Позитивистское направление в социологии (Конт, Спенсер)




Позитивизм социологический: (установки – Сен-Симон, концепции – Конт, Милль, Спенсер) главное устремление – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории. Характерные черты раннего позитивизма – натурализм (концепции опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук), органицизм (аналогия с человеческим организмом), эволюционизм (опирающиеся на понятие «эволюция), феноменализм (общество – явление созданное в духовном взаимодействии индивидов). Суть всех этих направлений сводится к социологическому редукционизму, кот стремился объяснить основные явления обществ жизни с точки зрения единственного определяющего фактора. Все эти направления получили названия школ одного фактора. Позитивизм постулировал наличие неизменных законов функционирование и развития общества, кот рассматривались как часть или продолжение природных законов. Несостоятельность биологического и механицистского редукционизма (сведение специфически человеческого бытия к его социальному аспекту) привела позитивизм к кризису. Т. к. законы развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы, поэтому признавалась их неизменность. При этом подход к характеристике законов развития общества, как продолжению законов природы, привёл позитивистов к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, а также рассмотрению общества как системы, кот находится в стабильном состоянии. Чтобы знание об обществе соответствовало требованиям объективности оно должно было добываться с помощью методов естественных наук.

О. Конт (1798-1857) “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики” 1854 (социальная статика и социальная динамика). Социология изучает неизменные естественные законы. Главное условие создания самостоятельной социальной науки – выделение специфической реальности, не изучаемой ни одной другой наукой. Конт полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук

1) каждая высшая ступень зависит от низшей,

2) с каждым новым этапом знание усложняется

3) социология занимает ведущее место в системе наук;

4) основывается на законах биологии и без них не может существовать, но имеет нечто своеобразное и видоизменяющее влияние этих законов, вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга.

Для социологии характерны 4 метода познания:

1. наблюдение,

2. эксперимент,

3. сравнение,

4. исторический метод.

Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм). Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развития которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Открыл закон трёх стадий, согласно которому все мысли проходят три сменяющих друг друга состояния:

1)теологическое (господство спонтанно возникающих фикций, не имеющих доказательств)

2)метафизическое (преобладание абстракций или сущностей, принимаемых за реальность)

3)позитивное (основывающееся на точной оценке внешней реальности).

Каждое из этих трёх состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. Главную ценность социологии Конт видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ Конт считал три силы и класса:

  1. материальную (деловые люди и лидеры общества),
  2. интеллектуальную (ученые социологи и священники)
  3. моральную (женщины).

Любой объект по Конту может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Поэтому социология делится на две части социальную статику и социальную динамику, что соответствует лозунгу «порядок и процесс». Высшая цель социальной статики – обнаружение законов социального порядка, социальной динамики – законов прогресса. Социальная статика – это соц анатомия, изучающая строение социального организма; объект – общество в состоянии покоя. Социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование; объект – общество в состоянии движения.

Г. Спенсер.

Основные принципы эволюционизма базируются на убеждении, что прошлое человечества можно восстановить, изучая существующие примитивные общества.

Г. Спенсер (1820-1903) «Основания социологии», «Основные начала», «Социология как предмет изучения», «Социологическая статика” и “Принципы социологии”. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого, Спенсер сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы. Социология – всеобъемлющая наука включая этнографию и антропологию. Предмет социологии – конкретная объективная реальность самого общества, соц явления и процессы. При рассмотрении общества исходит из органической связи естествознания и соц знания и из продолжения первого вторым. Сходства с Контом: стремление перенести законы естественных наук в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится наукой, если следует идее природного эволюционного закона. Ведущая наука – биология. Социология – наука, продолжающая разработку биологических законов на материалах общественного развития. Общество – особого рода бытие, хотя слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. По Спенсеру общество – организм, кот имеет большие сходства с живыми организмами, чем с машинами. Сходства с организмами: общественный рост и рост организма длится до поглощения одного общества другим или до его распада на несколько частей; при увеличении размеров усложняется структура; дифференциация структуры его элементов сопровождается дифференциацией функций. Различия: в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе, наоборот; у организмов способность чувствовать и мыслить сосредоточена в определенном месте, в обществе сознание развито по всему агрегату. Противопоставлял функциям организма функциям общества: земледелие, промышленность – питание; торговля – кровообращение; транспорт – сосудистая система. Классовая борьба – отражение закона борьбы за существование. Общество служит для блага индивида. Выделил социальные типы общества:

  1. военное (Спарта – коллективные цели превалируют над индивидуальными, жёсткая организация, система принуждения, дисциплина; сотрудничество носит принудительный характер; эти общества консервативны, плохо поддаются изменениям);
  2. промышленное (Англия 19в – добровольное сотрудничество, индивидуальная свобода, свобода экономической деятельности, высокая активность населения, свобода от вмешательства государства в социальный порядок; главная задача государства – защита прав индивидов от внешних и внутренних угроз).

Эволюционизм:

  1. неорганическая эволюция (связан с неорганической природой);
  2. органическая (связан с органической природой);
  3. надорганическая (соответствует человеческому обществу).

Эволюционные законы высших сфер бытия не могут быть сведены к законам низших. Эволюция – переход из одного состояния в другое в рамках одной соц системы. Человек превращается в социальное существо в процессе эволюции первобытных сообществ. Социология должна раскрывать действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых течений, при этом отвергается единичное, случайное, индивидуальное. Направления эволюции:

  1. однолинейное (ранние стадии развития человечества);
  2. многолинейные.

Этапы эволюции жёстко предопределены. Социальный организм претерпевает те же изменения, что и индивидуальный организм. Развитие общества подвержено влиянию природных условий. Критерии общественного прогресса: рост свободы и индивидуализма. Эволюционный процесс естественен и объективен и не зависит от желаний и интересов людей. Факторы эволюции:

  1. первичные (внутренние – физические и психические свойства человека на ранних этапах его развития; внешние – климатические и географические);
  2. вторичные (внутренние – изменившаяся сущность человека, появление соц институтов; внешние).

Учение о социальных институтах. Социальный институт – способ и формы самоорганизации совместной жизни людей, сопряжённой с соц организацией. Совокупность социальных институтов составляет структуру общества. Функции соц институтов: нормальное функционирование всего соц организма; превращение человека в соц существо. Соц институт создаёт условия для социализации личности. В рамках соц институтов действуют 3 системы органов: производительная, распределительная, регулятивная. Разновидности соц институтов: домашние; обрядовые; политические; церковные; профессиональные; промышленные. Ценность учения о соц институтах: строгая классификация; проанализированы с позиции эволюционной теории; рассмотрены на основе богатого историко-этнографического материала.

Отношение Спенсера к социализму. Выступает против: централизации и монополизации власти, что может привести к принуждению. Рассматривает социализм как своеобразную форму рабства. Социализм в конечном виде не осуществим. Социализм вмешивается в жизнь людей и государства в результате планирования и в деятельности. Образуется невозможность индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Сравнивает социализм с военным обществом: властное принуждение, принудительная кооперация, жесткая регуляция деятельности, существование индивида для государства, фиксация статусов.

Значение: показ неизбежности социальной революции. Социология получила от Спенсера набор хорошо разработанных понятий, социальный организм, систему, структуру: широкие возможности применения сравнительно-исторического метода и разработка типологии общества.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: