Совокупное (агрегированное) предложение




Макроэкономическое равновесие. Модель AD – AS.

Величина совокупного (агрегированного) спроса

Для обеспечения стабильного экономического роста необходимо поддерживать экономику в состоянии равновесия. Экономическая наука помогает поддержать состояние равновесия с использованием различных подходов.

Модель AD – AS дает представление о равновесии между денежными потоками и потоками благ. Все денежные расходы представляют собой совокупный спрос – расходы всех макроэкономических агентов на макроэкономических рынках благ. Совокупный спрос складывается из следующих элементов:

AD = C + I + G +Xn

где AD - совокупный спрос

C – спрос домашних хозяйств на товары конечного использования;

I – спрос предприятий на инвестиционные товары (материальные ресурсы, энергию), а также спрос домашних хозяйств на строительство жилья;

G – расходы государства на производство общественных благ;

Xn – нетто-экспорт.

График совокупного спроса

(рис)..

Отражает зависимость между уровнем цен (Р) и реальным ВВП (У). График совокупного спроса представляет собой простейшую математическую модель совокупного спроса. Здесь показывается зависимость между объёмом покупаемых благ и уровнем цен. Действие уровня цен проявляется в виде 3-х эффектов:

· эффект реального богатства заключается в том, что при изменении уровня цен благосостояние населения также меняется;

· эффект процентной ставки: при изменении уровня цен меняются процентные ставки в банках, а это влияет на количество взятых кредитов и на покупки, сделанные за счет этих кредитов;

· эффект импортных закупок: изменение уровня цен может положительно или отрицательно сказаться на курсах валют и на стремлении населения покупать импортные или отечественные товары.

 

Неценовые факторы совокупного спроса

Неценовые факторы – такие изменения в национальной экономике, которые происходят при постоянном уровне цен.

Основные группы неценовых факторов:

o изменение потребительских расходов (в результате изменения доходов населения, действия ожиданий потребителей и т.д.);

o изменение инвестиционных расходов (скорость НТП, совершенствование технологий, повышение производительности труда и т.д.);

o изменение объема госзакупок (проводимая налоговая и социальная политика, стадия экономического роста);

o изменение чистого экспорта (колебание курсов валют, экономическая ситуация в странах-партнерах).

Действие неценовых факторов совокупного спроса.

(рис)..

Однако график совокупного спроса сильно упрощает его модель. Если принимать во внимание все факторы, которые влияют на совокупный спрос, то его модель будет представлять собой весьма сложную функцию:

Y = f (P, C, I, G, Xn, M, V….)

где M – денежная масса;

V – скорость обращения денег;

Y – величина совокупного спроса.

 

Совокупное (агрегированное) предложение

Совокупное предложение – поток материальных благ и услуг, реального и национального продукта, производимого предприятиями и поставляемого на рынок.

Спрос предъявляют все макроэкономические агенты, предложение – 1 (предприятия).

Изучение совокупного предложения позволяет понять, как ведет себя бизнес в данной стране, каков уровень его активности, как реагируют предприятия на различные события и явления.

График совокупного предложения в краткосрочном периоде.

(рис)..

В краткосрочном периоде уровень цен фиксированный. Кейнсианская модель исходит из той предпосылки, что предприниматели могут изменить объем производства за счет количества потребляемых ресурсов; цены не влияют на развитие бизнеса (значение придается неценовым факторам).

График совокупного предложения в долгосрочном периоде (синтетический подход).

(рис)..

Синтетический подход – объединение (синтез) двух крайних точек зрения (краткосрочный и долгосрочный периоды). Согласно данному подходу на предложение влияют и цены товаров и неценовые факторы. Данный подход применяется для анализа совокупного предложения в среднесрочном периоде. В данном периоде повышение цен товаров стимулирует увеличение совокупного, однако рост производства вызывает подорожание ресурсов и дальнейшее повышение цен на товары.

График совокупного предложения в долгосрочном периоде (классическая модель).

(рис)..

Модель исходит из предпосылки, что решающее влияние на принимаемые решения оказывают неценовые факторы и, в первую очередь, доступность ресурсов. В нормально функционирующей экономике все предприниматели стремятся ресурсы максимально эффективно. Повышение уровня цен при прочих изменениях не окажет изменения на объем производства, так как расширить его невозможно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: