Психогимнастика «Колоски»




Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы.

Культура земледелия

 

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к результатам земледельческого труда и к труду земледельцев.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудовых действиях, востребованности результатов);

— воспитывать интерес к культуре земледелия;

— формировать навыки практического применения полученной информации в речевой, игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: настольно-печатные игры «Труд русских земледельцев», «От зернышка к хлебу»; «серп», иллюстрации с изображением последовательности выращивания овощей; кусочки разных овощей.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам вчера вечером приходила библиотекарь Татьяна Васильевна и попросила помочь ей в оформлении выставки «Труд земледельцев». В библиотеке есть прекрасные книжки и сказки, а картин и иллюстраций недостаточно, чтобы об этом рассказать маленьким читателям. А они так любят рассматривать картинки! Особенно Татьяна Васильевна просила нарисовать картинки к сказке «Вершки и корешки», ее любят слушать дети. Еще она хочет, чтобы вы помогли ей подобрать игры, интересные задания о труде земледельцев, потому что ребятам, которые приходят в библиотеку, очень нравится играть и выполнять интересные задания. Кто помнит русскую народную сказку «Вершки и корешки»? Чему она учит? Как вы думаете, кто в этой сказке вырастил зерно и репу? Тяжелый или легкий это труд? Легко ли отдавать то, что вырастил человек своим трудом?

Дети отвечают на вопросы.

Раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб, который был основным продуктом питания русских людей. Еще росли гречиха, овес, ячмень — из них варили кашу.

Что было главным занятием русских людей?

Дети. Они выращивали хлеб.

Воспитатель. Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие. Почему русским земледельцам приходилось много работать?

Дети. Нужно было кормить семью.

Воспитатель. Верно. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. Давайте вспомним о том, с помощью каких орудий труда русский человек выращивал хлеб, и поиграем в игру.

Игра-лото «Труд русских земледельцев»

На большой карте изображен русский человек, который пашет землю плугом. Вокруг нее нужно разложить изображения тех орудий труда, с помощью которых человек выращивал хлеб: плуг или соха, лукошко, серп, деревянный цеп, жернова. Во время выполнения задания воспитатель уточняет знания детей о назначении орудий труда.

Воспитатель. Для чего нужен был плуг?

Дети. Чтобы пахать землю.

Воспитатель. Для чего вспахивали землю?

Дети. Чтобы земля была мягкой.

Воспитатель. Труд пахаря был очень тяжелым. Раньше не было машин, которые бы помогали людям выращивать хлеб. Если в хозяйстве имелись лошадь или бык, с их помощью распахивали землю. Без лошади людям самим приходилось тащить плуг за собой. Какие вы знаете пословицы о тяжелом труде пахаря?

Дети. «Пашню пашут — руками не машут», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Не трудиться, так и хлебу не родиться», «Терпение и груд все перетрут», «Что посеешь, то и пожнешь».

Воспитатель. Как пользовались лукошком во время сева?

Дети. В него насыпали зерно и руками разбрасывали его по полю.

Психогимнастика «Колоски»

Воспитатель. Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю, — присядьте. Лежит зернышко в земле — темно, сыро, мягко. Пригрело теплое солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток — медленно поднимайте руки. Пробил росток землю и потянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время — росток окреп и появился колосок. Колоски тянутся к солнышку — почувствуйте напряжение в руках. Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски — расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол. Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски — улыбнитесь друг другу. Колосок из зернышка ржи какой? Ржаной. А из зернышка пшеницы какой? Пшеничный.

Колоски золоченые

Дети поднимают руки вверх.

На ветру качаются,

Качаются из стороны в сторону.

На ветру качаются, низко наклоняются.

Наклоняются вниз.

Что необходимо для роста и созревания колоска?

Дети. Солнце, дождь и руки человека.

Воспитатель. С помощью чего убирали урожай?

Дети. С помощью серпа.

 

Воспитатель. Правильно, ребята, выросший хлеб жали серпом или косили косой. Что означает выражение «жать серпом»?

Дети. Косить, резать серпом.

Воспитатель. Правильно, жать — косить, резать серпом, жнейкой. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колоски и собирали их в снопы.

Воспитатель показывает картинки с изображением снопов на поле и деревянного цепа.

Для чего нужны были цепы?

Дети. Чтобы вынимать (выбивать) зерна из колосков.

Воспитатель. Собранный урожай сушили в овинах, молотили, выбивая зерна и складывали в амбар для хранения.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Вот как много нужно было трудиться русскому человеку, чтобы вырастить хлеб! А сейчас я покажу вам рисунки с изображением тех орудий труда, которые помогали русскому человеку растить его. По частям предмета нам нужно отгадать, что это за орудия труда, а затем дорисовать их.

Дети дорисовывают рисунки-половинки по принципу симметрии с изображениями орудий труда.

Русские люди всегда с любовью относились к хлебу. Они придумали много пословиц о нем. Вспомните их, пожалуйста.

Дети. «Нет хлеба, так и нет обеда», «Хлеб — всему голова», «Хлеба ни куска, так и стол — доска», «Без хлеба нет песен», «Хлеб — батюшка, вода — матушка».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мог ли один человек вырастить и испечь хлеб?

Дети. Много людей трудилось, чтобы был хлеб.

Воспитатель. Чтобы вспомнить, усилия каких людей требовались для получения хлеба, предлагаю поиграть в игру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: