Игра «От зернышка к хлебу»




Картинки, на каждой из которых нарисован один из этапов труда русского человека по выращиванию хлеба (пахарь пашет землю, сеятель сеет зерно, мельник перемалывает зерна в муку на мельнице, дома хозяйки просеивают муку сквозь сито, замешивают тесто и в печке пекут из него хлеб), нужно разложить по порядку. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной). В ходе выполнения задания воспитатель уточняет знания детей о том, как выращивают и делают хлеб. Подводит итог: «Много людей трудилось, чтобы вырастить и испечь хлеб, поэтому к нему относились очень бережно: доедали все кусочки, крошки собирали и отдавали птицам, животным. Человек, который выбрасывал хлеб как мусор, наказывался, его не любили».

Воспитатель. С давних времен дошла до нас игра «Дед», в которую любили играть наши предки. Давайте поиграем в нее.

Игра «Дед»

Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются, какую полевую работу будут показывать, а затем воспроизводят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят: «Здравствуй, дед!» «Дед» отвечает: «Здравствуйте, дети! Где вы были?» Дети: «На работе». «Дед»: «Что делали?» Дети имитируют выполнение той или иной работы. «Дед» угадывает, что обозначают движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу.

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые!

Время жито жать.

Во снопочки вязать,

На ток возить,

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

По окончании песни дети убегают, а «дед» их догоняет. Пойманный становится новым «дедом».

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете пословицу «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит»?

Дети отвечают.

Кто не дорожит хлебом, тот не дорожит трудом многих людей, сам не умеет трудиться. Ребята, а что еще выращивал мужик в сказке «Вершки и корешки»?

Дети. Репу.

Воспитатель. Ели репу в сыром и вареном виде. Нехитрое это было дело — бросить репу в кипящую воду и распарить до мягкости. Отсюда и пошла поговорка: «Проще пареной репы». Какие еще поговорки и загадки про репу вы знаете?

Дети. «Репа, репка, репища», «Хороша девка, как мытая репка», «Кругла, да не девка, с хвостом, да не мышь».

Воспитатель. А еще какие овощи, кроме репы, выращивали русские люди?

Игра «Узнай на вкус овощи»

В ходе выполнения задания уточняются названия овощей и бобовых: морковь, свекла, редька, репа, картофель, лук, чеснок, бобы, горох.

Воспитатель. А как вы считаете, овощи легче выращивать, чем зерно?

Дети отвечают.

Русские люди много трудились, чтобы вырастить овощи. Когда они начинали сеять семена овощей?

Дети. Весной.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением последовательности выращивания овощей.

Воспитатель. Почему весной?

Дети. Весной бывает тепло.

Воспитатель. Правильно, ребята, весной, когда земля становилась сухой и теплой, высаживали овощи. Как люди ухаживали за овощами?

Дети. Поливали их, рыхлили землю.

Воспитатель. Как хранили урожай овощей?

Дети. В ямах.

Правильно, ребята, после уборки овощи складывали в большие погребные ямы.

Воспитатель. Что готовили русские люди из овощей?

Дети. Овощи солили, квасили. Готовили различные овощные каши, щи, паренки.

Воспитатель. Недаром в пословицах говорится: «Щи да каша — пища наша», «Где щи, там и нас ищи». В старину на Руси в деревнях, да и в городах проводили праздник, посвященный капусте. Считалось, что «хлеб да капуста лихо не подпустят». Как вы понимаете эти слова?

Дети. Если в доме есть хлеб и капуста, все будут сытыми, не будет беды.

Воспитатель. Ребята, какую игру вы знаете о капусте?

Дети. «Капуста».

Игра «Капуста»

Воспитатель. Давайте мы сейчас огромный кочан капусты «завьем», только помогайте мне. Беритесь все за руки и не отцепляйтесь. Идите за мной.

Воспитатель заводит хоровод-улитку.

Раз — виток, два — виток и т.д. Остановитесь — осмотритесь: какой кочан мы с вами «завили». А теперь «разовьем» его, руки не отпускайте, повернитесь за... (называет имя последнего ребенка). Идите за ним. Вот и «развили» капусту.

Воспитатель. Приготовление овощей было сначала очень простым: их солили, квасили, из них готовили щи. Со временем человек научился другим способам приготовления овощей. А что сейчас готовят из них?

Дети. Салаты, рагу, запеканки.

Воспитатель. Нравится ли вам еда из овощей? Чем полезны овощи?

Дети. Овощи полезные, потому что в них есть витамины.

Воспитатель. Правильно, ребята, в овощах находится много витаминов и полезных веществ, нужных для здоровья человека. Вот мы и вспомнили о том, как раньше русские люди выращивали хлеб и овощи. Сегодня после дневного сна мы с вами оформим Рисунки к сказке «Вершки и корешки» и отнесем их в библиотеку. Ребята, еще библиотекарь Татьяна Васильевна просила вас помочь подобрать интересные игровые задания о труде русских земледельцев, в ходе выполнения которых дети смогли бы уточнить свои знания о труде русских людей. Что мы можем ей посоветовать?

Дети. Можно поиграть с детьми в игры: «Труд русских земледельцев», «От зернышка к хлебу», «Капуста», «Узнай на вкус овощи», «Дед», «Мельница», «Ворон», «Огородник», «А мы просо сеяли», «Пахари и жнецы», загадать детям загадки об орудиях труда русских земледельцев, о хлебе, предложить вспомнить пословицы и поговорки о труде русских людей.

Воспитатель. Молодцы, дети, обо всех предложенных вами играх и заданиях я расскажу Татьяне Васильевне. Думаю, что они понравятся детям, с которыми она будет играть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: