В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Виды социальной стратификации | ||||
политическая | профессиональная | … |
Ответ: экономическая стратификация
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Виды этносов | ||||||
род | племя | нация | … | |||
Ответ: народность
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.
Социальная норма, право, добро и зло, нравственность, санкции.
Ответ: право
В3. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
Ответ: консерваторы
В4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.
Ответ: католики
В5. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ | ||
а) | поведение человека, соответствующее его социальному положению | 1) | социальная мобильность |
б) | предписание, определяющее рамки поведения | 2) | социальная стратификация |
в) | перемещение из одной социальной группы в другую | 3) | социальная роль |
г) | разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение | 4) | социальная норма |
|
а | б | в | г |
Ответ: 3412
В6. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИП СТРАТИФИКАЦИИ | ||
а) | юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными нормами | 1) | кастовая |
б) | преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества | 2) | сословная |
в) | запрещение перемещения из одной социальной группы в другую | 3) | классовая |
г) | в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты | ||
д) | запрет на браки с представителями других групп |
а | б | в | г | д |
Ответ: 22131
В7. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) С. присвоили звание Заслуженный учитель РФ,
2) друзья похвалили С. за подготовленный праздник,
3) С. получил на заводе премию за свое изобретение,
4) С. получил степень доктора физико-математических наук,
5) выступление учеников 11 класса на школьном мероприятии вызвало аплодисменты,
6) заметка в газете получила одобрение коллег.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 134
В2. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.
|
1) обучение детей трудовым навыкам,
2) материальная поддержка близких,
3) распределение домашнего труда,
4) наделение наследственным статусом,
5) организация досуга,
6) семейное предпринимательство.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 236
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Семья – это основанная на ____ (1) и/или кровном родстве малая ____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____ (4), то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, то есть сексуальные отношения, деторождение и первичная ____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ____ (6) и лицам пожилого возраста.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
а) дети, б) брак, в) социализация,
г) коллектив, д) обязанности, е) группа,
ж) отношения, з) институт, и) любовь,
к) уважение.
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.
|
б | е | д | з | в | а |
Ответ: БЕДЗВА
В8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____ (1). Это явление получило название социальной _____ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, то есть _____ (4). _____ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и так далее. Каналами мобильности выступают социальные ____ (6): семья, школа, церковь, армия и другие.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
а) миграция, б) мобильность, в) горизонтальность,
г) институт, д) статус, е) вертикальная,
ж) группа, з) стратификация, и) маргинализация
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.
д | б | в | а | е | г |
Ответ: ДБВАЕГ
В9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
В социальной психологии под ____ (1) понимается двое или более _____ (2), имеющих общие черты и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этого объединения.
Люди объединяются в социальные группы по разным ____ (3). Прежде всего группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, _____ (4) во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной _____ (5)!
Группы помогают в достижении ____ (6), которыми мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас ____ (7), которая в противном случае была бы для нас недоступна.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
а) образование, б) потребность, в) группа,
г) социум, д) причина, е) социализация,
ж) цель, з) информация, и) изоляция,
к) индивид
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.
в | к | д | б | и | ж | з |
Ответ: ВКДБИЖЗ