Исследование особенностей развития у дошкольников представлений о семье в трудах отечественных и зарубежных исследователей




История вопроса о роли влияния семьи на воспитание ребенка, уходит

своими корнями в далекие времена. Этот вопрос волновал умы многих

выдающихся людей разных эпох и народов. В своих трудах, семейному

воспитанию уделяли внимание такие известные люди как: Вергилий, Гегель,

Екатерина Великая, Кант, Конфуций, Петроний, Руссо, Тацит. Семья является

источником и непрерывным звеном передачи ребенку социально-исторического

опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений

между людьми. Издревле семейное воспитание строилось на кровном родстве,

и его «ветвями» являются родительская любовь к детям и ответные чувства

(привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров,

И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчеви др.).Таким

образом, современная наука располагает данными о том, что семья –первый и

наиболее значимый воспитательный институт

История вопроса о роли влияния семьи на воспитание ребенка, уходит

своими корнями в далекие времена. Этот вопрос волновал умы многих

выдающихся людей разных эпох и народов. В своих трудах, семейному

воспитанию уделяли внимание такие известные люди как: Вергилий, Гегель,

Екатерина Великая, Кант, Конфуций, Петроний, Руссо, Тацит. Семья является

источником и непрерывным звеном передачи ребенку социально-исторического

опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений

между людьми. Издревле семейное воспитание строилось на кровном родстве,

и его «ветвями» являются родительская любовь к детям и ответные чувства

(привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров,

И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчеви др.).Таким

образом, современная наука располагает данными о том, что семья –первый и

наиболее значимый воспитательный институт

История вопроса о роли влияния семьи на воспитание ребенка, уходит

своими корнями в далекие времена. Этот вопрос волновал умы многих

выдающихся людей разных эпох и народов. В своих трудах, семейному

воспитанию уделяли внимание такие известные люди как: Вергилий, Гегель,

Екатерина Великая, Кант, Конфуций, Петроний, Руссо, Тацит. Семья является

источником и непрерывным звеном передачи ребенку социально-исторического

опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений

между людьми. Издревле семейное воспитание строилось на кровном родстве,

и его «ветвями» являются родительская любовь к детям и ответные чувства

(привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров,

И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчеви др.).Таким

образом, современная наука располагает данными о том, что семья –первый и

наиболее значимый воспитательный институт

 

Основные если теоретические выше подходы него исследования были представлений свою дошкольников нему о семье роли отражены дети в трудах ходе психологов свою и педагогов.

Первым брак научным него направлением, поставившим себя детско-­родительские быть отношения себя в центр идти развития того личности было ребенка, был, как известно, классический него психоанализ. Психоанализ было стал определяющим мужа направлением рода развития было основных себе концепций детского один развития, в которых себя ключевая ниже роль отводится себя проблеме даже отношений между мать детьми роль и родителями этих (Э.Эриксон, К.Хорни, др.) [7].

Наибольшую ходе популярность были завоевала него теория было привязанности силу (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным была понятием один в теории дает привязанности дней является «внутренняя даже рабочая если модель», которая идти представляет один собой идти неразрывное были и взаимообусловленное свою единство брак себя и другого. Ребенок силу познает дети себя через отношение сути к нему матери, а мать воспринимает него как источник базе отношения мама к себе.

Эта сложная мира взаимосвязь силу в первоначальном один варианте, понималась балл как отношение двух к себе и к близкому дает взрослому, которое себя дает чувство если защищенности этой и безопасности.

Ведущий если социолог быть А.И. Антонов рода считает, что семью нему создают рода отношения «родители-­дети», а брак оказывается сути легитимным того признанием сами тех отношений между сила мужчиной маму и женщиной, тех форм сожительства если или сексуального партнерства, которые рода сопровождаются себя рождением ходе детей. Необходимо сила отметить, что в силу возрастных даже психологических дает особенностей себя для дошкольника были отношения дети «родители нему – дети» являются есть основными, более силутого, немыслима себя семья роль без детей, семья, в которой мать нет хотя бы одного себя ребенка. Поэтому выше очень ниже важно, чтобы сила при ознакомлении роль дошкольников слов с семьей роли как с явлением него общественной было жизни, отношения было «родители-­ дети» являлись центральными сила и системообразующими свое [5, с. 251].

В современных мать исследованиях свою данного базе вопроса ходе происходит даже переориентация дает с изучения дней самосознания есть ребенка идти к исследованию дней его поведения. Привязанность рассматривается были уже не как отношение, а как стратегия хотя поведения быть с родителями. Помимо него теории него привязанности, весьма если популярным мама в западной мира психологии являются сами теоретические свою модели, разработанные этих D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил свою классификацию родительских себя стилей себя поведения, включающую друг 3 типа:

- авторитетный;

- авторитарный;

- попустительский роль стиль.

E.S.Schaefer и R.A.Bell разработали динамическую маму двухфакторную один модель нему родительского него отношения, где один из факторов свою отражает ходе эмоциональное роль отношение мира к ребенку: «принятие­ отвержение», а другой него­ стиль него поведения роли родителей: «автономия-­контроль» [9, c. 119].

Хотя данные себя теоретические мира модели нему были предложены быть более мира 40 лет назад, они остаются себя практически годы единственными сути на сегодняшний роли день, дающими содержательное если описание один родительского друг отношения опыт [16]. Ответственное один отношение, беспокойство годы за будущее свою ребенка мать порождают оценочную рода позицию были родителей, обостряя быть контроль свою над его действиями, превращая всей ребенка даже в объект дней воспитания.

Проблема нему формирования него у дошкольников мира представлений себя о семье свою нашла разработку балл в трудах этой психологов свою (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн ниже и др.) и педагогов если (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева себя и др.).

Анализ роль психологических если исследований нему позволил хотя выявить, что ученые слов изучали особенности него представлений ходе детей двух о семье, генезис ходе их развития, особенности восприятия мама семейных нему отношений, психологические того функции, обусловливающие формирование этой представлений себя о семье.

При анализе форм педагогических силу работ дает сделан себя вывод, что исследования осуществлялись мира по следующим коем направлениям: формирование ходе системы представлений было о семье были у старших нему дошкольников, роль дидактических дети игр и занятий роль в формировании были семейных нему представлений, педагогические ходе условия дошкольных него учреждений, обеспечивающие него становление один семейных роль представлений были [17, c. 52].

Анализ годы исследований один позволил дети выявить него следующие мира заключения.

Детям нему уже в дошкольном базе возрасте сила жизненно силу необходимо сами научиться всей самим ориентироваться опыт в построении базе межличностных есть контактов. Уровень есть развития ребенка роли всецело свою будет даже зависеть всей от понимания годы педагогом того функций мать искусства формирования нему представлений роль о семейных него отношениях ходе и мастерства использования быть его в образовательном ними процессе дней [20, c. 82].

Семья были является себя традиционно этих главным дает институтом сами воспитания. То, что ребенок того в детские свою годы приобретает если в семье, он сохраняет ходе в течение нему всей последующей жизни. Важность опыт семьи один как института дети воспитания даже обусловлена были тем, что в ней ребенок находится себя в течение роль значительной день части ходе своей него жизни, и по длительности себя своего воздействия выше на личность ходе ни один из институтов один воспитания если не может хотя сравниться с семьей. Именно силу в ней закладываются него основы дети личности роль ребенка, и к поступлению быть в школу рода он уже более балл чем наполовину брак сформировался балл как личность дней [23, c. 24].

Семья ходе может двух выступать него в качестве него как положительного, так и отрицательного фактора слов воспитания. Положительное него воздействие брак на личность есть ребенка: никто, кроме свою самых мира близких для него в семье если людей нему (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится этой к нему лучше, не любит ниже его так и не заботится того столько были о нем. И, вместе была с тем, никакой свою другой опыт социальный роль институт ниже не может быть потенциально дает нанести один столько один вреда годы в воспитании быть детей, сколько были может если сделать быть семья быть [27, c. 184].

У тревожных мира матерей было часто мира вырастают мужа тревожные этих дети. Честолюбивые ходе родители один нередко день так подавляют были своих слов детей, что это приводит силу к появлению опыт у них комплекса нему неполноценности. Несдержанный свою отец, выходящий ходе из себя по малейшему базе поводу, нередко, сам того не ведая, формирует роли подобный была же тип поведения идти у своих роли детей того и т.д.

Главное ходе в воспитании быть маленького мере человека мать­ достижение быть душевного были единения, нравственной себя связи дети родителей были с ребенком. Родителям дети ни в коем случае нему не стоит пускать нему процесс идти воспитания этих на самотек друг и в более были старшем быть возрасте, оставлять повзрослевшего опыт ребенка свою наедине быть самим если с собой хотя [30, c. 33].

Именно себя в семье роли ребенок ходе получает базе первый быть жизненный коем опыт, делает день первые наблюдения опыт и учится были вести себе себя в различных роли ситуациях. Очень один важно, чтобы того то, чему учится дает ребенок слов в семье, подкреплялось мама конкретными того примерами, чтобы были он видел, что у взрослых было теория опыт не расходится день с практикой. Например, если ребенок видит, что его мама и папа, которые всей каждый слов день твердят себя ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают роли от этого мать правила, все воспитание может мира пойти дети насмарку него [21, c. 42].

Каждый друг из родителей мере видит себе в детях нему свое продолжение, реализацию определенных него установок мира или идеалов. И очень рода трудно роль отступает него от них. Конфликтная слов ситуация себя между быть родителями опыт -­ это различные мама подходы были к
воспитанию было детей.

Первая годы задача быть родителей себя­ найти того общее себя решение, убедить друг друг друга. Если придется идти идти на компромисс, то обязательно была чтобы даже основные дети требования сторон брак были удовлетворены. Когда балл один родитель хотя принимает роль решение, он обязательно быть должен себя помнить свою о позиции один второго. Вторая форм задача быть­ сделать было так, чтобы были ребенок роли не видел сути противоречий хотя в позициях родителей, т.е. обсуждать день эти вопросы этой лучше быть без него. Дети быстро «схватывают» сказанное роли и довольно один легко дети маневрируют слов между мира родителями, добиваясь ходе сиюминутных этой выгод мере (обычно если в сторону маму лени, плохой один учебы, непослушания роль и т.д.).

Родители, принимая мама решение, должны были на первое выше место него ставить мама не собственные взгляды, а то, что будет нему более нему полезным мира для ребенка. Родители быть могут сами любить базе ребенка один не за что­-то, несмотря всей на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются свою соседи. Ребенок если принимается него таким, какой опыт он есть, это безусловная ходе любовь. Возможно, родители хотя любят дети его, когда этих ребенок ходе соответствует себе их ожиданиям, хорошо свою учится форм и ведет всей себя примерно. Но если ребенок него не удовлетворяет их запросам, то ребенок того как бы отвергается, отношение свое меняется быть в худшую сторону. Это приносит быть значительные брак трудности, ребенок него не уверен форм в родителях, он не чувствует были той эмоциональной ходе безопасности, которая один должна день быть с самого младенчества дает (обусловленная день любовь). Ребенок себя может один вообще если не приниматься мира родителями. Он им безразличен себя и может даже отвергаться друг ими (например, семья свою алкоголиков). Но может нему быть и в благополучной ходе семье было (например, он не желанный, были тяжелые мать проблемы мира и т. д.) [4, c. 277].

Не обязательно были родители этих это осознают. Бывают друг чисто него подсознательные брак моменты (например, мама красива, а девочка если некрасива были и замкнута; ребенок если ее раздражает).

Анализ свою педагогических быть исследований, связанных нему с вопросом этой ознакомления ходе детей мира с семейными свою отношениями, позволил дает обнаружить, что к данному свою феномену обращались себя и педагоги быть прошлого если (Е.И.Водовозова, А.Я.Коменский, М.Монтесори, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский рода и др.).

В работе нему с детьми мама помимо ходе ознакомления ходе с отвлеченной ходе моделью были семьи, социально себя значимой быть для общества, необходимы годы беседы друг и о конкретных мама семьях ребят, которые ходе отнюдь было не всегда дети соответствуют роль идеальным мира моделям. У ребенка мира 6-7 лет, как правило, уже имеются свою стихийно силу сформированные даже в повседневной быть жизни сила представления мама о том, что семьи быламогут сами быть разными этих по составу. Например, большая маму семья, включающая рода бабушку мере и дедушку, маму и папу, детей быть – сестру есть и двух братьев; или маленькие были семьи, состоящие рода из матери было и дочери, мужа и жены, дедушки мира и внука один [7, c. 85].

У каждого дети ребенка двух в ходе его развития свою складывается дети уникальная сила и неповторимая него картина были мира, отражающая мама присущую себя ему специфику было принятия окружающей роль действительности себе и являющаяся если по сути одной свое из характеристик его интеллектуальной него деятельности. Составляют есть картину того мира ребенка быть его представления базе о различных один предметах роль и явлениях него природы, общества него и т.д.

Одним роли из таких балл представлений выше является дети образ себя семьи. Как пишет дети Н.И. Демидова, «феномен себя «образ балл семьи» применительно роль к детям всей дошкольного ниже возраста была представляет коем собой дает подсистему «образа мама мира», характеризующуюся роль уровневой выше структурой, категориальностью того и прогностичностью» [12, c. 52]­.

Таким если образом, освоение годы ребёнком социального были содержания свою семейной если жизни были связано сами с формированием этих у него высокого роль уровня хотя эмоциональной друг отзывчивости роль к близкому если человеку, к его эмоциональному всей состоянию того как специфическому компоненту ними социального свою окружения. Это, в свою очередь, зависит базе от характера детско­-родительских себя отношений ниже в семье, которые мира во многом ходе определяют мира степень выше эмоционального роль благополучия ходе или неблагополучия быть ребёнка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: