ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Журналистика и славянская филология»
Е.Л.ДАШКО, В.Е.ХРАБРОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫПО ДИСЦИПЛИНАМ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫВ ШКОЛЕ И ВУЗЕ»
Севастополь
УДК 371.385:371.388.6:82
ББК 83.2
Д21
Рецензенты:
Дашко, Е.Л.
Методические рекомендации к написанию курсовой и выпускной квалификационной работы по дисциплинам «История русской литературы», «История мировой литературы», «Методика преподавания литературы в школе и вузе» / Елена Любомировна Дашко, Валерия Евгеньевна Храброва. – Севастополь,
Цель методических рекомендаций – раскрыть особенности научной работы в вузе, представить информацию относительно правил оформления и написания научных работ по литературе, критериях их оценивания, правил защиты.
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Журналистика и славянская филология».
Печатается по решению редакционно-издательского совета, протокол № от
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………….…...4
1 Общие требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы………………………………………..…5
1.1 Выбор и координация темы ………………………..….…5
1.2 Композиция научной работы……………………….…….7
1.3 Правила оформления курсовой и ВКР…………….…....13
1.4 Оформление ссылок, цитации и списка литературы………………………….………………….…………14
2 Язык и стиль научной работы…………………………...………18
|
3 Шкала и критерии оценивания…………………………………..21
4 Правила защиты…………………………………………………..25
4.1 Защита курсовой работы……………………………….…….25
4.2 Защита выпускной квалификационной работы………..…..26
Введение
Курсовая, квалификационная и магистерская работа - показатель качества подготовки специалиста, его профессиональной зрелости. Поэтому в течение обучения студенты приобретают навыки, необходимые для их написания.
Курсовая работа — это самостоятельное исследование, которое имеет по преимуществу реферативный характер, т.е. ориентировано не столько на получение каких-либо новых научных результатов, сколько на изучение и описание уже имеющихся данных по конкретной, достаточно узкой проблеме. Задачи, которые здесь преследуются, имеют по преимуществу практический характер. Студент должен научиться следующим элементарным приемам:
а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные для работы идеи и фиксировать их — конспектировать или реферировать);
б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор самой подходящей для себя точки зрения (наилучшим образом объясняющей явления, которые исследуются);
в) письменно излагать идеи, содержащиеся в произведении и публикациях;
г) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся публикации, составлять библиографию.
Таким образом, курсовая работа сводится к анализу литературы по выбранной частной проблеме и комментированию уже разработанных положений по этой проблеме с привлечением собственных иллюстративных примеров. Положения, развиваемые в работе, должны быть убедительными и доказательными.
|
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – итоговая работа студентов4-ого и 6-ого годов обучения (квалификационно-образовательный уровень «бакалавр» и «магистр»)
ВКР являетсярезультатом учебной и научно-исследовательской деятельности, самостоятельного исследования, это основной показатель профессиональных умений и навыков. Работа выполняется на завершающем этапе обучения в университете.
Основные задачи написания ВКР:
- показать знания, умения и навыки выпускника по выбору и постановке научно значимой проблемы, по научному и практическому поиску, отбору, анализу и обобщению исследуемого материала;
- раскрыть определенную культуру литературоведческого исследования; культуру мышления выпускника, его кругозор, широту и глубину научных и практических проблем и путей их разрешения;
- продемонстрировать умение сочетать разные подходы, принципы исследования, применять знания теории литературы, а также смежных дисциплин - истории, культурологии, психологии, философии;
- выявить способность выпускника логически и грамматически правильно излагать результаты своего исследования.
Общие требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы
Выбор и координация темы
Тема исследования обязательно должна быть связана с разработкой конкретных научных проблем, определяемых спецификой специальности и научным направлением кафедры, а также научными интересами научного руководителя и студента.
|
Тематика научной студенческой работы по своему содержанию должна отвечать реальным задачам в различных областях литературоведения и методической науки. Темы рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, они предлагаются преподавателями, но студентам предоставляется право выбора темы, а также право предложения своей темы при условии обоснования целесообразности ее разработки.
Вариантов тематики исследовательских работ множество, однако, наиболее распространенными являются следующие типы тем:
1) целостный анализ какого-либо произведения или сборника;
2) направленный анализ художественного произведения, т.е. исследование одной проблемы;
3) темы, посвященные проблематикам поэтики произведения, своеобразия художественного метода и стиля писателя;
4) темы, связанные с изучением этапов творческого развития авторов;
5) анализ типологически или генетически сходных произведений, жанров, отдельных мотивов;
6) темы по методике преподавания мировой литературы в школе и вузе.
Утверждение выбранной обучающимся темы выпускной квалификационной работы основывается заявлении обучающегося (установленный образец в Приложение А) на имя заведующего выпускающей кафедрой, в котором указывает выбранную тему ВКР, фамилию руководителя, срок выполнения. Заявление скрепляется подписью студента. (Из Положения о ВКР ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет от 26 марта 2016 г.). Тема закрепляется за студентом и включается в приказ на основании заявлении установленного образца (см. Приложение Б).
Курсовые и выпускные квалификационные работы по литературе относятся к типу теоретических. К практическим работам причисляют работы по методике преподавания русской / мировой литературы в школе и вузе.