Тема 4. Мотивация замещающих родителей
Содержание:
Понятия мотивации и мотивировки.
Наиболее часто встречающиеся мотивы.
Тайна усыновления: за и против. «Без утрат не было бы усыновления».
Поступки, поведение и деятельность можно осознанно направлять через процесс мотивации. Мотивацию понимают по-разному:
- как процесс формирования мотивов человека, ориентирующих его на определенное поведение (поступок, деятельность);
- как систему факторов, определяющих и поддерживающих активность человека (последние, кстати, включают и сами мотивы);
- как средство реализации ранее сформированных мотивов.
Различают мотивацию:
- диспозиционную, при которой поведение человека определяется его «чисто» внутренними, личностными диспозициями (потребностями, мотивами, целями, намерениями, желаниями, интересами, установками);
- ситуационную, когда его поведение направляется ситуацией, внешними условиями, иногда называемыми стимулами.
Реальное поведение человека обусловлено сложным взаимодействием внешних условий и личностных диспозиций.
Чем отличается мотив поведения от его мотивировки? Какие мотивы и мотивировки чаще всего встречаются в объяснениях поведения людей?
Мотивировка — это объяснение поведению, которое предлагают люди. В мотивировке отражено понимание людьми источников поведения, которое может соответствовать или не соответствовать его действительным мотивам. Когда мы спрашиваем какого-нибудь человека, почему он так поступил или почему так ведет себя другой человек, поведение которого ему необходимо объяснить, то он предлагает мотивировку, то есть свое понимание источников объясняемого поведения. Мотивировка, не совпадающая с действительными мотивами поведения, может быть вызвана разными причинами. Одна из них — непонимание мотивов поведения людей, другая — желание скрыть эти источники от других людей, третья причина — нежелание признавать как реальный тот или иной актуально действующий мотив поведения.
|
Совпадение мотива и мотивировки обычно наблюдается тогда, когда речь идет об осознании человеком мотивов своего или чужого поведения, о признании человеком таких мотивов поведения, которые он не собирается скрывать от окружающих людей. Несовпадение мотива и мотивировки встречается, соответственно, в случаях, когда человек или не осознает подлинных мотивов своего поведения, или скрывает их. Как правило, мы задумываемся над объяснением своих поступков или поведения других людей уже после того, как они были совершены. Далеко не всегда мы точно знаем, почему мы ведем себя так, а не иначе, или почему другой человек поступил так, а не иначе. Тем не менее, почти всякий раз мы сталкиваемся с необходимостью как-то объяснить себе и другим наблюдаемое поведение, и поэтому ищем разумное, удовлетворяющее нас и окружающих людей, объяснение этому поведению. Такова склонность и непременное желание разумного человека: находить объяснение всему, тем более своему собственному поведению. Однако неосознаваемые мотивы у человека существуют. Объяснения поведения, которые дает человек и которые ему самому кажутся правильными, далеко не всегда таковыми являются. Более того, люди часто не принимают как действительные настоящие, подлинные мотивы своего поведения потому, что убеждены в своей разумности, в возможности правильного понимания и объяснения собственного поведения.
|
Попробуем ответить на вторую часть сформулированного выше вопроса — о возможных вариантах мотивов и мотивировок, которые чаще всего встречаются в жизни. Мотивы поведения человека могут иметь внутренний и внешний характер. Например, человек может вполне самостоятельно, после долгих размышлений в условиях, когда никто на него не оказывает никакого влияния или давления, принять решение и действовать в соответствии с этим решением. В данном случае мы имеем дело с внутренним мотивом поведения. Еще один пример: человек голоден, и чувство голода, потребность в пище руководит его поведением. Это также внутренний мотив поведения. Иногда сложившиеся обстоятельства помимо воли человека вынуждают его поступать не так, как ему хочется, а как диктуют обстоятельства. К примеру, человеку хочется спать, но нужно вставать и идти на работу. Это внешняя мотивация поведения. Замечено, что одни люди предпочитают объяснять свое поведение и поступки других людей, используя мотивировки, которые относятся к побуждениям внутреннего характера, а другие люди предпочитают мотивировки внешнего характера. Установлено также, что люди, готовые брать на себя ответственность за происходящее, чаще всего предлагают мотивировки внутреннего характера, а те, кто не берет или снимает с себя ответственность за происходящее, предпочитают мотивировки внешнего свойства.
Интересно также, что люди, склонные предлагать внутренние мотивировки поведения, часто являются людьми, активно стремящимися к достижению успехов в жизни, а те, кто предпочитает мотивировки внешнего характера, нередко оказываются людьми, озабоченными в основном только тем, чтобы избежать неудачи. В действительности, конечно, ни один из мотивов поведения человека не может быть только внутренним или только внешним. Любой поведенческий акт одновременно регулируется как изнутри — психологией человека, так и извне — сложившимися обстоятельствами. Даже если прежде, чем действовать, человек принимает вполне независимое, самостоятельное решение и в своем последующем поведении руководствуется им, он все же ведет себя в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Правда, не сами по себе эти обстоятельства, в конечном счете, управляют им, а принятое им решение. И в том случае, если человек начал действовать в прямой зависимости от сложившейся обстановки, он, прежде чем действовать или же в процессе выполнения действия, воспринимает, оценивает ситуацию, и его восприятие и память управляют поведением.
|
В качестве причин усыновления называются:
Желание любить ребенка и получать его любовь; желание реализовать себя как родителя; желание иметь полную семью; обретение смысла жизни; необходимость оставить кому-то накопленные материальные ценности; страх одинокой старости; желание сделать жизнь веселее;
Желание заполнить пустоту, образовавшуюся после смерти своего ребенка.
Однако, как показывает практика, некоторые мотивы усыновителями не называются, хотя имеют место: желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, избавиться от комплекса неполноценности.
Зачем необходимо четкое осознание мотивов усыновления? За каждым из мотивов стоит ожидание, что усыновление поможет мне (моей семье) решить определенную проблему и почувствовать себя счастливым. Но это не всегда так.
Когда мотив не осознается, человеку кажется, что он просто хочет ребенка, и как только он появится, все наладится. Ребенок появляется, но почему-то вызывает раздражение. Раздражение, опять-таки, связывают не с тем, что подсознательные ожидания от усыновления не оправдались, а с тем, что ребенок «плохой». До тех пор, пока усыновитель не разберется в своих мотивах, и не поймет, что собственно происходит, он не сможет контролировать ситуацию.
В любом случае, когда усыновление не оправдывает надежд, оно вызывает разочарование, усугубляет проблему, которую было призвано решить, и, в конечном счете, плохо заканчивается как для ребенка, так и для усыновителей.
Наиболее часто встречающиеся мотивы:
1. Самым распространенным мотивом усыновления является желание любить ребенка и получать его любовь. Это наилучший мотив для усыновления, если акцент ставится на первой его части – желании любить, поскольку за годы ожидания ребенка этого чувства накопилось с избытком. Осознание того, что «это я (мы) хочу его любить, это мне нужно ребенку отдать свои чувства и за этим вовсе не обязательно последует ответная любовь ребенка, но если она будет, я буду счастлива (счастлив)» позволяет думать, что ожидания, скорее всего, себя оправдают и человек получит то, чего хотел.
Иногда, ребенок не способен эмоционально тепло привязываться к окружающим его взрослым и может никогда не полюбить своих родителей. Но это вовсе не означает, что он в них не нуждается. Если во главу угла ставятся ребенок и его потребности, трагедии не будет: «я (мы) сделала, все, чтобы подготовить его к жизни». Если же «я усыновляла затем, что бы ты меня любил», разочарование, при наличии такого ребенка, неизбежно. Отчасти, это можно отнести и к случаю, когда ребенок не утратил способности привязываться, но любовь вменена ему в обязанности. Во-первых, требования любви и постоянных ее подтверждений часто разрушают естественность общения и саму любовь. Во-вторых, умению любить и проявлять любовь ребенок учится у любящих его взрослых. Безусловная родительская любовь первична. И никак наоборот. Поэтому акцент на второй части «хочу получать любовь ребенка» иногда не дает желаемого.
Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.
2. Мотив «хочу реализовать себя в качестве родителя» часто сопровождает мотив «хочу любить ребенка». «Люблю ребенка и хочу подготовить его к жизни» естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его индивидуальные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением «хочу реализоваться как родитель» стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть «его» ребенок и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны - и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.
3. Заявляемый мотив «иметь полную семью», своей настоящей мотивацией может иметь потребность избавиться от чувства неполноценности, выглядеть такими как все. Если это единственный мотив усыновления, то спустя какое-то время семья может обнаружить, что за возможность «выглядеть как все», приходиться платить слишком высокую цену, к чему она готова не была. Другой вариант, когда супруги в качестве мотива называют создание полноценной, полной семьи, имеет место, если супруги происходят из семей, где дети являлись ценностью родителей и жизнь без них не мыслилась. Усыновители усваивают эту модель семьи и имеют ее в качестве единственно возможной. Поскольку при этом усваивается и самоценность ребенка, и соответствующее отношение к нему, то прогноз усыновления по этому мотиву достаточно благополучный.
Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления.
4. Мотив «обретение смысла жизни» подразумевает потерю смысла жизни и может быть обусловлен разными причинами. Как острым горем, ситуативным стрессом, нарушенными отношениями в семье, так и плохо сформированными коммуникативными навыками, или одиночеством, за которым стоят личностные нарушения. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Поэтому этот мотив требует тщательного исследования, выявления проблем, стоящих за ним и решения их адекватно. Усыновление в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.
Иногда мотив «обретение смысла жизни» указывают семьи, переживающие нормативный кризис, вследствие невозможности семьи перейти на следующий этап развития. Семейная система объективно готова к следующему этапу жизненного цикла, который, однако, не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если наличествует способность любить ребенка, и личности усыновителей патологически не деформированы, усыновление на самом деле снимет проблему.
5. Пристального внимания требует и мотив «оставить нажитые материальные ценности». Оставить почему? Чтобы чувствовать себя благородным (так не чувствую)? Или жду (а может, покупаю) благодарность? Не верю в то, что меня могут любить просто так? Или еще что-то? Понятно, что этот мотив требует коррекции.
6. «Страх одинокой старости» изначально предполагает договорные отношения «ты мне – я тебе». Интимность, теплота, взаимное доверие в таких отношениях отсутствует, а значит, усыновление вряд ли будет успешным. Желание ухаживать за родителями хорошо, если оно продиктовано любовью и благодарностью к ним, а не отработкой своего долга. Полезно, также, проанализировать причины своего одиночества. Может так статься, что причина в самом человеке, и даже усыновив ребенка, он будет чувствовать себя одиноким. Нарушенные отношения в семье, как мы уже знаем, негативно сказываются на личностном формировании ребенка.
7. Мотив «сделать жизнь веселее» может свидетельствовать о неблагополучии супружеских отношений или неудовлетворенности своей жизнью, что, в свою очередь, также может быть обусловлено различными причинами. Этот мотив может иметь место и при нормативном кризисе в процессе прохождения жизненного цикла семьи. В любом случае, данный мотив требует осознания, какую на самом деле проблему призвано решить усыновление и возможно ли ее решение посредством такого шага.
8. Нередко к усыновлению прибегают семьи, дети которых умерли. Находясь в состоянии острого горя, родители совершают действия, призванные уменьшить боль от потери. Решение об усыновлении принимается импульсивно, без взвешивания своих возможностей, как мера «скорой помощи». В этом состоянии родители нуждаются в понимании и поддержке и поэтому не способны оказать ее усыновленному ребенку, испытывающему трудности адаптации в новых для него условиях. Практически всегда, родители, потерявшие ребенка, испытывают чувство вины за произошедшее. Неосознанно, они пытаются исправить ситуацию, применительно к усыновленному ребенку. Усыновленный ребенок же, самостоятельная личность, со своими, отличными от прежнего ребенка особенностями и потребностями и требует к себе соответствующие этим особенностям и потребностям отношения. Бессознательное ожидание от усыновленного ребенка, что он заменит умершего, часто формирует у него шизофренические черты характера. Практика показывает, что усыновления, произведенные в момент не прожитого горя, заканчиваются отчуждением между ребенком и приемными родителями.
Усыновление семьей, потерявшей своего ребенка возможно, если она прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка. Понимание того, что усыновленный ребенок, это другой ребенок, со своими собственными характеристиками и потребностями – условие успешного усыновления. Родители также должны четко осознать, что ребенок не для того, чтобы облегчить боль утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.
В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликтымежду супругами.
9. Что касается мотивов - сохранение семьи, избавление от чувства неполноценности, получение признания за благородный поступок, самоутверждение, то следует знать, что ожидания, стоящие за ними никогда не оправдаются. Усыновление по этим мотивам, без любви к ребенку, принятия его, понимания его трудностей, желания помочь ему, скорее принесут ему вред, чем помогут. Холодные, жесткие отношения в семье, отвержение ребенка калечат его не меньше, чем воспитание в интернатном учреждении.
Таким образом, наиболее благоприятный прогноз усыновления в случаях, когда родители усыновляют ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.
10. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.
11. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. Для детско-родительских отношений характерна симбиотическая привязанность, трудности сепарации. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. У ребенка могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).
Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.
Тайна усыновления: за и против
«Без утрат не было бы усыновления»
o Охраняется законом (Норма основана на требованиях Конституции РФ о праве граждан на личную и семейную тайну)
o Должна соблюдаться по желанию усыновителей. Разглашение кем-либо тайны усыновления возможно только с согласия усыновителей.
o Женщина, усыновившая ребенка в возрасте до трех месяцев (новорожденного), имеет право на получение отпуска по беременности и родам и пособия по беременности и родам независимо от места пребывания усыновленного ребенка (в родильном доме (отделении), детском стационаре, доме ребенка).
o Оформление нового свидетельства о рождении ребенка органом загса, где данные об усыновленном и его родителях указываются именно в соответствии с судебным решением, также способствует обеспечению тайны усыновления
o Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли усыновителей, могут быть:
o Привлечены к уголовной ответственности
o Могут быть наказаны штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, исправительными работами на срок до одного года, арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового