Компания Microsoft Corporation




Microsoft Corporation одна из крупнейших транснациональных компаний по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники – персональных компьютеров, игровых приставок, КПК, мобильных телефонов и прочего, разработчик наиболее широко распространённой на данный момент в мире программной платформы – семейства операционных систем Windows.

Подразделения компании также производят семейство игровых консолей XBOX, портативные медиаплееры Zune, а также аксессуары для персональных компьютеров (клавиатуры, мыши и т.д.). Продукция Microsoft продается более чем в 80 странах мира, программы переведены более чем на 45 языков.

Корпорация Microsoft начиналась как частный бизнес трех молодых людей – Билла Гейтса, Пола Аллена и Стива Боллмера, к которым позже присоединился Чарльз Шимони, с 1975 года.

Друзья-студенты Гарварда Билл Гейтс и Пол Аллен, прочитав опубликованную 1 января 1975 года в журнале «Popular Electronics» статью о новом персональном компьютере Altair 8800, разработали для него интерпретатор языка Basic. Через месяц, 1 февраля, было подписано лицензионное соглашение с компанией Micro Instrumentation and Telemetry Systems (MITS), производителем этого ПК, об использовании Basic в составе ПО для Altair. В этом же году Билл Гейтс в письме к Аллену предложил название для их компании — англ. MICROcomputer SOFTware («программное обеспечение для микрокомпьютеров»), с написанием через дефис. История развития Microsoft затрагивается в фильме «Пираты Силиконовой долины».

Свою первую компанию, Билл Гейтс и Пол Гарднер Аллен, друзья с детства и помешанные на компьютерах, создали еще в Гарвардском университете (Билл Гейтс бросил университет на втором курсе). Она называлась Traf-o-Data и занималась разработкой программ для являвшегося тогда новинкой процессора Intel 8008. Первое предприятие окончилось неудачей: скромные возможности процессора позволяли осуществлять только математические вычисления, а потенциальные покупатели сторонились компании, состоявшей из двух амбициозных тинэйджеров. Спустя год Intel выпустил два более мощных процессора, ставших основой первого персонального компьютера.

В начале жизни Биллу Гейтсу повезло. Начиная с создания в 1980 году MS-DOS по заказу IBM, в руководстве которой тогда работала мать Билла Гейтса. Компания IBM поручила ему и его коллеге создать операционную систему для персональных компьютеров. Занимаясь совместно с IBM разработкой ОS/2 – новой операционной системы (ОС), Microsoft при этом готовила свою собственную – Windows′95. Пользуясь тем, что специалисты Microsoft были хорошо осведомлены о состоянии дел в IBM, Гейтс назначил презентацию Windows′95 раньше презентации совместного с IBM продукта. Причем рекламную кампанию провели настолько широко и агрессивно, что ОS/2 провалилась. Хотя по отзывам специалистов, это была более совершенная операционная система, чем Windows′95.

В начале своей биографии Microsoft была маленьким сателлитом великой IBM. В таком положении большинство фирм постарались бы прижаться к IBM потеснее, стать как можно более незаменимыми для гиганта. Билл Гейтс демонстративно дистанцировался от IBM и начал продавать свою операционную систему MS-DOS другим производителям ПК. Компания получает свою долю практически от всех продаваемых в цивилизованных странах компьютеров.

Штаб-квартира компании находится в Редмонде, штат Вашингтон, официально называется «кампус Microsoft» и напоминает американский университетский кампус – лужайки и невысокие здания красного кирпича. В кампусе имеется музей Microsoft, где представлены высказывания разных людей; вышедший на рынок в 1981 году совершенно приличного вида персональный компьютер IBM с разработанной Microsoft операционной системой MS-DOS 1.0; зеленая футболка Билла Гейтса с надписью «Я создал Microsoft и выжил». В кампусе имеется также кабинет наглядных пособий для потребителей, чтобы они поняли, что уже сейчас есть на рынке. Наконец, в кампусе представлен обычный офис – как он будет выглядеть в обозримом будущем.

Журнал Forbes в 2003 году назвал Microsoft в числе 25 самых быстрорастущих крупных компаний мира. В последние пять лет ее продажи росли в среднем на 18,7% в год[1].

Операционная система (ОС), как правило, приобретается вместе с компьютером, считается его неотъемлемой частью, и ее стоимость включается в его цену, поэтому за ОС нельзя запросить очень уж большие деньги. Гораздо большая норма прибыли достигается на прикладных программах (текстовых редакторах, электронных таблицах и т.п.). Компания Microsoft, естественно, занялась этим рынком. Вскоре фирмы-производители компьютеров стали предлагать клиентам прикладные программы от Microsoft, и эта компания превратилась в лидера рынка офисных программ. Секрет успеха был прост и заключался в том, что производители ПК, которые не хотели переключаться на офисные программы Microsoft, лишались скидок на операционную систему.

Билл Гейтс захватил стратегически важный рынок операционных систем и, используя этот плацдарм, начал покорять высокоприбыльные рынки прикладных программ. Этот фирменный прием он множество раз повторял в последующие годы. Например, в середине 80-х годов, осознав гигантские перспективы Интернета, Microsoft включила броузер в операционную систему Windows. После этого финансовое положение фирмы Netscape, продававшей такую же программу как отдельный продукт, значительно ухудшилось. Зачем докупать то, что и так уже установлено на компьютере?

Компания Microsoft владеет и другим фирменным приемом: компания использует свою накопленную за долгие годы финансовую мощь для достижения монопольного положения на рынке.

В свое время компания Microsoft была не единственным производителем операционных систем для ПК. К середине 90-х годов конкуренты стали все сильнее беспокоить Microsoft. И тогда Microsoft, вложив огромные средства, создала операционную систему нового поколения - Windows′95. Из всех производителей конкурирующих ОС подобный подвиг смогла совершить лишь великая IBM, которая к тому времени начала развивать собственную, независимо от империи Билла Гейтса систему OS/2. Однако пользователи вместо IBM с ее системой (получившей в среде русских программистов прозвище «полуось») предпочли Windows, для которой было создано множество популярных прикладных программ – таких, например, как Word и Excel от Microsoft.

История разбирательств антимонопольных органов США против компании Microsoft начинается с 1997 года.

В октябре 1997 года министерство юстиции США обвинило компанию Microsoft в том, что эта компания вынуждает производителей компьютеров устанавливать Internet Explorer на компьютеры с Windows′95. Министр юстиции Джанет Рино попросила суд приговорить компанию Microsoft к штрафу в 1 млн долл. за каждый день до устранения нарушений. В том же месяце компания Compaq Computer официально признала факты шантажа со стороны Microsoft.

В ноябре 1997 года министерство юстиции США обвинило компанию Microsoft в противоправном объединении броузера Internet Explorer и Windows′95 с целью вытеснения с рынка конкурента – Netscape Communications.

В декабре 1997 года судья Томас Пенфилд Джексон вынес предписание, обязывающее компанию Microsoft прекратить давление на производителей компьютеров.

В январе 1998 года Microsoft достигла соглашения с минюстом США, разрешив производителям ПК убирать Explorer из Windows′95. Компания Netscape вынуждена объявить свой броузер бесплатным.

В апреле 1998 года компания Microsoft объявила, что ее будущую операционную систему Windows′98 будет интегрирован Internet Explorer.

В мае 1998 года министерство юстиции США и 20 штатов начинают судебный процесс против компании Microsoft, которому суждено стать одним из крупнейших антимонопольных процессор ХХ века.

В октябре 1998 года начинается судебные слушания по делу US vs. Microsoft. В первые же дни процесса главу компании Билла Гейтса уличают во лжи.

В июне 1999 года топ-менеджеры компании IBM рассказывают суду о новых фактах шантажа со стороны Microsoft, которая угрожала лишить IBM лицензии на Windows, если та будет предусматривать на ПК программы конкурентов Microsoft.

В ноябре 1999 года судья Джексон выносит постановление, в котором Microsoft признается монополией, приносящей вред интересам клиентов.

В частности 19 штатов выдвинули:

· Microsoft пользуется монополией при продвижении на рынок настольных приложений MS Office;

· незаконно включила в состав Windows программу для работы с электронной почтой Outlook Express;

· нарушение свободной конкуренции в секторе ПО, она мешает развитию других операторов рынка.

В начале июня 2000 года судья Джексон выносит решение о разделе Microsoft на две отдельные компании. Этот раздел станет самым впечатляющим после раздела AT&T в 1984 году. Расчленение компании на 2-е независимые компании – одна из которых будет заниматься операционной системой Windows, а другая – приложениями для нее. В течение 10 лет им будет запрещено слияние.

Осенью 2005 г. Европейский суд рассмотрел апелляцию компании, признанную монополистом. Билл Гейтс считает, что конкуренция есть, просто никто не в состоянии конкурировать. Ее заставили раскрыть некоторые программные коды для конкурентов (чтобы их продукция стала совместимой с программами Microsoft), выпустить версию Windows ХР без проигрывателя Windows Media Player и оштрафовать почти на полмиллиона долларов.

Компания согласилась пересмотреть свою рыночную стратегию:

· не заключать эксклюзивные договоры с компанией, производящей персональные компьютеры;

· открыть исходные коды своей операционной системы, чтобы другие производители ПО могли выпускать совместные программы;

· отделить программу-браузер Explorer от операционной системы Windows (практика продажи Explorer в связке с Windows и стала поводом для судебных разбирательств).

Крупнейшие ИT-компании (Nokia, IBM, Oracle, Red Hat и RealNetworks) для выполнения своей антимонопольной миссии образовали Европейский комитет взаимодействующих систем (ECIS).

На кризис информационных технологий Microsoft отвечает наращиванием инвестиций в разработку новых продуктов и экспансией в новые сферы деятельности.

В 2002 г. компания решила заняться шоу-бизнесом. Новая версия программы Windows Media Player под названием Corona вышла в свет во второй половине 2002 г. Выпуская новый продукт, Microsoft стремиться заложить собственные стандарты в будущую систему дистрибуции кино и видеофильмов через Интернет.

В 2002 г. компания объявила о своем намерении направить 1 млрд долл на то, чтобы приспособить свою игровую консоль Xbox к Интернету. Microsoft проигрывает своим главным конкурентам - Sony и Nintendo, но развитие подразделения игровых приставок остается для компании одним из главных приоритетов. Новая услуга Microsoft Xbox Live позволяет обладателям консолей Xbox играть друг с другом через сеть Интернет. Microsoft стремиться выбиться в лидеры на самом быстрорастущем сегменте рынка – рынок онлайновых компьютерных игр в денежном исчислении увеличивается на 50% ежегодно, а в 2006 году составил 2,5 млрд долл.

В 2003 году глава корпорации Microsoft Стив Балмер представил мировой общественности Microsoft Windows Server 2003, новый флагманский продукт в серверной линейке своей компании. В период кризиса и в ИТ-секторе, и в бизнесе есть люди, которые хотят идти вперед, даже в это жестокое время, даже находясь в стесненных обстоятельствах. Поэтому корпорация Microsoft должна предложить им новые решения, которые позволяли бы добиваться большего успеха меньшими средствами.

Компания Microsoft – единственная из софтверных гигантов – сумела в 2002 финансовом году нарастить объемы продаж. Так, дебют предназначенной для персональных компьютеров операционной системы для Windows ХР оказался самым успешным за всю историю существования Windows, в первые же девять месяцев было продано 46 млн лицензий, но затраты на маркетинг были беспрецедентно высоки.

В мае 2003 года начались продажи новых версий всей линейки корпоративного ПО - Windows Server 2003, Visual Studio.NET 2003 и Microsoft SQL Server 2000 Enterprise Edition.

В корпорации утверждают, что новый сервер по сравнению с наиболее распространенным Microsoft NT Server 4.0 обеспечивает клиентам двукратный рост производительности, 30-процентный рост эффективности использования инфраструктуры и снижение более чем на треть издержек при внедрении.

Платформа.NET дает специалистам большие возможности для творчества. В отличие от главного конкурента Linux это полноценная платформа, она позволяет разработчикам создавать приложения для самых разных систем. Именно решения на платформе.NET корпорация предполагает использовать для организации быстрого прорыва на новый для себя рынок бизнес предложений. По оценкам главы Microsoft Business Solutions Пребен Дамгаард, бизнес-решения могут сыграть для платформы.NET ту же роль, которую Microsoft Office в свое время сыграл в продвижении операционной системы Windows. С той лишь разницей, что доходами, получаемыми на новом рынке, корпорация готова делиться, создавая по всему миру около четырех с половиной тысяч партнерских каналов.

Развитие Интернета в нач. ХХI века, по словам Билла Гейтса, вступило в новую фазу, которая характеризуется тем, что Интернет будет замещать компьютеры и станет центром для аккумулирования персональной информации. Пользователи глобальной компьютерной системы отныне смогут получать доступ и связывать между собой персональные веб-сайты не только непосредственно с компьютеров, но и с таких устройств, как сотовые телефоны, телевизионные установки, электронные книги и карманные ПК. Компания Microsoft в последнее время вложила огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы в разработку так называемой Next Generation Windows Services (NGWS). Эта платформа предусматривает такую возможность, как запуск пользователем ПК, подключенным к глобальной Сети, различных приложений и прикладных программ прямо из Интернета. Например, владельцу компьютера не обязательно устанавливать программу Excel на нем, ему достаточно иметь выход в Сеть. Запустив соответствующее приложение, он сможет воспользоваться программой.

По оценкам Стива Балмера, следующее десятилетие будет еще более захватывающим, чем прошедшее. Для того чтобы обеспечить себе место в этом захватывающем будущем, компания Microsoft не скупиться на инвестиции в настоящем: только на собственные научные исследования и разработки в 2003 финансовом году компания израсходовала 5,2 млрд долл, на 900 млн больше, чем в 2002 году.

Microsoft одной из первых среди софтверных компаний создала самостоятельное научно-исследовательское подразделение Microsoft Research (MSR). Сейчас это одна из крупнейших, наиболее уважаемых и быстрорастущих компаний, занимающихся исследованиями в области информатики или, точнее, computer science, более чем с 700 служащих, лабораториями в Редмонде, Сан-Франциско, Силиконовой долине, Кембридже и Пекине и годовым бюджетом, превышающим четверть миллиарда долларов. MSR ведет исследования более чем по пятидесяти направлениям, многие из которых носят академический и очень долгосрочный характер и никак не привязаны к жизненным циклам продуктов, выпускаемых корпорацией Microsoft. В их числе, например, распознавание компьютерами естественного языка и письма, создание трехмерных пространств, передача видео, звука, мультипликации. По мнению Билла Гейтса, в будущем это позволит создавать технологии, с помощью которых компьютеры обучатся видеть, слышать, говорить, так что люди смогут взаимодействовать с ними так же легко, как они взаимодействуют с другими людьми.

С тех пор как компания приняла решение о том, что у нее будет работать много исследователей, они, как правило, сами выбирают направления своей работы – это еще и один из способов расширить круг исследуемых ей тем. Компания основала чисто исследовательское подразделение, которое состоит в основном из профессоров ведущих университетов. Они также могут выбирать направления своих исследований. Когда компания видит, что найдено что-то интересное, она начинает финансировать более масштабный проект в этой области. Наконец, интерес к какому-либо направлению, собственные идеи возникают у высшего руководства компании. Например, Билл Гейтс заставил компанию начать работать по Xbox и MSN; Стив Балмер – в области приложений для мелкого и среднего бизнеса.

Компания среди главных маркетинговых задач сегодня видит необходимость сломать представление об информационных технологиях как о бестолковой игрушке, вышедшей из моды. По мнению экспертов, последние десять лет были популярны инвестиции в технологии ради технологий, центральной фигурой процесса были профессионалы IT. Лейтмотивом следующих пяти-десяти лет станет фокусировка на запросах конечного пользователя. Люди больше не покупают технологии, они покупают решения реальных проблем. Компании должны предложить им такие решения и сделать это быстро, дешево и для самых разных групп потребителей.

Спектр интересов Microsoft, исходя из этой стратегии, очень широк – от игровых приставок для домашнего пользования до мобильных устройств и операционных систем, управляющих автомобильной электроникой, медицинской техникой, бытовыми приборами и так далее, вплоть до создания крупнейших онлайновых систем бронирования билетов и отелей. Приобретая американскую компанию Great Plains и датскую Navision, Microsoft всерьез вторглась еще на рынок систем для управления предприятиями, оборот Microsoft Business Solutions, в которую влились оба приобретения, в 2003 году составил на уровне 600 млн долл. Задача Microsoft в секторе управленческого ПО состоит в том, чтобы предложить небольшим компаниям недорогие решения, которые помогали бы им увеличивать производительность и одновременно сокращать свои расходы на ИТ.

По оценкам специалистов, вопреки распространенному мнению бизнес-процессы в малых и средних компаниях часто не менее сложны, чем в крупных. Но у больших компаний есть ресурсы для того, чтобы самостоятельно создавать и поддерживать инфраструктуру для оптимизации бизнес-процессов, а у малого бизнеса такой возможности нет. Компания Microsoft в свою очередь разрабатывает и предлагает им стандартизированные доступные программы.

Компания Microsoft представляет диверсифицированные бизнесы: бизнес по повышению производительности, бизнес операционных систем, игровой бизнес (игровые приставки Xbox), бюро путешествий Expedia, интерактивное телевидение Ultimate TV, служба аутентификации пользователей Passport, крупнейший в мире портал MSN. Компания предлагает сверхактивную стратегию диверсификации, заключающуюся в ориентации на производство качественного софта, который должен быть везде, где он нужен. Компания уверена, что ни один из ее продуктов не показывает отрицательной динамики и даже не приближается к концу своего жизненного цикла.

Компьютерные технологии становятся все более гибкими, системы – все более компактными и быстродействующими, в соответствии с законом Мура. Сейчас мощную вычислительную машину можно положить в карман рубашки или вставить в автомобиль, в телевизор, в стиральную машину, в холодильник, в часы и т.п. В любом из подобных устройств есть микропроцессоры, вычислительные системы. Работа на всех этих новых рынках укладывается в концепцию диверсификации корпорации Microsoft, которая гласит: обеспечивать вычисления всегда, везде, в любое время.

На нынешнем этапе компания решила сфокусировать все усилия на производстве программного обеспечения. Например, успех с игровой приставкой Xbox компания рассматривает как успех программного продукта с небольшим количеством аппаратных средств, которые компании приходится продавать в дополнение к программам. Успех или провал такого продукта определяется именно программами, которые в нем заложены. Поэтому стратегическое решение компании заниматься прежде всего программным обеспечением и в настоящее время остается актуальным.

В 2003 году компания Microsoft объявила об учреждении специального фонда для Европы, который позволит предоставлять государственным учреждениям операционную систему Windows и сопутствующие услуги с большими скидками или даже бесплатно. На реализацию программ скидок только в 2003 году было потрачено около 180 млн долл. Конкуренты в Европе обвинили компанию Microsoft в злоупотреблении лидирующим положением – по законам ЕС, фирма, доминирующая на рынке, не может делать скидки.

Политика компании Microsoft была связана с тем, что Европейская комиссия приняла программу «Электронная Европа», согласно которой к 2005 году правительства стран ЕС обязаны использовать Интернет для оказания коммунальных услуг. По оценкам экспертов из London Data Corp., уже в 2003 году в Западной Европе государственные расходы на закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения составили 33,5 млрд евро[2].

Европейский рынок имеет ключевое значение для Microsoft и его главного конкурента – продуктов Linux. На мировом рынке доля серверов под управлением Linux в 2002 году достигла 26%, тогда как доля серверного ПО Microsoft составила 44%. Однако в Европе позиции Linux значительно слабее – 15% рынка, а у Microsoft – 57%. Создание специального фонда для Европы – далеко не первая попытка остановить Linux.

GNU/Linux является общественным движением, исследовательским проектом и профессиональным клубом одновременно.

Работа над альтернативной операционной системой в рамках проекта GNU шла несколько лет. К началу 90-х годов были написаны практически все компоненты операционной системы, за исключением ядра. В это время финский студент Линус Торвальдс по собственной инициативе начал создавать подобное ядро, получившее впоследствии название Linux. Операционная система GNU и ядро, созданное Линусом Торвальдсом, идеально подошли друг другу. Этим и объясняется быстрый рост популярности Linux – программа органично вписалась в инфраструктуру уже раскрученного проекта. К ядру добавилось окружение, появились новые драйверы для устройств. В итоге получили ядро Linux с окружением GNU и графической подсистемой Xfree.

Компания Microsoft видит реальную угрозу своему благополучию в усилении позиций поставщиков ПО с открытым исходным кодом. Об этом говорится в обязательном ежегодном отчете корпорации, направленном в Комиссию по биржам и ценным бумагам США.

В начале 2003 года Microsoft было объявлено о начале новой программы, которая позволит правительственным организациям 60-ти стран получить доступ к исходному коду наиболее современных операционных систем Microsoft, включая Windows ХР и Windows Server 2003. Первой страной, начавшей сотрудничество с Microsoft по программе GSP, стала Россия, где соглашение было подписано с НТЦ «Атлас».

После открытия исходного кода ОС Windows СЕ, партнеры компании – участники этой программы могут модифицировать код Windows СЕ специально под разрабатываемые ими карманные, автомобильные компьютеры, мобильные телефоны, медицинские и бытовые приборы. Подобные устройства имеют встроенную ОС, настройки которой во многом и определяют их функциональные отличия от продукции конкурентов. Именно сюда стремительно продвигаются продукты Linux с открытым кодом, и Microsoft открыла код, опасаясь потерять эти очень перспективные рынки.

Линус Торвальдс является главным идеологом ПО с открытым исходным кодом. Сегодня Линус Торвальдс один из самых известных людей в мировом сообществе программистов. Некоторые эксперты считают Linux – «сексуальной революцией» в программировании.

В 2003 году, признавая отчасти свою вину за кризис, поразивший информационную отрасль, компания Microsoft объявила о своей новой стратегии «ответственного лидерства», включающей формирование видения для всей отрасли, открытость, наращивание инвестиций в разработки и создание новых возможностей для ИТ-компаний. Последний пункт предполагает более активное взаимодействие корпорации не только с партнерами, но даже с конкурентами. Глава компании Стив Балмер говорил: «Наш курс на участие в жизни отрасли означает, что мы создаем возможности для других. Это не значит, что мы не будем ни с кем конкурировать, конечно, мы будем, таковы правила игры. Но вокруг наших платформ мы создаем массу возможностей для производителей оборудования, независимых разработчиков программного обеспечения, разного масштаба системных интеграторов. Сотни миллионов долларов, которые мы в 2003 году инвестируем в развитие наших платформ, это инвестиции и в рост наших партнеров»[3].

Стратегия открытости призвана помочь всей отрасли преодолеть последствия информационного кризиса и Microsoft она очень нужна. С одной стороны для того чтобы избавляться от имиджа беспринципного монополиста, созданного стараниями независимых софтверных компаний и американских судебных властей. С другой стороны, к этому ее подталкивает все усиливающаяся конкуренция нового свойства, которой ей никогда ранее не приходилось противостоять. Это конкуренция со стороны Linux.

Главный источник опасности заключается в самой идеологии открытого программного обеспечения, благодаря которой профессионалы и конечные пользователи могут постоянно совершенствовать существующие продукты на базе Linux и создавать новые продукты, тоже доступные для дальнейшего развития.

Компания Microsoft одной из последних на рынке информационных технологий признала, что ей придется перестраиваться. По оценкам президента Microsoft EMEA Жан-Филиппа Куртуа, конкуренция заставляет компанию учиться и кое-какие вещи перенимать у Linux. Компания все чаще привлекает профессиональное сообщество к созданию своих продуктов на основе Windows, хотя не разрешает менять их и сохраняет за собой права собственности – это вопрос выживания для продавца и производителя.

Ричард Беллуццо, третье лицо в иерархии корпорации Microsoft, более двадцати лет проработавший в Hewlett-Packard, в 2002 году покинул компанию из-за провала интернет-стратегии Microsoft.

Пытаясь угнаться за только что образованной компанией AOL-Time Warner, MSN предоставила клиентам, имеющим новые компьютеры, колоссальные скидки, по числу пользователей MSN вскоре вышла на второе место после AOL, но понесла при этом большие финансовые потери.

Главной ошибкой Microsoft стал серьезный просчет в продвижении проекта HailStorm, на который корпорация делала очень серьезную ставку в своей интернет-стратегии. Проект HailStorm был первой попыткой использовать возможности только что разработанной Microsoft экспериментальной платформы.NET, на базе которой можно создавать программное обеспечение для самых разных устройств и связывать между собой эти устройства, системы, прикладные программы, а также людей и бизнесы, которые всем этим пользуются. Идея HailStorm состояла в том, чтобы предложить пользователю широкий набор разнообразных программ и услуг, любая из которых могла бы быть доступна ему почти повсеместно – через компьютер в офисе и дома, мобильный телефон на улице, ноутбук в автомобиле и так далее. Единая служба аутентификации должна была избавить людей от необходимости запоминать множество паролей, а в конечном счете обеспечить им еще и безопасность расчетов за предоставленные услуги и аренду программного обеспечения. Клиенты-компании через HailStorm могли бы быстро и дешево организовать удаленные рабочие места для своих сотрудников и в режиме реального времени взаимодействовать со своими поставщиками и клиентами. В то же время у компании появлялся бы реальный шанс из крупнейшей софтверной компании превратиться в поставщика любых услуг для всех. Интернет-аналитики приняли новый проект HailStorm, но ни потенциальные клиенты, частные лица и компании, ни потенциальные поставщики, крупнейшие финансовые и туристические фирмы, оказались не готовы к столь доверительным отношениям с Microsoft, опасаясь, что конфиденциальная информация может быть легко доступной и пропадать из централизованной базы данных, управляемой корпорацией.

Проект HailStorm был завершен, а Ричард Беллуццо занялся реформой структуры самой корпорации, в результате которой были созданы семь операционно и финансово независимых подразделений, а его собственная должность сокращена.

Для Microsoft неудача с проектом HailStorm стала поводом к тому, чтобы серьезно пересмотреть не только стратегию присутствия в Интернете, но и свои отношения с партнерами и клиентами. В тот период Интернет был технологией ради технологии и мало кто задумывался о том, что в нем реально ценно для пользователя.

В современных условиях компании должны фокусироваться на том, что может приносить добавленную стоимость на протяжении долгого времени.

При основании компании у Билла Гейтса были две великолепные идеи. Одна техническая, другая деловая. Техническая идея заключалась в признании перспектив микропроцессоров, их мощности и колоссальных возможностей в будущем. А бизнес-идея заключалась в понимании того, что компания должна заниматься только программным обеспечением и добиваться таким образом успеха.

В то время все одновременно делали и программы, и компьютеры, и сами обслуживали все это. Компания Microsoft же занималась только софтом и это была гениальная идея.

Большинство компаний тогда специализировались на производстве лишь одного уровня программного обеспечения, разрабатывали либо операционные системы, либо приложения. Стратегия Microsoft заключалась в том, чтобы работать на обоих уровнях. Билл Гейтс понял, что для того, чтобы успешно продавать операционные системы, компания должна разрабатывать для них приложения. С другой стороны, для того чтобы успешно разрабатывать приложения, нужно быть разработчиком операционной системы. При этом, чтобы обеспечить успех продуктам компании, надо было заставить очень большое количество разработчиков создавать на базе продуктов компании прикладной софт. Гениальность этой идеи заключается в концентрации бизнеса на нужном направлении, на разработчиках, а не на потребителях.

Успех компании обеспечивает глобальный подход, умение разглядеть перспективные технологии и сконцентрироваться на самых важных из них. Глобальная бизнес-стратегия компании была в том, чтобы она понимала, что для того чтобы компания могла вкладывать огромные средства в исследования и разработку, ей надо было продавать свой продукт по всему миру. Только так можно было обеспечить тот масштаб деятельности, который оправдал бы большие вложения в НИОКР.

По всем элементам, кроме концентрации исключительно на программных средствах, таким как аппаратная часть, обучение и подготовка, системная интеграция, компания Microsoft готова сотрудничать со всеми.

В 1999 г. компания поддержала распространение разработанной в Европе технологии беспроводной связи Bluetooth. Она присоединилась к компаниям Lucent Technologies, Motorola и 3Com, чтобы создать группу, которая занялась продвижением новой технологии на рынке. Эта технология, разработанная шведским производителем телекоммуникационного оборудования Ericsson, позволяет связать бытовую технику с персональным компьютером через Интернет. Всего в консорциум Bluetooth входит более 1200 компаний по всему миру (Intel, Nokia, Philips, Toshiba).

Например, начиная с 2001 года у компании возникли партнерства с операторами мобильной связи, их важность выросла с тех пор, как компания вывела на рынок свои интеллектуальные телефоны, смартфоны и телефоны, совмещенные с PocketPC. А Texas Instruments является важным партнером компании по техническим решениям, которые вошли в состав этих новых устройств. Пример из другой области - партнеры по контенту для MSNBS: Burda в Германии, NBS в Америке.

Партнерство с Intel является одним из столпов, на которые опирается успех Microsoft. Совместно Microsoft и Intel занимают лидирующее положение в ИТ-индустрии.

Принимая решение о партнерстве, компания смотрит на то, как ее продукты и услуги дополняют друг друга, какой совместный новый продукт она может предложить рынку.

На территории России с ноября 1992 года действует представительство Microsoft, а с июля 2004 года - ООО «Майкрософт Рус». В разных странах мира, в том числе в России, действует программа Microsoft Software Donation, направленная на бесплатное предоставление программного обеспечения неправительственным организациям (также называемым некоммерческими организациями или NGO).

 


[1] Дебов А. Непобедимая и легендарная. //Компания. 19 июня 2000. С. 25.

[2] Microsoft против Linux. //Эксперт. № 19. 2003. С. 42.

[3] Аузан В., Шпагина М. Где вы хотите оказаться завтра? //Эксперт. №19. 2003. С. 66.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: