Данная книга «Загадочный город»предназначена для детей 5-7 лет.
Актуальность: В старшем дошкольном возрасте большую часть информации дети получают посредством зрительного и слухового восприятия, эти каналы, бывают, перегружены, поэтому дети могут плохо запоминать информацию. Мы предлагаем книгу, обследуя страницы которой дети получают приятные тактильные ощущения и легче усваивают материал о своем родном городе. Удовлетворяется потребность ребенка в исследовании мира с помощью рук. Данное пособие полезно для детей с ОВЗ. Оно соответствует современным требованиям ФГОС ДО.
Цель: углубление знаний дошкольников о родном городе.
Задачи:
1.Образовательная – расширять знания и представления детей о Череповце посредством тактильного восприятия, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Развивающая – развивать психические процессы (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) и мелкую моторику.
3. Воспитательная – воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину, а также познавательный интерес, усидчивость, аккуратность и бережливость в работе с книгой.
4. Речевая – развивать связную речь и пополнять словарный запас детей.
Содержание книги: тактильная книга привлекает внимание детей своей яркостью, она оформлена на ламинированных листах размером А4 приятных цветов (желтый, оранжевый, зеленый). В книге содержатся темы: герб Череповца, производство, культурно-досуговые учреждения города, памятники, спорт, транспорт в Череповце. Удобство книги в том, что ее легко можно дополнить другими темами. На каждой странице использованы различные материалы для осязания (фетр, ткань, бархатная бумага, проволока, спички, ленты, нитки, цветной песок, камушки, бисер и др.). У детей есть возможность проявлять активность и изменять книгу, например, можно дорисовывать фломастерами фигуры из спичек (фломастеры легко стираются влажной салфеткой), создавать свои изделия из проволоки, «кататься» на трамвае, показывать свою сказку на сцене театра и т.д. Таким образом, дошкольники могут ощутить наш город, прикоснуться к разным сферам жизни, разгадать его загадки.
|
Дети усваивают информацию в процессе игры, к примеру, двигаясь по переплетенным линиям, можно узнать, где именно находится известный памятник. Когда они начинают справляться со всеми заданиями в книге, задания можно дополнить и усложнить, например, изменить логические задачи, связанные с футболом, поменять карточки для создания изделий из проволоки, начать находить отличия у двух тортов закрытыми глазами и др.
Книга предназначена для совместной деятельности воспитателя с детьми по теме: «Родной город», кроме того, дети могут работать в паре или индивидуально.
Методика использования тактильной книги:
Сначала воспитатель предлагает детям ознакомиться с новой книгой, посвященной теме: «Родной город». Важно, чтобы воспитатель владел различной информацией по данной теме и мог ответить на любой вопрос детей, предложить свои задания по страницам книги. Необходимо, дать возможность каждому ребенку дотронуться до страниц книги, поэтому изучать ее желательно в небольшой подгруппе детей. После того, как дети ознакомились со всеми страницами книги, они могут работать в паре или самостоятельно.
|
Работать с книгой можно следующим образом: изучая герб Череповца, воспитатель рассказывает о составных частях герба, потом предлагает потрогать его, запомнить, далее можно предложить игру «Чего не стало?» - закрывает рукой определенную часть герба, дети отгадывают, чего не хватает. Другой вариант игры: «Что мягкое? Что гладкое? Что острое?».