Применение норм Конвенции о договоре международной дорожной перевозки груза (КДПГ) в судебной практике




Постановление Правительства РФ от 21 января 2016 г. N 24 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)»

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) – Гл. 40. Перевозка (ст.784-800) (например, содержание договора перевозок, сроки доставки груза, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д.).

4. Приказ ФТС России от 26.05.2011 N 1067 (ред. от 06.03.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении» Регламентирует принятие таможенных и иных документов международной перевозки грузов, в частности накладной, проведении документального и фактического контроля, а также при принятии решения о помещении товаров под одну из таможенных процедур

 

Применение норм Конвенции о договоре международной дорожной перевозки груза (КДПГ) в судебной практике

В судебной практике можно встретить случаи, когда арбитражные суды необоснованно отказывают в применении Конвенции со ссылкой на местонахождение сторон по договору перевозки. В качестве примера можно привести спор, возникший между двумя российскими компаниями в связи с утратой груза при перевозке из Калининграда в Каунас (Литва). Нахождение места отправления и места назначения груза в разных государствах указывало на необходимость применения КДПГ к данному спору. Но суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в применении норм Конвенции в связи с тем, что отправитель и перевозчик груза являлись российскими юридическими лицами и рассмотрели спор на основании норм гражданского законодательства РФ. Высший Арбитражный Суд РФ (упразднен с 2014 г.) отменил принятые ранее по делу судебные решения и направил дело на новое рассмотрение, поскольку в соответствии с КДПГ перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер которого определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.

Конвенция регулирует только гражданско-правовые отношения и не касается административно-властных отношений с таможенными органами. Например, в случае перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров с предоставлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, перевозчик не вправе ссылаться на ст. 8 КДПГ (вписание оговорок).

Размер ущерба, подлежащего возмещению в связи с утратой груза, определяется в соответствии со ст. 23 КДПГ на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Под стоимостью груза понимается биржевая котировка товара или, за отсутствием таковой, текущая рыночная цена, либо, при отсутствии обеих, обычная стоимость товара такого же рода и качества. Стоимость утраченного груза в соответствии с гражданским законодательством РФ определяется по-иному. Согласно ст. 796 ГК РФ стоимость утраченного груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Поскольку при возникновении споров нормы Конвенции превалируют над нормами ГК РФ, стоимость утраченного груза должна определяться в соответствии со ст. 23 КДПГ.

(Сл. 6) Например, перевозка груза осуществлялась из Калининграда в Москву транзитом через территории Литовской Республики и Республики Беларусь по накладной CMR. При разгрузке обнаружено, что товар прибыл не в полном объеме. Выявлен факт несанкционированного проникновения в автомобиль РЕНО О 972 МУ 39 (вскрытия прицепа, где находился товар, неустановленными лицами) и возбуждено уголовное дело о хищении товара по товарным накладным от 07.10.2010 № S 10/07/0009 и S 10/07/0008. Толкование ст.1 КДПГ в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров, принятие во внимание коренного изменения обстоятельств (изменение государственных границ Российской Федерации по сравнению с границами СССР), оформление перевозки докладной CMR указывают на применение положений Конвенции. Применение норм ГК РФ и Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ недопустимо.

Статьей 27 КДПГ предусмотрено, что заявитель требований к перевозчику, возникших в связи с утратой, повреждением груза или просрочкой в его доставке, имеет право также требовать начисления процентов из расчета 5% годовых на сумму причиненного ущерба. Исходя из этого, ст. 395 ГК РФ (Ответственность за неисполнение денежного обязательства) в подобных случаях не применяется. КДПГ предусмотрено, что начисление процентов осуществляется со дня направления перевозчику претензии в письменной форме или же, если такая претензия не предъявлялась, со дня предъявления иска. КДПГ не содержит положений, предусматривающих порядок начисления и размер процентов в случае несвоевременной уплаты перевозчику провозных платежей. При предъявлении таких требований проценты рассчитываются на основе норм национального права.

(Сл. 7) Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ст. 4 КДПГ, п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Национальное законодательство содержит более широкий перечень документов, подтверждающих факт заключения договора перевозки грузов. Так, при рассмотрении дела № А36-6857/2012 по иску иностранного юридического лица (Германия) к российскому юридическому лицу о взыскании стоимости услуг по доставке груза (тракторов на колесах) с территории Финляндии на территорию РФ арбитражный суд удовлетворил требования истца. Договор перевозки устанавливается накладной. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п. 2 ст. 7 ГК РФ). В соответствии с п. 1, 2 ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Судом было установлено, что в заявках, подписанных обеими сторонами, истец и ответчик согласовали существенные условия договора перевозки, факт перевозки указанного истцом груза подтверждался транспортными накладными. Поскольку КДПГ не требует иных оснований для заключения договора перевозки груза, суд посчитал установленным факт оказания истцом ответчику услуг по перевозке груза и их общую стоимость, а также сумму задолженности на момент рассмотрения дела в суде.

Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.)" (заключена в Брюсселе 06.12.1961) (вместе со "Статусом Таможенной конвенции о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Брюссель, 6 декабря 1961 года)" (по состоянию на 21 октября 2013 года))

НА ОСНОВАНИИ СТАТЬИ 19 ПРИЛОЖЕНИЯ А КОНВЕНЦИИ О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ СО ВРЕМЕНИ СВОЕГО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПРИЛОЖЕНИЕ А ОТМЕНЯЕТ И ЗАМЕНЯЕТ ТАМОЖЕННУЮ КОНВЕНЦИЮ О КАРНЕТЕ АТА ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА ТОВАРОВ, БРЮССЕЛЬ, 6 ДЕКАБРЯ 1961 Г., В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ДОГОВАРИВАЮЩИМИСЯ СТОРОНАМИ, ПРИНЯВШИМИ ЭТО ПРИЛОЖЕНИЕ И ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ДОГОВАРИВАЮЩИМИСЯ СТОРОНАМИ КОНВЕНЦИИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: