Поучение Владимира Мономаха (1096 г)
В составе «Лаврентьевской летописи»
1) Поучение
2) Автобиографическое летописание
3) Письмо к Олегу Святославовичу
Интерпретация Поучения – 4) – Молитва – князю не пренадлежит.
«Страх Божий » - начало начал.
Письмо адресовано Олегу Святославовичу (Гориславовичу (много горя и бед приносил Руси)
Повод: 1096 год – междоусобная битва Олега Святославовича с Изяславом (сыном Мономаха). Жена Изяслава в плену. Олег не уступил желанию Мстислава (старший сын Мономаха)
Мономах пишет письмо убийце своего сына. Он не обвиняет Олега, прощает убийцу, предлагает ему вернуться и получить свою часть княжества.
Письма уникально. Оно начинается с покаятельного тона, высказывает мысль, что жизнь человека в руках Бога и что виноватых в сложившейся ситуации нет. Мономах не собирается мстить Олегу.
Олег был суровым, но великолепным воином, он был нужен русской земле.
Письмо было вызвано этическими представлениями о политике, стремлением к объединению князей, согласно Любяческому съезду. Мономах пытался опереть систему на христианскую мораль. Развивал культ Бориса и Глеба. Описал заботу о живых, талант прощения.
· Поучение – наказы, «Страх Божий»
· Летопись – житейские труды
· Письмо – прощение убийцы
«Аще последнее не любо, переднее принимайте»
Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.
|
Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.
Рассказ Мономаха о своей жизни
|
Князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».
Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.