Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Ростова-на-Дону
«Школа № 106»
Социальный проект
«МедиаДруг»
(MEDIAfriend)
Проект разработала:
Волонтер-руководитель Брылёва Елена Сергеевна
МБОУ «Школа№106»
г. Ростов-на-Дону
2018г.
Проблема проекта
Основные проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Нормативная документация для реализации проекта
Международный уровень
1. Конвенция о правах ребенка
Федеральный уровень
1. Конституция РФ.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Уголовный кодекс РФ.
5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ.
7. Изменения в законе РФ «Об образовании» от 2011г.
8. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.11.2017) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
9. Закон РФ «Об авторских и смежных правах».
10. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года.
11. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года.
12. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Описание проблемы проекта
Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути. Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
|
Журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников. Дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Данный проект поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты, дает возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Актуальность проблемы проекта:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
В. Шефнер
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации, к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Необходимо воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, небезразличного к событиям, происходящим в обществе, просвещенного культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию. Учебный процесс предоставляет мало возможностей для их реализации. Деятельность обучающихся в рамках реализации данного проекта, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей школьника, но и на создание продукта, имеющего значимость для других людей. Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие учащихся, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
|
Научная новизна и теоретическая значимость проекта:
Новизна проекта в том, что непосредственное общение учащихся с людьми, которые добились уже определенных успехов в своей сфере благоприятно влияет на нынешнюю деятельность и будущие планы детей.
Обучающиеся, участвующие в проекте «МедиаДруг» (MEDIA friend), встречаются с настоящими профессионалами своего дела (журналистики). Личная встреча с корреспондентом или редактором современной газеты не только оставляет незабываемые впечатления у детей, но и награждает каждого новой информацией, полезными умениями, навыками и бесценным опытом. В результате чего в будущем эти учащиеся смогут самостоятельно развиваться в области, которая им наиболее близка и постоянно самосовершенствоваться, что в настоящее время, век новых технологий, играет важную роль в абсолютно любой сфере деятельности.
|
Цели проекта:
Воспитание духовно развитой и социально ответственной личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к русскому языку и ценностям отечественной культуры;
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
А также дать представление о системе массовой коммуникации; познакомить с основами журналистского мастерства; создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; расширить кругозор учащихся, развить владение словом.
Задачи проекта:
· Формирование начального представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
· Формирование коммуникативности и личного взаимодействия друг с другом;
· Расширение и активизация словарного запаса, повышение уровня эрудиции.
· Способствование творческому и социальному самовыражению;
· Формирование умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
· Научить навыкам делового общения, умение вести конструктивный диалог, публично выступать;
· Научить использовать приобретенные знания в практической деятельности для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
· Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· Развить навыки поиска нужной информации и создания творческих работ
(с использованием справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).
Основное содержание:
1 этап. Организационно-подготовительный
• Создание творческой группы «ИНСАЙД»
• Разработка модели пресс-центра «ИНСАЙД».
• Составление перечня необходимого оборудования
• Формирование групп учащихся, выбор главного редактора.
• Составление плана работы (составление тематики газет и видеороликов, телепередач на год).
• Подбор информационный ресурсов для успешной работы проекта «МедиаДруг» (MEDIAfriend).
• Создание базы дидактических материалов (словарь понятий, игры по журналистике, таблицы (классификация жанров журналистики, информационные жанры), таблицы для заполнения исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов)
• Разработка нормативно-правовой документации по организации опытно-экспериментальной работы в условиях внедрения ФГОС.
•Формирование банка методик, технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей.
2 этап. Обучающий
• Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации «МедиаДруг» (MEDIAfriend)
• Выявление предварительных знаний детей в области журналистики.
• Выявление потребности в информационной встрече с главным редактором современной газеты (газета «Теле-семь»).
Изучение методов сбора и обработки информации.
• Определение групп по интересам.
• Определение этапов работы над номером газеты.
• Изучение опыта в сфере школьных СМИ внедрения с использованием ФГОС
3 этап. Практико-внедренческий
• Внедрение проекта «МедиаДруг» (MEDIAfriend).
• Приобретение необходимого оборудования, программно-методического обеспечения.
• Организация образовательных модулей, проведение мастер-классов, индивидуальных и групповых занятий «Макет газеты», «Телепередача», «Встреча с редактором».
• Анализ промежуточных итогов проекта.
4 этап. Обобщающий
1. Оценка, обработка и анализ результатов проекта.
2. Подведение итогов внедрения проекта. Презентация результатов проекта: демонстрация номеров газеты, видеороликов и передач за год, итоги участия в конкурсах и проектах.
3. Вручение сертификатов по итогам обучения на образовательных модулях.
4. Выявление талантливых, одарённых учащихся в сфере СМИ.
5. Ежемесячный выпуск газеты «106-й экспресс» и создание теререпортажей.
6. Определение перспектив и путей дальнейшего развития проекта.
Принципы осуществления проекта:
ü Принцип диалогичности и сотрудничества.
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.
ü Принцип опоры на активность участников проекта.
Создание условий для вовлечения участников программы в деятельность, в результате которой формируют толерантные установки.
ü Принцип связи воспитания толерантности с жизнью.
Ориентация на ситуацию в обществе вообще и на жизненные ситуации взаимодействия участников программы с миром, отсутствие расхождения слова и дела.
ü Принцип уважительного отношения к личности.
Независимо от позиции мировоззрения, уважительное отношение (не обязательно соглашаясь) к личности всех участников проекта.
ü Принцип воспитывающей рефлексии.
Создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений.
План реализация проекта
№ | Мероприятия | Место проведения | Время проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
Сбор проектной группы | МБОУ «Школа №106» | 2 раза в месяц | Волонтёр-руководитель Брылёва Е.С. | ||
2. | Анкетирование учащихся | МБОУ «Школа №106» | 06.10.2017 | Волонтёр-руководитель Брылёва Е.С., | |
3. | Выпуск школьной газеты «106-й экспресс» | МБОУ «Школа №106» | 1 раз в месяц | Волонтёр-руководитель Брылёва Е.С., Редактор газеты Мягкова А. | |
4. | Создание новой рубрики «Детский голос»- видеосюжет | МБОУ «Школа №106» | 18.01.2018 | Волонтёр-руководитель Брылёва Е.С., лидеры СВД и Инсайд | |
5. | Мой МедиаДруг (Беседа с редактором газеты «Теле-семь») | МБОУ «Школа №106» | 02.02.2018 | Волонтёр-руководитель Брылёва Е.С., лидеры СВД и Инсайд | |
6. | Повторный опрос учащихся | МБОУ «Школа №106» | 20.02.2018 | Волонтёр-руководитель Брылёва Е.С., |
Основные планируемые результаты:
В области обучения:
Предметные знания в следующих областях:
- журналистика как форма информационной деятельности;
- журналистика как профессия;
- роль журналиста в становлении общественного мнения;
-приемы риторики;
- создание журналистского текста;
- основные газетные жанры;
- редактирование;
- структура газетного номера;
- иллюстрация в газете;
- макетирование и верстка газеты.
Предметные умения и навыки:
- навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;
- создание текста в различных жанрах;
- поиск информации в различных источниках;
- первичные навыки макетирования газеты и создание номера;
- умение редактировать текст и работать в различных текстовых редакторах;
- приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.
В области воспитания:
· умение слушать и слышать других;
· уважение человеческого достоинства;
· уважение прав других;
· терпимость к чужим мнениям и поведению.
В области социализации:
· готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;
· сотрудничество, дух партнерства;
· принятие другого человека таким, какой он есть;
Целевые показатели:
ü Благоприятная атмосфера в коллективе
ü Количество и качество мероприятий, организуемых и проводимых самими учащимися
ü Потребность учащихся в журналистской деятельности, а также потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.
Целевые группы:
Педагоги. Они хотят воспитать нравственную личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека.
Учащиеся. Для них проект – один из способов проявления себя как свободомыслящей креативной личности.
Риски и ограничения:
Недостаток финансирования.
Отсутствие интереса со стороны учащихся.
Анализ работы по проекту
«МедиаДруг» (MEDIA friend)
Количественный анализ:
Рисунок 1 Начальный этап
Рисунок 2 Окончание проекта
На основе двух диаграмм наблюдается положительная динамика. На начало проекта высокий уровень интереса к журналистской деятельности - 290 человек, низкий уровень – 62 человека, отсутствовало - 26 человек. На окончание проекта высокий уровень – 328, низкий уровень – 20 человек, отсутствовало - 10 человек.
В целях повышения уровня интереса к журналистской деятельности необходимо провести ряд мероприятий:
- деловые игры
- принятие участия в конкурсах мастерства журналистики
- встречи с другими корреспондентами и редакторами газет
Качественный анализ:
На основе качественного анализа был выявлен значительный интерес у учащихся. Было предложено дополнение к проекту в виде новых рубрик в газете, развития тележурналистики и видеорепортажей. Советом принято решение, применить их при проведении проекта «МедиаДруг» (MEDIA friend) в следующем году.