С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,
Информация о социальных группах в обществе:
- социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),
- по числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,
- в группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.
Максимальный балл – 2.
С5. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.
- группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,
- в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,
- в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,
Максимальный балл – 2.
С5. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.
Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- наличие ролевой системы (ученик, учитель),
- наличие совокупности учреждений (институт, школа),
- наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),
- наличие важных общественных функций (социализация молодежи).
|
Максимальный балл – 2.
С5. Назовите любые три фактора социализации личности.
- семейные воспитательные традиции,
- социальное окружение,
- социальные нормы,
- коммуникативные способности.
Максимальный балл – 2.
С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.
Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:
- ограниченность потребностей и интересов,
- искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",
- отсутствие чувства социальной ответственности,
- привычка к некритической оценке собственного поведения,
- психические отклонения.
Максимальный балл – 2.
С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
- семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,
- школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,
- средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Максимальный балл – 3.
С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.
|
Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.
Максимальный балл – 3.
С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
- традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,
- обычай – празднование юбилея, празднование Нового года в ночь на 1 января,
- церемония – коронации, инаугурации.
Максимальный балл – 3.
С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Ответ
Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:
- интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),
- стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, корейское меньшинство в Японии),
- противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Максимальный балл – 3.
С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Ответ
Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:
- отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),
|
- активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),
- усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),
- проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).
Максимальный балл – 3.
С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
Ответ
Примеры функций:
- социализация детей,
- хозяйственно-экономическая,
- социально-статусная.
Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.
Максимальный балл – 3.