Сегодня на российском рынке широко представлены лакокрасочные материалы как отечественного, так и зарубежного производства.
Из отечественных покровных ремонтных материалов по-прежнему имеется большой выбор нитроцеллюлозных эмалей НЦ-11 и НЦ-132, пентафталевых типа ПФ-115 и ПФ-1217, уже привычной нам «синтетики» МЛ-197 и МЛ-1226 (эмалей на меламиноалкидной основе). Есть и новые, менее известные алкидные системы - например, «Одихел» или «Гепард». Однако выбор цветовых оттенков, прямо скажем, скудноват.
Обширна ниша рынка, занятая импортными красочными материалами. По-прежнему везут к нам свою продукцию производители из стран бывшего соцлагеря. В основном это материалы из Словении - «Хелиос» (Helios) и «Мобихел» (Mobihel). Правда, не они сейчас главные на рынке: основная доля импорта поступает из таких стран, как Германия, США, Голландия и Финляндия. В основном это продукция фирм, мало нуждающихся в представлении. По объемам поставок ведущие места среди них занимают «Шпис Хеккер» (Spies Hecker), БАСФ (BASF), «Дюпон» (Du Pont), «Штандокс» (Standox), «Сиккенс» (Sikkens), а также наши старые знакомые «Садолин» (Sadolin) и «Тиккурила» (Tikkurila).
Отечественная промышленность наконец-таки порадовала автомобилистов новинками - в продаже появились так называемые грунтовки-модификаторы (преобразователи ржавчины) ЭП-0199, ЭП-0259, «Унигрэм», «Гремируст», а также универсальные грунтовки ГФ-021 (серая), ГФ-0119, ГФ-0163. Последняя, как полагают специалисты, по свойствам практически не уступает лучшим зарубежным аналогам.
Что касается шпатлевок - здесь все без перемен. По-прежнему в ходу отечественная нитрошпатлевка НЦ-008, но предпочтение отдается полиэфирным двухкомпонентным шпатлевкам из Словении и Финляндии: покупателей главным образом устраивает их цена. Меньшим спросом пользуется более дорогая продукция известных западных фирм. А вот отечественная полиэфирная шпатлевка находит своего покупателя только в небольших городах России.
|
Чтобы подобрать необходимые лакокрасочные материалы для ремонта автомобиля, прежде всего следует определиться в главном: какой вы хотите видеть свою машину и с какой целью затеваете ремонтную окраску? Только после этого, оценив свои финансовые возможности, можно приступать непосредственно к выбору материалов. И в первую очередь - красочного покрытия. При этом нужно учесть следующие моменты.
Лучшими декоративными свойствами (блеск, розлив) обладают импортные двухкомпонентные красочные материалы на акриловой и полиуретановой основе. Эти же эмали самые коррозионостойкие и прочные, в то же время они и самые дорогие.
Время сушки акриловых и полиуретановых эмалей при температуре 50-60°С от 30 до 40 минут. Допускают они и «воздушную» сушку (при 20°С). В этом случае монтажная твердость достигается через 5-6 часов. Окончательно же эмаль затвердевает через двое суток.
Хорошими декоративными свойствами (высокий глянец, однако с чуть худшим, чем у акриловых материалов, розливом и даже с допустимой «шагренью») обладают эмали на меламиноалкидной основе. Причем в равной степени как отечественные, так и импортные. Вообще говоря, все меламиноалкидные эмали имеют один, но существенный недостаток: наилучший результат достигается только при горячей сушке.
Стоит отметить, что обе эти группы окрасочных покрытий обладают хорошими или отличными антикоррозионными свойствами. К недостаткам же можно отнести высокие требования, предъявляемые к оборудованию мастерской (необходима окрасочная камера, потолочные фильтры, обязательна хорошая подготовка воздуха, подаваемого в краскораспылитель и т.д.).
|
Алкидные эмали обладают хорошими декоративными свойствами (на уровне меламиноалкидных). Они недороги, быстро сохнут «на отлип» при комнатной температуре. Основной недостаток алкидных покрытий с точки зрения ремонтника - трудность исправления дефектов окраски до полного отвердения пленки. Для эмалей, высыхающих за счет окисления, этот период колеблется от нескольких суток до двух недель. Немного меньший срок требуется для полной просушки алкидных красок, модифицированных меламиноформальдегидной смолой.
Однако для автовладельца гораздо важнее, что алкидные эмали не обладают достаточной коррозионной стойкостью и твердостью. Что, в конечном счете, сказывается на сроке их службы.
Среди ремонтных эмалей худшими показателями по декоративным свойствам, прочности и коррозионной стойкости имеют нитроцеллюлозные. Всерьез они могут рассматриваться только как вариант временного прикрытия царапин или сколов. Но не более того.
Все вспомогательные лакокрасочные материалы (грунты, шпатлевки) подбираются непосредственно под свойства покровной эмали. Например, для отечественных меламиноалкидных эмалей типа МЛ-12, МЛ-197 хорошо подходят грунтовка ГФ-0163 и шпатлевка ПЭ-0089 (или тонкая шпатлевка ПЭ-0010).
Что касается импортных эмалей и лаков на акрилоуретановой основе, то к ним подбирают весь комплекс лакокрасочных материалов, строго следуя рекомендациям фирмы-изготовителя. Ведь современная высококачественная окраска автомобилей - это технологический комплекс, где все элементы должны быть взаимоувязаны. Именно поэтому ведущие зарубежные производители предлагают полный набор сочетаемых по своим характеристикам ремонтных материалов.
|
Такой подход к проблеме можно оценить по достоинству только столкнувшись с системами, предлагаемыми какой-нибудь именитой фирмой. Скажем, немецкая компания «Шпис Хеккер» поставляет на российский рынок весь комплекс ремонтных материалов - начиная от специальных жидкостей для обезжиривания поверхности и кончая покровными материалами.
Выбор широк - один только набор шпатлевок «Шпис Хеккер» включает восемь наименований. Есть среди них армированные стекловолокном и универсальные, есть тонкие и жидкие, а также специальные для пластмассовых изделий. В основном, это продукты двухкомпонентные, относящиеся к полиэфирной системе. Но есть и однокомпонентные, изготовленные на основе специальной комбинации акриловых смол.
Особый раздел продуктов компании - это грунты и грунты-наполнители. Среди них грунтовая реактивная краска (аналог наших грунтов-модификаторов) и противокоррозионный грунт, относящиеся к поливинилбутиленовой системе. Имеется в программе и универсальный однокомпонентный грунт для деталей из искусственных материалов (в частности, для пластмассовых навесных деталей кузова автомобиля). Высших оценок заслуживают наполнители (силеры): одно- и двухкомпонентные, предназначенные для работы «мокрый по мокрому», специально для пластмассовых изделий, алюминия, цветонаполненные - всего и не перечислишь.
Для крупных автосервисов компания «Шпис Хеккер» предлагает также свою технологию приготовления окрасочных материалов (на акриловой основе) с подгонкой цвета по образцам. Базовый комплект включает более ста компонентов и позволяет приготовить красочные материалы почти 45 тысяч цветовых оттенков, включая и модные двухслойные системы типа «металлик» и «перламутр».
Было бы странно, если бы вся эта гамма лакокрасочных продуктов фирмы не подкреплялась необходимым набором компонентов и расходных материалов. И такие «специи» в программе «Шпис Хеккер» есть. Прежде всего, это отвердители (меняющие скорость сушки от нормальной до сверхбыстрой) для двухкомпонентных материалов акриловой и полиэфирной систем, специальные структурные добавки, влияющие на блеск и фактуру двухкомпонентных покровных акриловых лаков, растворители и разбавители, а также средства для обезжиривания ремонтных поверхностей. И это далеко не полный перечень продукции компании.