Корабли «живут» долго. Какие-то уходят на слом, а некоторые могут проходить сквозь сражения, переживать войны, видеть упадок и расцвет государств. Биография таких кораблей порой пополняется и по сей день. Яркий пример — немецкий транспортный пароход, переделанный в военный корабль.Он продолжает служить людям и сегодня.
Пароход GrafvonGötzen
Крупные европейские державы на протяжении веков занимались экспансией. Португалия, Испания и Франция контролировали значительные по размеру территории, не говоря уже про англичан, именовавших свою страну «империей, над которой никогда не заходит солнце». Германия же, несколько опоздавшая к колониальному разделу мира, не могла составить им конкуренцию. К началу прошлого столетия она имела лишь небольшие колонии в Африке. Ими были современные Того, Камерун, Намибия, Танзания, Руанда и Бурунди.
Немцы со свойственной им основательностьюзанимались благоустройством своих заокеанских владений. Инфраструктура, железные дороги, сельское хозяйство — всё это интенсивно развивалось. Наиболее активно прогрессировала Немецкая Восточная Африка. Её западная граница проходила по озеру Танганьика. Другой берег принадлежал Бельгии, а с южной стороны озера находились британские владения. Кайзер Вильгельм II вынужден был бороться за лидерство в регионе, в котором бурно развивались торговля и грузопассажирский поток.
Для этого на берегу Индийского океана было решено построить масштабный порт, а также усилить флот на озере Танганьика. В военное время флот служил силой, которая могла бороться с врагом, а в мирное содействовал развитию торговли. Перед Первой мировой войной в Папенбурге на верфи Meyer-Werft были заказаны три парохода, один из которых построили и перевезли в Африку к 1914 году.
|
На тот момент транспортировка такого крупного объекта была сложной задачей. Однако с ней справились успешно. Пароход разобрали на части и перевозили на транспортных судах и по железной дороге, после чего собрали на месте. GrafvonGötzen, названный в честь исследователя и экс-губернатора Восточной Африки, был торжественно спущен на воду в феврале 1915 года.
Это был крупный корабль: длина 70 метров, водоизмещение 800 тонн. Две паровые машины давали возможность развить 11–12 узлов скорости,что было достаточно прилично для данной акватории. Местом приписки стал порт Кигома, главный порт на берегах Танганьики. Во время Первой мировой войны новый пароход перестал считаться гражданским судном. Из метрополии пришло распоряжение подготовиться к боевым действиям и сформировать из имеющихся кораблей боеспособные единицы. Получив 105-мм и 88-мм орудия главного калибра и два вспомогательных 37-мм орудия, пароход стал именоваться SMS GrafvonGötzen.
SMS GrafvonGötzen
Боевые действия в Африкеразительно отличались от происходящего в Европе. Никаких сражений лоб в лоб,только засады и внезапные нападения. В начале войны немцы решили уничтожить единственный бельгийский пароход на озере Танганьика, AlexandreDelCommune.Первая попытка произошла 23 августа 1914 года нареке Лукуге, где бельгиец укрылся под защитой береговых батарей. Пароход HedwigvonWissmann (на тот момент единственный корабль германских морских сил Танганьики), находясь в зоне действия артиллерии противника, примерно два часа обстреливал AlexandreDelCommune. Получив значительное количество попаданий в котельную установку, серьёзно повреждённый бельгийский пароход выбросился на берег.Немцы же, вследствие искусного маневрирования, не получили вообще никакихповреждений.
|
Осенью 1914 года для усиления флотилии на озеро был переброшен пароход Kingani, который по большей части занимался разведкой и снабжением.
Темвременем немцы получили сведения, что AlexandreDelCommune был вновь спущен на воду в Альбертвиле. И вторая попытка расправиться с бельгийцем увенчалась успехом. 22 октября 1914 года HedwigvonWissmannприблизился к Альбертвилю и прицельным огнём, под обстрелом вражеских батарей, уничтожил AlexandreDelCommune.
HedwigvonWissmann
26 декабря 1915 года англичане устроили засаду, в которую попал немецкий Kingani, патрулировавший север Танганьики. Другие два немецких парохода в это же время были атакованы бельгийской авиацией, из-за чего не смогли прийти на помощь. В итоге британцы захватили Kingani и пленили экипаж.
На поиски пропавшего парохода в январе 1916 года отправился HedwigvonWissman. Его встреча с английскими катерами в устье Лукуги окончилась неудачно:пароход был потоплен. Следом пошёл озёрный флагман немцев GrafvonGötzen, но, после обнаружения во вражеском порту Kingani, было принято решение не нападать на укреплённые позиции британцев.
Активные боевые действия завершились, GrafvonGötzen вернулся в Кигому, где и поддерживалась его боеспособность. В этом порту в июне 1916 года на пароход была совершена атака. Пилоты бельгийских аэропланов сбросили несколько авиабомб, заявляя позднее, что нанесли серьёзные повреждения. Это, впрочем, не соответствовало действительности:сами немцы выявили лишь незначительные повреждения от осколков.
|
Для Германии в 1916 году война складывалась не лучшим образом. События в Европе, разумеется, отразились и на колониях. В частности, было приказано укрепить береговую оборону. Для этого орудия с GrafvonGötzen были сняты и переправлены в Касангу. Пароход перестал быть боевой единицей и потерял возможность активно влиять на ход боевых действий. Позже немцы оставили Кигому и отвели пароход в устье реки Малагараси. Капитан, желая сохранить своё судно, распорядился демонтировать все механизмы, покрыть их слоем смазки, упаковать в водонепроницаемые чехлы и закопать неподалеку от озера. Корпус заполнили песком, смазали и затопили у берега.
Однако судьба GrafvonGötzenна этом не закончилась. После войны пароход был поднят англичанами. Они нашли демонтированное оборудование и в 1927 году восстановили судно, дав ему новое имя — Liemba. Бывший немецкий озёрный флагман возобновил свои круизы по Танганьике, перевозя пассажиров вплоть до 1970 года. Затем пароход целых 6 лет находился на ремонте, после чего смог продолжить работу.
Liemba, бывшийGrafvonGoetzen
Во время конголезских войн в 1997 году он перевёз свыше 75 тысяч беженцев. Долгое время GrafvonGoetzenбыл единственной связью с цивилизацией для местных жителей.
Последний корабль Кайзеровского флота продолжает рейсы по Танганьике и по сей день, пройдя через очередной ремонт в 2016–2019 годах. Он крайне популярен и любим туристами!