Цель психологической практики в общеобразовательных учреждениях.
Целью психологической практики в общеобразовательном учреждении является: закрепление, расширение, углубление теоретических знаний и приобретение практических умений, навыков и компетенций студентами в сфере профессиональной деятельности психолога; овладение студентами основными видами деятельности психолога в реальных условиях общеобразовательных учреждений.
Задачи психологической практики общеобразовательном учреждении.
Задачи: познакомить с особенностями работы психолога в общеобразовательных учреждениях разного типа;
- закрепить, расширить и углубить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;
- формировать и совершенствовать практические умения и навыки планирования и организации профессиональной деятельности психолога в общеобразовательных учреждениях разного типа;
- освоить основные методы, приемы и средства работы психолога в общеобразовательных учреждениях разного типа и использовать их с детьми, педагогами и родителями;
- осуществлять психологическое сопровождение детей школьного возраста и устанавливать сотрудничество по вопросам их обучения, воспитания и развития в семье и общеобразовательных учреждениях разного типа;
- способствовать приобретению опыта научно-исследовательской деятельности, формированию профессиональной позиции психолога.
Данные задачи психологической практики в общеобразовательных учреждениях разного типа соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
- образовательная деятельность в школьном образовании задачами профессиональной деятельности в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
– проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
– проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
– работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
– участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков в области образовательной деятельности в общем образовании:
-осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой школьного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитании;
- создание оптимальных условий адаптации детей к общеобразовательным учреждениям;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
- работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в школе.
Психологическая практика в общеобразовательных учреждениях разного типа является обязательным видом учебной работы бакалавра.
Психологической практике в общеобразовательных учреждениях разного типа предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла (история, философия, русский язык и культура речи и др.); математического и естественно - научного цикла (анатомия и возрастная физиология, математика, основы педиатрии и гигиены и др.); профессионального цикла (общая и экспериментальная психология, теория обучения и воспитания, психология развития, психология школьного возраста, образовательные программы для детей школьного возраста, качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований, психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса и др.); вариативного компонента ФГОС ВПО (психологическая профилактика и просвещение, психофизиология и др.), предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Психологическая практика в общеобразовательных учреждениях является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении психологической практики в общеобразовательных учреждениях разного типа:
- знание теоретических основ психологических дисциплин, а также методов, приемов и средств обучения, воспитания и развития детей школьного возраста;
- умение применять знания по теоретическим курсам для проведения психологического (диагностического) обследования школьников с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
- умение проводить коррекционно-развивающие занятия порекомендованным методикам со школьниками и определять наиболее эффективные способы работы;
- умение разрабатывать конкретные рекомендации для школьников с целью дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях разного типа;
- умение эффективно взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и родителями для успешного обучения, воспитания и развития школьников;
- владение навыками использования учебных электронных изданий и ресурсов сети Интернет;
- осознание личностной и социальной значимости профессии, наличие мотивации к успешной профессиональной деятельности психолога и готовность к выполнению профессиональных обязанностей и профессиональной рефлексии.
Психологическая практика в общеобразовательных учреждениях разного типа проводилась на III курсе в 5 семестре.
Прохождение психологической практики в общеобразовательных учреждениях разного типа является необходимой основой для последующего прохождения психологической практики в общеобразовательных учреждениях; для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена. На государственном экзамене студент должен показать не только знание теоретических основ изученных дисциплин, но и готовность применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности.
При выборе базы практики я руководствовалась следующими критериями:
- наличие в общеобразовательном учреждении высококвалифицированных кадров педагогов-психологов;
- благоприятный психологический климат общеобразовательного учреждения;
- достаточный уровень оснащенности кабинета педагога-психолога методическим инструментарием;
-наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для эффективной работы психолога.
Перечень видов документов кабинета педагога-психолога:
График работы;
Перспективно-календарный план работы;
Тематический план мероприятий;
Журналы приема, посещаемости;
Журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы;
Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований;
Аналитический и статистический отчет педагога-психолога;
Протокол диагностического обследования;
Карты психологического обследования детей и бланки для регистрации результатов обследования.
В спокойной дружественной обстановке я в форме игры предлагала детям задания, которые они с интересом выполняли. В первый и в дальнейшие дни.
Я работала с детьми 2 класса с задержкой психического развития. Уже в первые дни было очевидно, что у детей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.