Психологическое консультирование при алкоголизме




 

 

Алкоголизм – одна из важнейших социальных проблем современности, одна из труднейших медицинских проблем, и одна из самых сложных проблем психологической и психотерапевтической практики.

При выдвижении на первый план психологических факторов перед биологическими, многократно возрастает роль психологического консультирования по этим проблемам.

Выбор способов конкретной помощи алкоголику зависит от осведомленности консультанта в проблеме алкоголизма, от его взгляда на этиологию алкоголизма и личность алкоголика…Консультант обязан осознать свое отношение к алкоголику и алкоголизму и истоки возникновения этого отношения».[10] Стратегия и тактика работы консультанта во многом обусловлены пониманием причин алкоголизма.

Р. Кочюнас приводит варианты такой обусловленности.[11] Некоторые консультанты понимают алкоголизм как вредную привычку, порок, слабость характера. Консультант при таком подходе прямо говорит, что он думает об алкоголизме и алкоголиках вообще и конкретно о клиенте, а также разъясняет, что тот должен сделать. Следует перестать пить, начать заботиться о семье, найти хобби. Услышав это от «авторитетного» специалиста, алкоголик может на некоторое время прекратить пить и сделать попытку «начать новую жизнь». Тем не менее, как отмечает Р. Кочюнас, проблема остается. И, спустя некоторое время, клиент снова начинает пить.

Консультанты, которые видят причины пьянства в жизненных заботах, в стремлении убежать от трудной и болезненной реальности, всю свою энергию направляют на раскрытие трудностей и проблем, избегаемых клиентом. И большинство алкоголиков охотно говорят о своих трудностях. Это нередко вызывает сочувствие, желание помочь. Добродетельность консультанта иногда приносит хороший непосредственный эффект, но не надолго. Алкоголик будет стараться привлечь на свою сторону консультанта, чтобы сделать его безопасным и через какое-то время продолжить пить.

Проблема отчетливо превращается в личностную, когда консультанты принимают во внимание внутренние конфликты клиента-алкоголика, выражающиеся в страхе перед самим собой. У многих алкоголиков неадекватно заниженная самооценка. И безмерное пьянство – это способ нанести себе вред, способ выразить ненависть к самому себе. Такая самооценка также выражается в высокой чувствительности к критике. Критика вызывает закрытость алкоголика. Как ни трудно, но консультанту, который хочет добиться хоть какого-то позитивного эффекта от консультирования алкоголика, придется увидеть в нем человека со своими желаниями, страхами, характером и будущим. Низкая самооценка сказывается и в страхах по поводу своей потенции, присущих очень многим из алкоголиков. На почве алкоголизма и проведения времени в однополом обществе у алкоголика могут развиться еще и страхи по поводу возможного гомосексуализма.

Раскрыть содержание своей внутренней жизни алкоголику нелегко и представляется рискованным. Клиент, столкнувшись с тем, что у консультанта появилось знание о тайных уголках его жизни, может начать агрессивно нападать на консультанта. Агрессию вызывает и недостаточное внимание по отношению к внутреннему миру алкоголика. Такая двойственность выражает специфическую проблему консультирования алкоголиков: что бы консультант ни делал, все оказывается неудачным, и клиент снова оказывается в обществе бутылки.

В работе с алкоголиками, консультанту стоит осознать две вещи:

1) собственную профессиональную напыщенность или склонность к ней время от времени, перестать ждать благодарности;

2) осознать, что алкоголик склонен специально превозносить консультанта, для того, чтобы потом «взорвать пузырь его тщеславия». Самолюбие консультанта будет задето в гораздо меньшей степени, если он будет знать о такой особенности манипуляций и сопротивления консультированию со стороны алкоголика.

Консультант должен учитывать деструктивность алкоголика по отношению к самому себе. Сопротивляясь консультанту, алкоголик избегает самопонимания. А самодеструктивная тенденция – это, видимо, сущность проблемы алкоголизма. Не осознав стремления к саморазрушению, клиент не поймет причины своего пристрастия к алкоголю. Очень важно, как говорить об этом. Алкоголик и сам знает, что разрушает себя, свою семью и жизнь близких. Подчеркивать следует лишь умышленных, хотя отчасти и неосознанный характер стремления к саморазрушению. Консультант должен не только объяснить смысл теперешних действий клиента, но и предсказать его поведение после прекращения консультирования. Предвидение, основанное на реалиях жизни клиента, предоставит ему определенную точку отсчета – когда многое из того, о чем говорил консультант, начнет сбываться, клиент сможет спокойнее посмотреть на свое прошлое без излишней озлобленности или вины. Подобная тактика консультанта гораздо эффективнее, чем морализирование.

Работать с алкоголиком можно только, когда он не пьет.

Консультанту следует учитывать амбивалентный характер отношений с алкоголиком: алкоголик одновременно, зависит от консультанта, и, одновременно же враждебен к нему.

Консультант, также должен разобраться в своих реакциях контр переноса (переноса содержаний своего внутреннего мира на мир клиента). При работе с алкоголиками нередко возникает чувство безнадежности. Консультант должен четко осознать, что он может помочь алкоголику стремиться к трезвости, но не может заставить его бросить пить. Клиент только собственными усилиями может бросить пить, и выработать какой-то конструктивный стиль жизни.

 

 

Список используемой литературы:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: «Социальное здоровье», 1994. - 189с.

2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2001.-528с.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проспект, 1999, с. 18-21.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: