o Тайны искажают действительность.
o Тайны подрывают доверие и разрушают близость.
o Тайны разъединяют людей.
o Тайны порождают притворство ( Когда детям говорят: Не думай! Не спрашивай! Не смотри! Не чувствуй! – они теряют чувство реальности).
o Тайны порождают фантазии.
o Тайны порождают чувство страха.
o Тайны порождают чувство стыда.
Почему хранят семейные тайны?
o чтобы удержать контроль, защитить других
o почувствовать себя защищенными, спрятать свой стыд
o представить себя в более выгодном свете
o сохранить свой имидж
o чтобы забыть о прошлом
Почему специалисты считали необходимой тайну усыновления
Формула: «Создать для ребенка новый мир»:
o Дети должны забыть свое прошлое
o Усыновители должны создать новую реальность –право существовать в полной анонимности и отсутствие необходимости рассказывать ребенку о его происхождении
Биологические родители должны стереть из памяти все, что с ними произошло
o Благие намерения:
o биологической матери будет легче справиться с чувствами,
o вызванными расставанием с ребенком;
o • биологическая мать будет избавлена от клейма «падшей женщины»;
o • ребенок будет избавлен от клейма «незаконнорожденного»;
o • ребенку будет проще стать частью новой семьи;
o • семья сможет предстать в глазах сторонних наблюдателей в виде «обычной» биологической семьи
Последствия тайны усыновления для ребенка
o Синдром приемного ребенка.
o Фантазии об идеальных родителях.
o Отношение к себе как к не заслуживающему любви и доверия (я - «никчемный человек»).
o «Тревожное одиночество» трудности с самоидентификацией.
o «Черные дыры» прошлого.
|
o Потеря доверия к близким.
o Ребенок, оторванный от своих корней, тратит неизмеримо больше времени и сил на разрешение противоречивых чувств, пытаясь решить для себя, «чей» он, и кого он «должен» любить.
Последствия полного сокрытия правды
o Сохранить тайну не удается почти никогда.
Когда человек узнает правду – в детстве или уже став взрослым, он чувствует себя оторванным от усыновившей его семьи (а часто и от
o всего человечества).
o Он испытывает неимоверную ярость из-за того, что самые близкие люди не были с ним честны.
o Непреодолимое чувство стыда из-за того, что окружающие сочли произошедшее с ним до усыновления настолько ужасным, что это надо было скрывать.
o Усыновители, которые ищут «идеальный» момент для того, чтобы рассказать ребенку правду о его происхождении, как правило, его не находят.
Полуправда вместо всей правды
o Выборочность в представлении фактов нужна, когда ребенок еще не в состоянии понять действие социальных факторов, приведших к его усыновлению.
o Умолчание или упрощение информации необходимы, когда ребенок мал, но крайне вредны, когда он уже способен воспринять эту информацию.
o Усыновленные дети должны располагать всей полнотой информации о своих биологических семьях к моменту вступления в подростковый возраст. Очень важно, чтобы родители рассказали им об их прошлом до того, как они приступят к решению ключевых задач развития подросткового возраста – формирования идентичности и индивидуации (отделения от семьи), а не во время этого процесса.
Уход от тяжелых разговоров с ребенком
|
o Дети настолько заняты переживанием утрат, с которыми им пришлось столкнуться (и попытками предотвратить будущие утраты), что им тяжело сосредоточиться на том, что их окружает.
o Дети часто говорят, что не могут думать ни о чем, кроме усыновления, причем как раз потому, что в семье об этом никогда не говорят
o Магическое мышление.
От рождения до 3 лет
o задачей развития - формирование чувства доверия
o Еще до того, как ребенку исполнится три года, он должен научиться использовать правильные термины для описания понятий, связанных с усыновлением, чтобы по мере взросления он мог лучше усвоить эти понятия.
o Например, ребенок должен научиться использовать вместо словосочетаний «родная мама» или «настоящая мама» словосочетание
«биологическая мама», потому что в этом случае выбор слов напрямую влияет на понимание ребенком того, что с ним произошло
Как сказать ребенку об усыновлении Ребенок, усыновленный в грудном возрасте.
o Для ребенка, усыновленного в грудном возрасте, понимание того, что он был усыновлен, должно стать столь же естественным, как понимание того, что он является мальчиком или девочкой
Например: «Эти фотографии я сделал в тот день, когда мы принесли тебя домой из …. Мы все были очень рады, что ты у нас появился!».
o Нельзя говорить ребенку, что его «отдали» на усыновление, или что от него «отказались»
o Биологических родителей ни в коем случае нельзя называть «настоящими» или «родными»; ведь и про усыновителей нельзя сказать,что они «ненастоящие» или «неродные»!