвей Иггдрасиля. В целом, все времена года там идеализированы и отражены в самом ландшафте. Общество у них устроено на средневековый лад: всем заправляет местная знать — собственно, альвы. Но, помимо них, есть множество простолюдинов (веттир — духов), выполняющих самые разнообразные функции. Жилища там меняются в соответствии со временами года; одни знатные альвы обитают в великолепных особняках, другие — в замках, третьи — в роскошных дворцах. Я часто бываю во владениях герцога Осени и в герцогстве Весны, а иногда заглядываю и в горный замок Старого герцога Зимы. В стране Лета для меня обычно слишком жарко. Все эти названия дал этим землям я сам — на основе того, какому времени года они лучше всего соответствуют. Кроме них, есть и владения поменьше: воздушное, морское, речное, озерное, лесное, степное, холмистое и другие, соответствующие разным ландшафтам.

— Род Ландрет, сейдмад

 

Местность там по большей части лесистая; на одних землях растут лиственные леса, на других — хвойные. Деревья почти везде огромные (хотя и не настолько, как в Йотунхейме). Имеется по меньшей мере один горный хребет, довольно пологий, а окружающие его зеленые холмы и долины — одна из основных «туристических достопримечательностей» Альвхейма. Отсюда можно попасть прямиком в Свартальвхейм — несколькими путями, в том числе по подгорным туннелям. Есть и по меньшей мере один наземный маршрут, но я не настолько хорошо чувствую направление, чтобы описать его со стороны. Больших городов здесь не любят, зато в Альвхейме много маленьких деревень, состоящих в основном из невысоких деревянных домиков. Кроме того, многие местные жители обустраивают себе дома на высоких деревьях. Эти древесные жилища расположены в уединенных местах и хитро замаскированы, так же как и тропы между ними; путешественнику, не знакомому с местностью, отыскать их без проводника будет непросто. Рек и ручьев здесь много, и все они быстрые и чистые.

— Эстара Т’Шираи

 

Альвхейм или, по крайней мере, те его части, которые я повидала, покрыт вечнозелеными лесами. Там действительно красиво, хотя и не сказать, чтобы это была какая-то уж совсем неземная красота. Когда я попала туда впервые, меня привели в какой-то общий дом, смахивающий на барак, хотя и необыкновенно просторный и богато обставленный. По-видимому, первый этаж этой деревянной постройки предназначался для собраний: в центре стоял длинный стол, а вдоль одной из стен располагались маленькие ниши для желающих побеседовать без посторонних ушей. Честно говоря, они выглядели точь-в-точь как кабинки в каком-нибудь баре, хотя вся деревянная отделка блестела, словно золото, и все это производило очень теплое и притягательное впечатление. Думаю, жилые помещения находились наверху. Никаких очагов или каминов я не заметила, хотя казалось, что в доме жарко натоплено. Либо у них есть какие-то скрытые источники отопления, либо они просто регулируют температуру магией. Последнее мне кажется более вероятным.

Мир альвов очень обширен; ландшафт там по большей части холмистый; различные территории заселены разными кланами, или племенами, или, как их называют здесь, домами. Архитектурные стили, равно как и одежда и пища, до некоторой степени разнятся, но зависят в основном от окружающей среды, чем от каких-либо еще факторов. Особых различий по специализации между домами нет, что кажется несколько странным. Иначе говоря, здесь не бывает такого, чтобы один какой-нибудь дом развил до предела те или иные навыки и умения, превзошел в них остальные кланы и ревностно оберегал секреты своего мастерства. Различия, конечно, имеются, но чисто косметические. Если кто-то изобретает что-то новое, он делится своим открытием с остальными (хотя и не обязательно задаром).

— Сильверина

 

Со мной обращаются как с гостем, соблюдая все законы гостеприимства. Я для них — уважаемый посетитель, заслуживающий определенного почтения, но все же не знатный, не принадлежащий к их «касте». С этим связаны некоторые тонкие нюансы, и объяснить их непросто. При дворах нескольких владык меня, похоже, находят забавным — из-за всевозможных ляпов, которые я вечно делаю в попытках продраться сквозь хитросплетения их церемониала и этикета. Бывал я и в гостях у многих простолюдинов, где уже меня самого развлекали выпивкой и песнями. Жилища их очень разнообразны — одни ничем, кроме размеров, не отличаются от бобровых хаток, другие просто выдолблены в деревьях, но и есть такие, что похожи на человеческое жилье, хотя и среди них можно встретить все, что угодно: от убогой хибарки до солидного коттеджа. Многие низшие эльфы вообще не селятся в домах: когда они хотят отдохнуть, то находят себе какое-нибудь временное укрытие, а когда не отдыхают — делают свою работу или просто творят, что им вздумается.

С эльфами-простолюдинами я нахожу общий язык куда легче, чем со знатью. По большей части они — дружелюбный народец. А в особняках, дворцах и крепостях знатных альвов всегда сталкиваешься с формальностями и церемониями, где в большей, где в меньшей степени. Герцог Зимы, эдакий шумный здоровяк, любит охоту и часто объезжает свои владения, общаясь с простыми подданными. Он мне нравится, и при дворе у него атмосфера куда приятнее, чем в других замках. Владычица Весны держится не в пример более официально, хотя нигде больше не кормят так вкусно, как у нее.

— Род Ландрет, сейдмад

 

История

Как именно альвы проникли в Девять миров, никто не знает. Однако совершенно понятно, что они — не местные уроженцы, в отличие, например, от двергов. Они пришли со своей родины (может быть, оттуда же, откуда и кельтские ши, а может, и нет) и получили Льоссальвхейм от асов. Они в прекрасных отношениях и с асами, и с ванами, но с йотунами общего языка не находят, считая их абсолютно неисправимыми варварами.

Разумеется, эта проблема — одна из тех, затрагивать которые в разговоре не следует: альвы сочтут это чудовищной грубостью.

 

Чертог Фрейра

Ванского бога Фрейра именуют Владыкой Альвхейма; говорят, что этот титул он получил как возмещение за зуб, утраченный в битве на стороне альвов против йотунов. По большей части власть Фрейра над Альвхеймом сводится к церемониальным функциям, но в совете Асгарда он говорит от имени альвов, и в этом отношении его покровительство им ценно. Есть и другая причина, по которой альвы глубоко чтут этого бога: они благоговеют перед его связью с магией растений и плодородия, хотя и не могут примириться с его ежегодным самопожертвованием и смертью. Однако жену Фрейра, Герд, альвы недолюбливают как великаншу и даже чуть было не прокляли, когда она только-только вышла за него замуж.

Чертог Фрейра в Альвхейме — единственное место в этом мире, которое не меняется никогда и ни при каких обстоятельствах, потому что так распорядился сам Фрейр. Его слуги хорошо вас примут и накормят, даже если хозяина не будет дома: им приказано вежливо встречать любого гостя и давать ему пищу и кров на три дня — при условии, конечно, что и он не нарушит никаких правил гостеприимства. Сам чертог, выстроенный в характерном скандинавском стиле, высок и просторен; кровля его состоит из колосьев самых разнообразных злаковых растений. Кстати говоря, в качестве подарка сюда можно принести связку крепких колосьев разных сортов: они пойдут на укрепление кровли.

 

Когда я только начала искать свой путь в Асатру, одним из близких мне богов оказался Фрейр, но именно в роли Вождя Льоссальвхейма. Фактически, я присягнула ему на верность как сеньору, несмотря на то, что мой покровитель и наставник — Тюр (и совершенно независимо от тех связей, которые позднее установились у меня с Локи и его родичами). Это случилось довольно давно, лет восемь тому назад.

— Сильверина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: