Немецкая классическая социология (Теннис и Зиммель, Вебер)




В нем социологии выделяются 2 основных направления:

1. формальная социология - Теннис и Зиммель;

2. социология Вебера.

Сторонники (1) предавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Соц процессы и отношения рассматриваются в рамках множественных классификаций социальных форм, в них укладываются различные общественные структуры, действия и тенденции. Отличительные черты немецкой классической социологии:

1. нацеленность на постановку и измерение широких социальных проблем,

2.формальный характер;

3.антипозитивистская направленность и содержание.

В позитивистской социологии игнорировались особенности социальных явлений и процессов. В концепциях немецких социологов общество и человек как объект исследований четко противопоставлялись природе. Ни человек, ни общество не могут быть осмыслены и поняты через их включение в природный мир. Немецкая классическая социология оказалась основой для развития эмпирической социологии в начале 20 в.

Г. Зиммель. Основные работы: «О социальной дифференциации» (1890), «Проблемы социологии» (1894), «Введение в науку о морали» (1904), «Социология» (1908), «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917). Исходную методологическую позицию Зиммеля м определить как релятивизм (склонность к тому, чтобы разлагать единичное и субстанциональное на взаимодействия; индивид – место, где соединяются соц нити; личность – способ, каким это соединение происходит), а последовательное развитие его взглядов – как попытки преодоления релятивизма. Взаимодействие – регулятивный мировой принцип, оно составляет человеческую жизнь. Общество существует там, где во взаимодействие вступает множество индивидов. 2 значения общества:

1.общество – комплекс обобществлённых индивидов (обобществление – форма, в какой индивиды на основании различных интересов срастаются в единство), общество оформленный человеческий материал, составляющий всю историческую действительность;

2.общество – сумма тех форм связи, благодаря которым из индивидов получается общество.

Социология – комплекс наук о духе; должна изучать формы обобществления как таковые. Социология исходит из того, что одна и та же форма может быть наполнена разным содержанием, а одно и то же содержание выступать в разных формах. Социология занимается непосредственным психологическим истолкованием подлежащих исследованию явлений. Социология – новый метод, вспомогательное средство исследования взаимодействия. Но социология должна иначе рассматривать известные факты. Точка зрения для такого обращения с фактами и дает ей различение формы и содержания общества. Через взаимодействия людей возникает общество. Социология призвана рассматривать формы взаимодействия, которые вызывают обобществления. Обобществление возможно, если во взаимодействие вступают 2 или более индивидов. Количество участников – первый формальный признак обобществления. Важный аспект – отношение людей друг к другу. Наивысшая степень сплоченности – интимность двух любящих; третий по определению исключен. Феномен господства и подчинения: господство – не столько воздействие, сколько взаимодействие. Взаимодействие предполагает знание сторон друг о друге.

Ф.Теннис (1855-1936) содействовал оформлению социологии как научные дисциплины; проводил обширные эмпирические исследования, занимался историей философии и социальные мысли. Вклад в мировую социологию – разработка системы теоретических понятий. Основные работы: «Общность и общество» (1887), «Введение в социологию» (1931). Социология может быть общей, исследующей все виды социальности, и специальной, исследующей лишь социальность людей. Специальная социология: чистая, прикладная и эмпирическая. Любые социальные образования создаются взаимодействием людей. Во взаимодействии люди движимы волей. Предмет чистой социологии – то, что образуется за счет самоутверждения. Конфликт - предмет уже общей социологии. Социология изучает значимые вещи, моральные факты. В обществе каждый сам по себе, в негативном отношении к другому. В сообществе сохраняется единство, несмотря на все разделение. Человек делает что-то для другого только в расчете на выгоду. Общих для всех благ нет, есть только фиктивное единство. Обмен – единственное, единое и объединяющее содержание фиктивной социальной воли.

М. Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Правовед по образованию, научную деятельность начал с исследований в области экономической истории, его диссертация, посвященная средневековым торговым компаниям была опубликована в 1889г., в 1891г. вышла книга о римской аграрной истории. Среди наиболее известных работ: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Собрание сочинений по социологии религии» (1921), «Хозяйство и общество» (1921).

Своими философскими учителями Вебер признавал Виндельбанда и Риккерта, которые являлись представителями давнего диалога (спора) между исторической и теоретической политэкономией. Вебер разрешил этот спор, выработав понятие идеального типа. В работах, посвященных полемике с представителями исторической школы в политэкономии (Рошер, Книс), историком Эд.Майером, правоведом и социальным философом Р.Штамплером Вебер подвергал это понятие все более глубокой общеметодологической обработке, предлагая его в конце концов в качестве важнейшего понятия своей социологии. Немецкая историческая политэкономия превращалась у Вебера в историческую социологию с преимущественным интересом к историко-социологическому исследованию хозяйства.

Главный инструмент познания - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким образом служат инструментом исследования. Понимающая социология ориентирована на рациональное постижение осознанного человеческого действия.

Социальное действие – простейшая единица социального поведения. Это действие индивида, сознательно ориентированное на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей. Условия: 1.рациональная осмысленность, 2.ориентация на других людей. Типы: 1.целерациональное (осознание и рациональность цели, соотнесение ее со средствами), ценностно-рациональное (осознанность направленности действия на определенные ценности), аффективное (совершаемое под определенным эмоциональным состоянием действующего субъекта), традиционное (основано на привычке к определенным действиям, «автоматическая реакция» на привычное раздражение).

Легитимность – вера в значимость. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, опирающегося на обычаи или сочетание интересов. Порядок, представляющийся индивиду легитимным, не нуждается во внешнем обосновании. Легитимность социального порядка выражается в значимости его норм, требований и образцов поведения. Она может быть гарантирована как внешне, так и внутренне. Легальность – одна из форм узаконения, легитимации социального порядка. Легальность – характеристика одного из 3 типов господства (рациональное, традиционное, харизматическое) - рационального. Легальность – такой способ узаконения социального порядка и господства, который покоится на вере в юридически констатируемую правильность его основоположений. Основной инструмент осуществления легального господства – рациональная бюрократия, противоположная бюрократии традиционного и харизматического типа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: