Количественная теория денег




Количественная теория денег гласит, что номинальный ВВП пропорционален денежной массе, это значит, что уровень цен в стране пропорционален количеству денег, таким образом возрастание инфляции всегда связано с избытком денежной массы.

Формула И. Фишера:

MV=PY

где M – денежная масса;

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен;

Y – реальный ВВП.

Интерес к количественной теории экономистов связан с тем, что во второй половине 20в. центральной проблемой развитых стран стала инфляция, сопровождающаяся спадом производства (стагфляция), что противоречит теории экономических циклов, и в данных условиях попытки стимулировать производство через снижение безработицы привели к еще большему росту цен.

Количественная теория денег была развита в трудах монетаристов во главе с М. Фридменом (70–80 гг. 20в.) В соответствии с количественной теорией денег средством стимулирования производства и, в то же время, контроля за инфляцией, является управление денежной массой, в первую очередь, эмиссией наличных денег. Данная теория, как и подходы классиков базируются на положении о саморегуляции экономик, единый рычаг воздействия на экономику со стороны государства – это количество денег. Рост денежной массы стимулирует совокупный спрос, приводит к полной загрузке производственных мощностей, и только когда все возможности роста исчерпаны, начинается существенное усиление инфляции.

 

Равновесие совокупного предложения и совокупного спроса

Макроэкономическое равновесие

(рис)..

Зона инфляционного роста (зона перегретой экономики) отображает ситуацию, когда государство стремится к экономическому росту, но для него уже нет достаточного запаса ресурсов, т.е. достаточно небольшие темпы экономического роста сопровождаются все более высокими размерами инфляции. Государство в таких ситуациях вынуждено стимулировать совокупный спрос, но если делать это за счет социальных программ, то усилятся негативные последствия (растет дефицит госбюджета).

Для экономики характерен эффект храповика.

Эффект храповика (начало):

(рис)..

Совокупный спрос – это более подвижная величина, чем совокупное предложение. В данной ситуации совокупный спрос уменьшается от АD1 к АD2, что вызвало уменьшение равновесного ВВП и равновесного уровня цен (теоретически), однако на практике снижение уровня цен означало бы снижение заработных плат и других доходов населения. Население будет сопротивляться понижения уровня цен и проявится явление под названием «эффект храповика».

Эффект храповика

(рис)..

Чтобы сохранить доходы на прежнем уровне, предприниматели сокращают совокупное предложение, т.е. его линия сдвигается с AS1 до AS2. Предложение сокращают таким образом, чтобы уровень цен в точке пересечения с линией AD остался прежним. В результате, уровень национального производства снижается еще сильнее (до уровня У3).

Таким образом эффект храповика заключается в том, что даже если есть предпосылки для снижения уровня цен, на практике он обычно не снижается. Вместо этого сокращается объем ВВП.

 

Шоки совокупного спроса и совокупного предложения

Шоки – резкие изменения совокупного спроса и предложения, которые приводят к негативным последствиям (методы регулирования экономики на некоторое время перестают работать, экономические агенты находятся в затрудненной ситуации и не знают, какие решения им принимать).

Шок совокупного спроса.

(рис)..

В данном случае совокупный спрос за короткий промежуток времени резко возрастает. Это могло произойти из-за значительного понижения курса национальной валюты, реализации кризисной государственной инвестиционной программы, необоснованного поднятия зарплат. Шок совокупного спроса может также выражаться и в его резком снижении, например, выход новой фирмы со своим товаром на мировой рынок существенно ограничит отечественный экспорт.

Шоки совокупного предложения

(рис)..

В данном случае совокупное предложение резко падает: фирмы готовы продавать продукции прежнее количество продукции, но только по более высокой цене. Причиной может быть любое событие, которое делает какой-либо ресурс очень редким или дорогим. Для преодоления последующих шоков можно попытаться снизить его последствия в долгосрочном периоде, дожидаясь роста совокупного предложения, а можно воздействовать на совокупный спрос таким образом, чтобы его рост нормировал экономическую ситуацию и ускорил экономический рост.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: