Марксизму может быть присуще социологическое видение исследовательских проблем. Идеи, понятия, проблемы (философские, исторические, экономические, публицистические) его трудов являются социологическими по своей сути.
Маркса понимали как социолога, связанного с некоторыми трудностями, вытекающими из особенностей его творчества. Неразрывная связь научного поиска и практических устремлений вызывает необходимость выделения собственно научного содержания его теорий. Его работы носят междисциплинарный характер. Как следствие – сложность выявления собственно социологических аспектов его исследований. Творчество Маркса имеет незавершенный многозначный характер. Он не создал произведения, в котором в развернутом виде представил свою систему взглядов не общество. Его социологические идеи рассеяны в разных произведениях.
Существует огромное множество разных противоречивых интерпретаций наследий Маркса. Это многообразие зависит от того, какое истолкование получал марксизм в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы, в зависимости от того, на какую социальную, национальную и культурную почву он попадал.
В результате марксизм отделился от Маркса и стал жить собственной жизнью. Для реконструирования его учения необходимо различать:
1.доктрину Маркса (марксизм Маркса) и марксизм, возникший после него (марксизмы);
2.научные и вненаучные составляющие его творчества;
3.внутринаучные компоненты: социологические и внесоциологические;
4.социология Маркса и марксистскую социологию (теории, представляющие собой развитие, истолкование, применение идей Маркса).
Наиболее известные работы Маркса: «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848гг.), «Немецкая идеология», «Нищета философии», «К критике политической экономии», «Классическая борьба во Франции 1848-1850ые гг.», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Капитал».
|
Идейно-теоретические истоки учения.
Источники учения Маркса в целом – это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Кроме того, Маркс признавал своими предшественниками английских и французских материалистов 17-18вв. Когда речь идет о немецкой классической философии, следует подчеркнуть влияние двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель оказал влияние на стиль и метод научного мышления Маркса, на его представление об объективных социальных законах, идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, теорию отчуждения. У Фейербаха Маркс воспринял его материализм и антирелигиозность. Из социалистов следует отметить Сен-Симона, который оказал воздействие на оценку Марксом роли «индустрии», значения форм собственности и классов, важности революционных сдвигов. Велико было влияние Сен-Симона на формирование социалистическо-коммунистического идеала немецкого мыслителя. Влияние Мозеса Гесса на Маркса было также достаточно велико и носило многосторонний характер. Он первым соединил социализм с гегелевской философией. Теорию отчуждения человеком собственной сущности в религии, разработанную Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных явлений (в экономической, политической, социальной сферах). Учитывая полемический метод работы Маркса, наряду с «позитивными» он испытал и ряд «негативных» влияний. Даже с наиболее признанными им авторитетами (Гегелем, Фейербахом, Рикардо) он вел энергичную полемику. Маркс был знаком с идеями Конта и в целом относился к ним отрицательно. В последние годы жизни Маркс обратился к изучению этнографических исследований первобытных культур, в частности, работ Льюиса Моргана. Необходимо отметить и влияние естественных наук (биологии и геологии) на формирование социологии Маркса. Геология служила одним из источников представлений Маркса о социальной системе и ее строении (идея формации). Из биологических идей следует подчеркнуть значение понятия биологического организма, морфологических представлений в биологии, открытия клетки и создания клеточной теории строения организма. Особенно важным для Маркса было эволюционное учение Дарвина «Происхождение видов». Маркс увидел в нем некий биологический аналог и подтверждение своих социальных теорий, а также стимул для их дальнейшего развития.
|
Человек и общество.
Человек – прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд – вот что отличает человека от животного, человек не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько приспосабливает его к себе. Труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные людьми производительные силы и общественные отношения все больше противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека о созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). Отчуждение будет преодолено только в будущем коммунистическом обществе (безграничный рост производительных сил, всемогущество человека, невиданное изобилие). Социальная сущность человека – совокупность всех общественных отношений. Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой. Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Общество – продукт взаимодействия людей. Личность – не исходный пункт социально-исторического развития, в его результат. Личность – высшая цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.
|
Материалистическое понимание истории.
В общественном производстве своей жизни люди вступают в производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Общественное бытие людей определяет их сознание. Принцип редукции- сведение духовного к материальному. Трактовка термина «материальное»: как экономическое, как природное, как реальное. Материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, за идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Экономика и политика – более реальные (материальные) сущности, чем мораль, право, религия.
Теория социальных систем.
Представление об обществе как системе. Понятие «формация» (из геологии: формация – комплекс геологических пород, тесно связанных между собой в вертикальном и горизонтальном отношениях). Этот термин использовали Гегель и Фейербах. Согласно эволюционной точке зрения Маркса, формация – это ступени развития общества. Определить к какой формации относится общество равносильно тому, чтобы определить его возраст. Общественная формация – социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура системы: основание – способ производства материальных благ (экономическая подсистема), имеющий 2 стороны:
1.производительные силы (все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства),
2.производственные отношения (различные формы собственности на средства производства).
Производство – общий цикл движения производительных благ (собственно производство, распределение, обмен, потребление). Только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Обе стороны производства находятся постоянно во взаимодействии и ведущую роль играют производительные силы. Способ производства – системообразующий компонент любой социальной системы и определяет другие ее компоненты. Именно производительные силы отличают одну формацию от другой. Любая формация имеет базис, состоящий из производительных сил и производственных отношений, и надстройку (юридические и политические отношения) и выше остальные сферы: мораль, наука, искусство, религия. Помимо базиса и надстройки формация включает структуру социальных классов, групп, слоев, которые выражают способ производства. В основе классификации формаций – различие в способе производства: первобытная (коллективная общинная собственность и кровно-родственные отношения), рабовладельческая, феодальная, буржуазная (частная собственность на средства производства и антагонистический характер отношений), капиталистическая (возрождение в новой форме первобытного коммунизма: небывалый рост производительных сил и общественного богатства, всесторонне развитие индивидов, реализация принципа «каждый по способностям, каждому по потребностям», превращение труда из средства в первичную потребность жизни, исчезновение подчинения человека разделению труда и т.д.).
Теория социального развития.
Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой (производительные силы не могут не развиваться). Когда производственные отношения являются тормозом в развитии производительных сил, это приводит к революционным преобразованиям и смене производственных отношений. Этот процесс выражается в различного рода коллизиях других компонентов социальной системы: обострение классовой, политической и идеологической борьбы. Происходит смена общественных формаций, т.е. социальная революция. После социальной революции элементы прежней формации частично сохраняются в качестве отмирающих пережитков. Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революцию. Политическая – завоевание государственной власти прогрессивным классом и установление его диктатуры для подавления других реакционных классов. Реформы – искусственный тормоз, результат вынужденных уступок и обмана со стороны господствующего класса или же слабости и нерешительности угнетенного класса. В коммунизме революций не будет, т.к. не будет классов, классового антагонизма.
Сходства в теориях Маркса и Конта.
1.Признавали универсальность эволюции человеческого рода, оба являются эволюционистами.
2.Верили в прогресс, т.е. считали, что социальная эволюция – развитие от низшего к высшему. У Конта в основе прогресса – интеллектуальное и моральное совершенствование, у Маркса – развитие производительных сил.
3.Верили в конечное совершенное состояние: Конт – в позитивное состояние, Маркс – в коммунизм.
4.Предсказывали относительно грядущее.
5.Считали, что необходимо не просто ожидать наступления нового века, а способствовать его наступлению. У Конта – проповедь религии человечества, у Маркса – революционная деятельность.
Различия в теориях Маркса и Конта.
1.Нормальное социальное развитие у Конта – преемственность, опора на традиции, отсутствие резких скачков, у Маркса – постоянный разрыв с прошлым.
2.Структура общества по Конту неизменна, меняется лишь ее социальная оболочка, по Марксу общество непрерывно меняется в своей основе.
3.Конт рассматривал традиции как благотворительную силу, формирующую общество, Маркс – как аномалию.
4.Маркс, хоть и не выделял социальную динамику как отдельную отрасль науки, он явился ее создателем. Это исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований.
5.Социальный прогресс у Конта носит мирный характер, для Маркса это социальные противоречия, конфликты, противоборства; он носит постоянный характер, охватывает всю социальную систему и ее элементы.
6. Понимание характера и путей социальной эволюции у Маркса более тонкое, т.к. он очень часто обращался к фактам социально-исторической действительности. Маркс понимал социальное развитие как многолинейный процесс. Он говорит о специфике различных обществ и культурно-исторической обстановки, а также о разной скорости социальной эволюции.
7.Ускорению общественного прогресса у Маркса может способствовать тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ – исторически неизбежный.
Теория классов и классовой борьбы.
Является центральной темой у Маркса. До Маркса рассматривали социальное развитие с точки зрения деления общества на классы (Тюрго, Смит, Рикардо). Маркс отмечал, что не он открыл существование классов и классовой борьбы. Он доказывал, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства; классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата; эта диктатура является лишь переходом к уничтожению всяких классов и бесклассовому обществу. Классовое деление отсутствует в первобытном обществе (нет частной собственности на средства производства). Классы возникают в антагонистическом обществе из-за разделения труда. Классы – любые социальные группы, находящиеся друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. Классы – социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства. Основа классового деления лежит в производственных отношениях. Классы могут включать различные сословия и различные социальные категории. Класс – социальная группа, которая себя осознает, имеет свои интересы и противостоит другим группам (классовое самосознание). Концепция классов неотделима от концепции классовой борьбы. Борьба между классами – выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Один класс на разных фазах может быть и прогрессивными, и реакционными. Пролетариат и буржуазия являются последним классами – антагонистами. Такое деление дополняется пониманием существования других классов, слоев, групп помимо 2х основных. Для них используются понятия «слой», «промежуточный слой», «промежуточный класс», «средний класс» и т.д.
Значение социологии Маркса.
Творчество Маркса носило противоречивый характер, но оказало стимулирующее влияние на самые разные стороны социального знания. Он разработал синтетическую науку об обществе. Внес важный вклад в развитие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений, как фактор и результат трудовой деятельности. Очень важна для социологии его установка на изучение глубинной социальной структуры. Как Конт Маркс не проводил четкого различия между обществом и человечеством, все общества развиваются по одним законам, верил в социальный прогресс. Вклад в исследование изменений. Недооценивал позитивного значения преемственности, смешивал социальную и политическую революции. Парадигмальной стала трактовка социальных классов и социальных конфликтов. С него началась традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии. На понимание социальной реальности сильное влияние оказал радикализм, социально-политическая утопия, вера в торжество коммунизма и освободительную роль пролетариата. В познавательном аспекте важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на эмпирический материал. Важным является представление о существовании законов исторического развития. Ряд отраслей социального знания базируется на его теории: экономическая социология, социология политики, социология познания. Важным является применение различных методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального. Однако его радикализм, постоянная критика, стремление все рационализировать привели к тому, что из социолога, изучающего общество, он превратился в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука – средство изменить мир, а не его понять. Он был нетерпим к свои научным оппонентам и его этика революционера часто одерживала верх над этикой ученого.