Эссе
Эссе -это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.
Для того, чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.
Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
|
Выделим наиболее характерные особенности эссе
1. Ярко выраженная субъективная окрашенность позиции автора на обсуждаемую проблему. Эта особенность позволяет не столь тщательно обосновывать важность обсуждаемой проблемы и научно прорабатывать аргументы; позволяет привлечь внимание общественности к проблеме, которая, допустим в данный момент, не актуальна; при обращении к научному сообществу эссе предоставляет возможность расширить круг специалистов, ученых.
2. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, а также свободным применением метафор, аналогий.
3. Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:
– проблематизации устоявшейся точки зрения;
– подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)
В этом смысле эссе является родственным таким формам выражения, как этюд, дневник, рассказ, очерк, бицзи, исповедь, речь, письмо, заметки, слово и др.
4. Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.
|
5. Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья, фрагментарный рассказ.
Таким образом, вышесказанное позволяет отметить следующие особенности жанра эссе:
· небольшой объем и конкретность темы;
· личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждения;
· самостоятельно проведенный анализ изучаемой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;
· свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;
· свободное использование языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики;
· атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.
В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению.
Структура эссе
Эссе, как и другие виды письменных работ, имеет свою структуру.
1. Титульный лист.
2. Актуальность, которая прописывается в первом абзаце текста.
Она должна отражать суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
|
3. Основная часть раскрывает теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также их обоснование. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина–следствие, общее–особенное, форма–содержание, часть–целое, постоянство–изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один абзац должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.
Хорошо проверенный способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании.
Подзаголовки, их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл, и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
Заключение может содержать такой очень важный элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Требования к оформлению эссе
Параметры страницы - поля (мм): левое-30, верхнее - 20, нижнее – 20, правое – 10.
Односторонняя печать текста на компьютере, междустрочный интервал – 1,5, шрифт Times New Roman (размер основного текста – 14 пт, размер шрифта сносок, таблиц, приложений – 12 пт).
Выравнивание текста – по ширине, без отступов.
Абзац – 1,25 см.
Автоматическая расстановка переносов.
Оформление сносок и ссылок оформляется в соответствии с - ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка»:
- -подстрочные - оформляются как примечание, вынесенное из текстовой части эссе вниз страницы (в сноску). Подстрочные сноски располагаются в конце каждой страницы с абзацного отступа и отделяются короткой горизонтальной линией слева. Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляется с помощью знака сноски1, который набирается на верхнюю линию шрифта. Допускается выполнение знака сноски в виде звездочки* (не более трех знаков). Для оформления подстрочных ссылок используется меню «Вставка, ссылка, сноска» текстового редактора Microsoft Word.
Например: _____________________________
1Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. - М.: 2012. с. 305.
· В подстрочных ссылках на электронные ресурсы указывается только его электронный адрес.
Например: _______________________________
1 URL: httt:// www.nlr.ru/iawcenter/izd/index.html
· При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяется сквозная нумерация по всей текстовой части эссе или в пределах каждой главы.
- затекстовые – выносятся за текстовую часть эссе (отсылку). Ссылки на использованный источник даются в квадратных скобках арабской цифрой, которая содержит указание на порядковый номер источника в перечне использованных источников и номер страницы, например: [23, с.50], [23, с.50-53].
Состав и оформление списка использованных источников осуществляется строго в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
К источникам относятся:
- нормативные правовые акты (Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, технические регламенты и стандарты, правила, инструкции и т.д.);
- литература, в т.ч. на иностранных языках (учебники, учебные пособия, монографии, сборники, многотомные издания, статьи из периодических изданий и сборников, рецензии, авторефераты диссертаций, в том числе на электронных носителях);
- ресурсы Интернет (сайты, порталы).
· В подразделе «Нормативные правовые акты» используемые источники располагаются по степени их значимости.
· В подразделе «Литература» используемые источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии первых авторов или заглавий изданий (если автор не указан). Допускается расположение источников по порядку их упоминания в тексте.
Литература на иностранных языках указывается в латинском алфавите и размещается после перечня литературы на русском языке.
Нумерация страниц с квозная, в нижней части листа, по центру арабскими цифрами.
Пример оформления списка использованной литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 (ред. от 10.12.2003) "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.06.2004)
Учебная литература
2.Буглай В. Б., Литвинцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/Под ред. Литвинцева Н.Н. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2013, 360 с.
3.Гальперин В.И., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 2012, 250 с.
4.Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2012, 400с.
5.Международные финансы: Учебное пособие/ РАН ИНИОН. - М., 2013, - C. 85.
Поляк Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2013, - С. 74.
6.Основы экономической теории. Учеб. пособие/ Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014, 305 с.
Монографическая литература
7.Технологические услуги в платежном балансе в долгосрочном периоде // Учет ЦБ Германии. - Франкфурт, 2014. - №5, - С. 125.
Периодические издания
8.Швандар К. В. Мировой кризис сквозь призму платежного баланса и конкурентоспособности // Банковское дело. - 2015. - №5, 60c.
9.Макроэкономический анализ внешних и внутренних показателей страны // Финансы. - 2015. - №6, - С. 56
10.Иванов Н. О новых рекомендациях МВФ по платежному балансу // Вопросы экономики. 2015. - №9, 50с.
11.Панфилов В.С. Необходимые меры по достижению макроэкономической стабильности // Биржевое обозрение. - 2013. - №10 - 11, 35 с.
Электронные ресурсы
12.www.gks.ru
13.www.imf.org/external/russian/
14.www.ftinform.com
15.www.tamognia.ru
Пример оформления сносок
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Натуралистический психологизм представлен трудами Дж. Дьюи, который рассматривал ценности как объективные факторы реальности, эмпирически наблюдаемые. Их источник он связывал с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-нибудь потребность людей, является ценностью.[1]
Аксиологический трансцендентализм представлен в работах В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Здесь ценность – не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как независимые от человеческих желаниий. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность – таким образом, - это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.[2]
Пример оформления ссылок на литературу
Интернет создает особую форму реализации ценности свободы. Пользователь обладает правом самостоятельного выбора информации из различных источников, время выхода, круга тех, с кем он намерен общаться. Существует свобода принятия или непринятия тех или иных правил, которые установлены разными группами пользователей [7, с. 29].
[1] Беремжис А.А. О конфликте различных систем ценностей // Философские науки № 3, 2007г., стр. 111
[2] Там же, стр. 118