Методы психологического консультирования




Понятие и цели психологического консультирования

 

Психологическое консультирование – совокупность процедур, направ­ленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствова­ния личности и межличностных отношений.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на ос­нове осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психо­логического консультирования, отличающие его от психотерапии: кон­сультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и про­блемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

1. консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (1968);

2. консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее кли­ентов;

3. консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

4. консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаи­модействии личности и среды;

5. в консультировании акцентируется ценностное участие консуль­танта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

6. консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

 

Виды консультирования:

По сферам приложения:

1. детское;

2. подростковое;

3. семейное и супружеское;

4. профессиональное;

5. индивидуальное, ориентированное на проблемы личности;

По количеству клиентов:

1. индивидуальное;

2. групповое;

По пространственной организации:

1. контактное (очное);

2. дистантное (заочное) – по телефону, переписка.

 

Методы психологического консультирования

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опира­ющихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа

Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, ис­пользуемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирова­ния высказываний, краткость и ясность речи психолога и др.

Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением кон­такта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, про­грамме. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Этапы беседы:

1.Постановка вопросов. Цель – получение информации о клиенте, побужде­ние его к самоанализу.

2.Ободрение и успокаивание. Важны для создания и укрепления консульта­тивного контакта. Ободрением выражается поддержка – основная составля­ющая контакта («Продолжайте», «Да, понимаю»). Успокаивание помогает клиенту поверить в себя («Очень хорошо», «Вы поступили правильно»).

3.Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение со­держания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Отражение содержания помогает и самому клиенту лучше понять себя, разо­браться в своих мыслях. Перефразирование имеет три правила: перефразиру­ется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утвер­ждения клиента, добавлять от себя; избегать дословного повторения.

4.Отражение чувств – внимание сосредотачивается на том, что скрыто за со­держанием. контакта, потому что показывает клиенту, что консультант ста­рается познать его внутренний мир.

5.Паузы молчания. Молчание – увеличивает эмоциональное взаимопонима­ние консультанта и клиента; - предоставляет возможность клиенту «погру­зиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; - поз­воляет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

6.Предоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отве­чает на вопросы, информирует клиента о разных аспектах обсуждаемых про­блем.

7.Интерпретация консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогает установить причинные связи между поведением и переживанием. Хорошая интерпретация не бывает глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.

8.Конфронтация – всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологиче­ской защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным си­туациям, по которым угнетают, ограничивают становление личности.

9.Чувства консультанта и самораскрытие. Самораскрытие консультанта мо­жет быть: выражение непосредственных реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом «здесь и сей­час»; рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуа­цией клиента. Консультант посредством выражения своих чувств раскрыва­ется перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

10.Структурирование консультирования – организация отношений консуль­танта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консульти­рования.

Разновидности интервью:

1. стандартизированное – имеет стойкую стратегию и четкую так­тику;

2. частично стандартизированное – опирается на стойкую страте­гию и более пластичную тактику;

3. свободно управляемое диагностическое интервью – основыва­ется на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную так­тику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное вос­приятие психических явлений с целью изучения их специфических измене­ний в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоцио­нальной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной си­туации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда при­емов:

- заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заин­тересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

- уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите ска­зать, что…?»;

- получение ответа на свой вопрос;

- повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

- переформулированные мысли собеседника: (Другими словами.…)

- поддерживающие реакции: (угу-реакции), (Да-да), поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

- обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологиче­ского консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требова­ний, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта.

Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собе­седнику необходимо поделиться своими переживаниями, и он сам выступает инициатором разговора.

Эмпатическое слушание предполагает: избегание оценок и толкования, скры­тых от собеседника мотивов его поведения вместо привычного высказыва­ния, содержащего упрек и оценку: (Ты сам виноват, что с тобой это случи­лось). У тебя трудный характер можно произнести: (Ты расстроен?) Тебя раздражает твоя вспыльчивость, нетерпимость? Точное отражение пережи­вания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и приня­тия.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

- эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, пережива­ние тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

- рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

- идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

1. метод личностно-центрированного консультирования,

2. метод экзистенциального консультирования,

3. метод психоаналитического консультирования,

4. метод поведенческого консультирования,

5. метод когнитивного консультирования,

6. метод консультирования, фокусированного на решении,

7. мульти модальное консультирование и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: